«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.10.2006

«Настроение учителей лучше, чем прежде»

Перед Днем учителя глава Минобрнауки рассказал о новшествах, которые ожидают российское образование в новом учебном году. Министр считает, что «школу ждет только самое лучшее». Правда, говорят эксперты, зарплата учителей если и вырастет, то вкупе с нагрузками и за счет увольнений коллег.

5 октября Россия празднует День учителя. В понедельник в преддверии праздника министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал журналистам, что ждет школу после окончания торжеств.

По версии министра, «школу ждет только самое лучшее». А именно «отсутствие революционных изменений», расшифровал он чуть позже «Газете.Ru». Тем не менее многое в школьной жизни все-таки изменится. Только «реформирование сверху», как писала «Газета.Ru», сменится «самореформированием» на уровне регионов и муниципалитетов. Эту задачу, подтвердил глава Рособрнауки, призвано сыграть новое направление нацпроекта «Образование» – состязание в продвинутости по пути реформ между регионами. Таким образом, подчеркнул министр, наконец-то начнутся системные преобразования отечественного образования.

Самые продвинутые регионы будут премировать крупными бюджетными грантами.

Остальным останется умирать от зависти и недофинансирования и двигаться по стопам передовиков. Таким образом, заявил Андрей Фурсенко «Газете.Ru», уже в 2007 году система образования перейдет от нынешнего сметного принципа (финансирование школы) к нормативно-подушевому (по схеме «деньги следуют за учеником»).

Одновременно, отметил он, начнется массовый переход регионов на новую систему оплаты труда педагогов – в зависимости от квалификации учителя и количества его учеников. Кроме того, многих ждет увольнение. «В школе должны остаться только жизненно необходимые учителя», – сообщил министр.

За счет новой системы оплаты и увольнений учительские зарплаты, по оценке Минобрнауки, увеличатся в два-три раза.

«Уже сегодня на новую систему готовы перейти более половины регионов», – заверил министр.

Впрочем, признал он, даже с учетом дополнительной подпитки одномоментно решить все финансовые проблемы образования не удастся. «В разы финансирование образования за год не возрастет. Мы ставим перед собой только реальные цели»,– признал он. В частности, продолжится невыполнение нормативов госфинансирования учащихся. «Сегодняшнее финансирование отстает от минимальных нормативов не менее чем на 30–40%. А в вузах еще больше», – признал он. (В среднем по России затраты на одного студента составляют около 23 тыс. руб. в год, что намного меньше, чем в любой развитой стране, напомнил министр.)

Зато, надеются в Минобрнауки, в новом году возрастет внебюджетное финансирование, и в том числе за счет преобразования учебных заведений в автономные учреждения (АУ).

Их принципиальное отличие от нынешних школ, техникумов и вузов в большей самостоятельности по зарабатыванию денег, но и в большей ответственности за ее результаты – вплоть до разорения. Впрочем, сообщил министр, в своей окончательной редакции только что принятый закон содержит гарантии от их возможной приватизации. А внесенный в закон принцип добровольности преобразований оградит верных кандидатов на разорение от вступления на этот путь. Притом, особо подчеркнул Фурсенко, в обозримом будущем АУ станут только вузы или техникумы – учебные заведения, имеющие мощное внебюджетное финансирование (в вузах оно давно превышает 50%). «Средней школы этот процесс коснется не скоро», – твердо пообещал он.

Что же касается такого новшества, как введение в 2006 году в двух российских регионах «Основ православной культуры» в качестве обязательного предмета, то, как заявил министр, позиция министерства и его лично «заключается в том, что школьники должны знать и понимать историю и культуру православия. Человек, не знающий их, не сможет понять ни литературу, ни историю своей страны». Правда, подчеркнул он затем, «равным образом нужно знать и историю других религий», поэтому, как сообщил Фурсенко, «речь должна идти о светском школьном предмете "История мировых религий". Причем не на факультативной, а на обязательной основе». Православию же в этом курсе, по его мнению, все равно должно уделяться основное место, поскольку именно оно сыграло в истории России доминирующую роль.

Таким образом, по сути дела спор идет исключительно вокруг названия предмета, считает Фурсенко.

Поскольку он носит светский характер да еще и введен как региональный компонент, министр не видит в созданном прецеденте ни нарушения Конституции, ни оснований «вмешиваться и оказывать давление на регионы». Равным образом, подчеркнул он, в решение вопроса «недопустимо вмешательство чиновников, представляющих какую бы то ни было конфессию – православных или мусульман». Вопрос о введении ОПК может решать только общественность, подчеркнул он «Газете.Ru». А потому еще две недели назад из Минобрнауки в Общественную палату ушел запрос с просьбой дать оценку произошедшему.

В целом, по мнению министра, «в этом году настроение учителей лучше, чем прежде», хотя в учительских профсоюзах считают иначе.

Так, в начавшей эксперимент по новой форме оплаты труда Тюменской области «повышение зарплат было достигнуто благодаря воцарившейся в регионе потогонной системе», заявила «Газете.Ru» председатель профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова. Чтобы повысить зарплаты, чиновники сократили учительский корпус области на 2,5 тыс. человек, а всех учителей разбили на несколько категорий оплаты в зависимости от преподаваемого предмета. Самые большие оклады начисляют предметникам первой категории – учителям русского языка и математики. Ко второй категории отнесли физиков и химиков, а к третьей, низшей, историков и обществоведов.

Заинтересовали во введении потогонной системы и директоров школ.

Уровень их зарплат напрямую завязан на величину учительских, и теперь директорам выгодно, чтобы учителей было поменьше, а их зарплаты – и, соответственно, нагрузка – повыше, подчеркнула Галина Меркулова.

Зарплаты и правда возросли вдвое – с 6 тыс. в месяц до 12 тыс. руб. Однако и нагрузка учителя в Тюменской области стала запредельной, что скоро скажется на качестве образования, предсказывает она.


Исходная статья: Газета.Ru
Авторы:  Марина Лемуткина