«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Европейский синдром или как Болонский процесс «наступает на пятки»

Российские студенты (в том числе и медицинских вузов) прорвутся в Европу! Может быть, правда, европейцы нас сами за халаты хватать будут ;) – это вопрос дискуссионный. Скажем лишь одно: интеграция с Европой началась, идет она быстро. Вот кусочки фактов, а вопрос один: кто будет «в плюсе», а кто - «в минусе» (кто-то «в минусе» будет точно – по закону сохранения материи так полагается)? Предположения делать не берусь, но кое-какой интересной информацией с читающим сообществом поделиться очень хочется.

Итак, вот она, моя незамысловатая история.

Вернемся в 1999 года, именно тогда в Болонье (Италия) была принята декларация, целью своей имеющая интеграцию навыков высшей школы на европейском пространстве. Именно процесс создание этого единого пространства мы называем «Болонским».

Инициаторами всех этих реформ были уважаемые люди: граждане из Сорбонны, той же Болонье и других именитых (по части высших школ) городов. За результатами образовательной программы советуют обращаться в 2010 году, а уже сейчас число стран - участниц увеличивается экспоненциально ;). Россия вступила в соглашение в 2003, реформу же, как таковую, мы ощущаем лишь сейчас: три года ушло на раскачку, бумажки, фуршеты. А вот теперь предвкушаем нововведения: появляются кредиты, и хоть к денежным нас приучили, эти совсем другого рода – так теперь будет оцениваться трудоемкость обучения; студенты должны стать мобильными (поймите меня правильно, не я это придумала), в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно за рубежом; особенно интересно взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования. Отдельно, но немного, расскажу о кредитах (потому что студенты уже все «усы» себе «измотали» этой информацией). В России, фактически, 4-бальная система образования – это коробит тонкую европейскую душу (а нам нипочем!!!), поедешь заграницу, там тебе все в процентах могут выставить, в десятых долях, по 100- бальной системе.

Болонская реформа предоставляет возможность студенту «подзаработать» балы за активность на занятиях (порядка 30% от всей суммы балов), за самостоятельные и практические занятия (примерно столько же), а за экзамен можно, в идеале, лишь процентов на 10 больше получить. Вроде хорошо, только одно маленькое «но»: все три составные части итоговой «оценки» должны быть («выехать» на экзамене, как раньше, не получится).
Маленький итог всего вышесказанного: Болонская система необходима европейцам, так как они активно интегрируются, и все становится ходовым товаром, в том числе и образование (согласитесь, невыгодно же некоторым продавать яблоки за 3€ в Италии и за 8€ в Германии – пусть везде будет по 8). Да, наука давно уже стала модным и прибыльным капиталовложением. На этом поприще всех «сделали» американцы, у них, как известно, этот процесс поставлен на поток.

В том числе и из-за желания составить США конкуренцию родился Болонский процесс. Так что европейцам все это реформирование, как ни крути, выгодно. Правда, здесь есть своя интрижка: при всем уважении к братьям-славянам надо признать, что умный студент, например, быстренько из Словакии переедет в Германию. Впрочем, высшим чиновникам в сфере образования ума не занимать – как-нибудь проблему с утечкой кадров решат, нас (по крайней мере, меня лично) вот какой вопрос волнует: нам-то это зачем, али плохо было?

Нет, плохо не было; было даже очень хорошо, просто взаимодействие между Европой и Россией настолько велико, необходимость быстрого взаимопонимания в сфере профессиональной деятельности огромна, совершенно необходима мобильность, взаимопомощь – все это обуславливает картину сегодняшнего дня. Не стоит объяснять, что одна голова – хорошо, а две – лучше, изолироваться сейчас, значит потом идти назад: времена, когда мы варились в собственном соку прошли, теперь важно и нужно обмениваться опытом, перенимать методики, совместно разрабатывать новые технологии. Для особых противников «иностранщины» стоит отметить, что русский дух, он такой, его никакой реформой особо не проймешь!

Я тут решила припасти один казус: европейцы любят двухуровневую систему (бакалавр, магистр), они ее так усердно любят, что от всех требуют. Но нельзя в медицинском вузе пять лет учиться, если ты врачом хочешь стать, а магистратура у них, максимум, 3 года. Вот и получается, что студент в Европе в среднем пашет 8 лет на право полноценно работать, в России же на это уходит 9-10 лет (никто ведь, надеюсь, не осмелиться подумать, что мы год – два лишнее учим). Как тут быть? Европейцы успокаивают (может, зубы заговаривают?), мол, сохранение культуры, традиций – это мы понимаем и всячески приветствуем. Вообще, меня эти слова «бакалавр», «магистр» немного напрягают, привычки нет, что ли? Вот у французов бакалавр – человек со средним образованием, по-нашему, типа лицеиста, в Швейцарии бакалавр – человек умный, высшее образование имеющий, как они друг друга понимают?! А наш ректор, Александр Михайлович Пальцев, на пресс-конференции по итогам совещания руководителей медицинских и фармацевтических вузов сказал так: "Мы вместе с европейским медицинским сообществом считаем, что не следует в рамках Болонского процесса вменять в обязанность медицинским вузам переходить на двухуровневую систему, по-прежнему отдавая предпочтение интегрированной одноуровневой структуре с последующей интернатурой и докторантурой". Всё, вопрос исчерпан.

Теперь нюанс практического характера: диплом наш каким теперь будет, что там такое написать смогут, что все европейцы от него сразу в восторг придут? Хитроумные реформаторы и тут все продумали: к диплому в обязательном порядке будет вручаться приложение, в котором просто и ясно будет объясняться, какой уровень подготовки специалиста (квалификация), что из себя этот специалист представляет (ФИО и так далее – личное дело J), содержание образовательной программы и дополнительная информация – по усмотрению вузов. Впрочем, никаких сопоставлений квалификаций (типа русский врач лучше немецкого) и индивидуальных характеристик там не будет, приложение это спецзаказом на спецбумаге итальянцы делать будут и нам высылать, степеней защиты там, разумеется, видимо-невидимо.

Касаемо квалификаций и их сопоставлений… Для скептиков отмечу: будут наши дипломы в других странах приниматься, должны. С другой стороны, товарищи студенты, неужели нам так Европа нужна?! На кой она нам? Меня и здесь неплохо кормят J. За зарплатой не угонишься: туда уедешь, здесь – прибавят.
P.S. Кто «в минусе», а кто – «в плюсе» - не знаю, сами решайте…