«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
12.09.2006

Инновационное образовательное пространство

Инновационное образовательное пространство.

Что мы об этом знаем?

Согласно договору с Федеральным агентством по образованию, в 2006-2007 учебном году Московская медицинская академия должна максимально реализовать мероприятия, запланированные в Программе формирования инновационного образовательного пространства.

Новые образовательные программы

В первую очередь предполагается обновить боль¬шинство образовательных программ на всех уровнях образования и по всем специальностям. Будут созданы образовательные программы магистра общественного здоровья, магистра управления здравоохранением, магистра фармации.

Система начисления кредитов ESTC

Продолжится работа по адаптации для российско¬го медицинского образования системы начисления кредитов ESTC. В ближайшее время будут разработаны рекомендации по начислению кредитов для специальности «Лечебное дело*. Со следующего учебного года планируется внедрить эту систему на лечебном факультете, а затем и на других факультетах академии. Дальнейшее развитие получит проект по разработке и внедрению методологии модульной системы обучения. Уже созданы методические рекомендации но организации учебного процесса на основе принципа модульности, рекомендации по составлению электронных пособий по модульному принципу.

Предполагается, что инновации академии привле¬кут большее количество иностранных студентов. Поэтому на базе факультета иностранных учащихся будет создан Центр по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом

Дистанционное образование

Один из наиболее крупных проектов по совершенствованию содержания образования - создание на основе уже используемых в академии дистанционных образовательных технологий системы дистанционного образования. Для реализации этого проекта в августе 2006 года 6111л объявлен открытый конкурс. Информационная система дистанционного образования будет создаваться поэтапно, и уже к концу 2006 года мы сможем провести пилотное обучение нескольких групп региональных врачей по курсам семейной медицины и управления здравоохранением. По завершении проекта все факультеты академии (в первую очередь последипломного образования) смогут осуществлять обучение в дистанционном режиме.

Управление качеством

Для того, чтобы адекватно оценивать результаты изменений в содержании образования и организации образовательного процесса, предполагается па базе уже существующей системы качества образования создать объективную систему управления качеством образования. В рамках этого проекта будут обследованы существующие процессы образовательной деятельности академии, формализована стратегия и разработаны ключевые показатели деятельности и индикаторы менеджмента качества.
На основе сформированной таким образом политики управления качеством будет осуществлена серти¬икация образовательной деятельности академии по международному стандарту системы менеджмента качества ИСО 9001:2000 с учетом принципов Всеобщего менеджмента качества. Международная сертификация позволит повысить статус образовательных услуг академии за рубежом; проводить международную аккредитацию образовательных программ; адекватно оценивать уровень подготовки обучаемых в вузе.

Одновременно планируется создать ннформационную систему цетрализованного тестирования, с помощью которой обучаемый будет контролировать уровень знаний в процессе всего периода обучения, начиная с подготовительных курсов и до завершения обучения в вузе. Причем статистическая информация о каждом студенте будет сохраняться в информационной карте системы.

Мониторинг экспорта образовательных услуг

Управление такой организационной структурой, как академия, тем более эффективное управление, -многогранный процесс. Поэтому оптимизацию управленческих механизмов в академии планируется осущесшять по нескольким направлениям.
В первую очередь, это создание корпоративного упра¬вления и управления системой международного сотрудничества. В рамках первого направления пред¬полагается автоматизировать управленческую деятельность вуза, внедрить корпоративные информационные системы (такие как электронный ректорат, электронный деканат), методы корпоративного менеджмента и антикризисного управления, совершенствовать систему инвестиций.

По второму направлению будет создана система мониторинга экспорта образовательных уедут; оценки рисков; оптимизации экономических механизмов деятельности академии.

Программа развития персонала

Немаловажное значение при совершенствовании управления вузом имеет компетентность и профессио нализм кадровых ресурсов. В связи с этим принято решение в рамках реализации нацпроекта создать программу развития персонала академии, который будет направлен на курсы повышения квалификации различного содержательного наполнения и сроков обучения. Основными направлениями повышения квалификации являются: формирование пользова¬тельских навыков использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе; развитие навыков менеджмента, маркетинга, стратеги¬ческого проектирования, управления проектами и их применение в профессиональной деятельности; авто¬ризованное обучение применению специализированного программного обеспечения.

До конца 2006 года уже запланирован ряд тренин¬гов и семинаров для деканов и ключевых исполните¬лей по нацпроекту с целью формирования мобильности к изменениям и повышению результативности принимаемых решений. В рамках данного направления предполагается взаимодействовать с Институтом информационных технологий ЮНЕСКО, Академией АЙТИ, крупными консалтинговыми холдингами.

Электронная библиотека

Развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности предполагает создание системы электронного документооборота между всеми подразделениями академии на базе ее информационно-технологической инфраструктуры. Также будут продолжены работы по развитию электронной библиотеки ЦНМБ. Предполагается провести рстроконверсию карточного каталога ЦНМБ в электронный каталог в объеме 800000 карточек для построения архитектуры центральной электронной библиотеки. Для основных специальностей будут созданы медиатеки. Информация в них будет содержаться на дисках, а также будет организован авторизованный доступ через интернет.

В целях обеспечения образовательной и научной деятельности академии наиболее значимой мировой информацией предполагается закупить современную зарубежную литературу, организовать подписку на 500 зарубежных журналов.

Виртуальный музей медицины

Наиболее инновационным в данном блоке проектов является создание виртуального музея истории медицины. Для этого все коллекции музея будут отцифрованы. Через интернет будет организован доступ к этим коллекциям, в интерактивном режиме можно будет перемещаться по залам музея.

Информационно-технологическая инфраструктура

Для эффективного функционирования всех запланированных в рамках национального проекта «Образование* проектов необходимо создать ипформационно-технологическую инфраструктуру.

Наличие такой инфраструктуры предполагает подключение зданий ММА к интернету по выделенным высокоскоростным каналам связи, создание локальных сетей в помещениях факультетов.

Управление информационными потоками и обес¬печение всем сотрудникам академии бесперебойной работы с информацией будет осуществлять Центр управления данными и единое хранилище данных.

Дня факультетов будут закуплены компьютерные классы и мобильные рабочие места преподавателей. Помимо стандартной компьютерной техники компьютерные классы будут оснащены современными мультимедиа-проекторами, мультимедийными досками, принтерами и ноутбуками, а также будет создана беспроводная локальная сеть Wi-Fi.

Для того, чтобы факультет или отдельная кафедра могла получить такой современный компьютерный класс, им необходимо будет участвовать в конкурсе. И лишь та кафедра, которая представит лучший проект по использованию компьютерного класса или отдельного мобильного рабочего места в учебном процессе, сможет получить их.

Учебно-производственная аптека

Еще одним комплексным проектом развития ака¬демии является формирование инновационной инфраструктуры, что позволит совершенствовать механизмы интеграции образования, клинической практики и науки. В рамках этого проекта будет создана первая в России учебно-производственная аптека, в которой помимо производственного отдела, торгового зала, будет и аналитический отдел, музей фармации, учебные классы для студентов фармацевтического факультета.

Лаборатория ВИЧ - инфекции

В течение 2006-2007 гг. будет создана уникальная лаборатория по изучению морфо-физиологических свойств ВИЧ-инфекции. Создание культуральной лаборатории позволит: проводить исследование морфо-физиологических особенностей вирусов в любых биологических жидкостях человека; создать идеально адаптированные протоколы для исследования любых химических субстанций в качестве химиопрепарата против ВИЧ.

Фантомный центр

На стоматологическом факультете предполатстся дооснастить существующий фантомный класс 5 новыми фантомами.
Для отработки практических навыков студентов лечебного факультета в ММА будсг создан фантомный центр практических навыков, общей площадью более 500 квадратных метров. Он будет состоять из четырех классов - по одному на каждую специальность. При центре планируется создать учебно-методический отдел, обеспечивающий эффективную загрузку центра. Открытие такого центра позволит студентам первоначально отработать все ключевые навыки на фантомах и лишь затем на больных.

В изменяющихся условиях все сложнее становится получить согласие пациента на присутствие, обследование и проведение манипуляций студентами, особенно в тех случаях, когда речь идет об операционном вмешательстве.
Дм того, чтобы решить эту проблему, в академии будет' создана виртуальная лаборатория. Такая лаборатория состоит из операционного блока, оснащенного средствами видеоконференции, патоморфологиче-ской лаборатории и учебного класса с возможностью интерактивной обратной связи с операционной и лабораторией. Интерактивность между составными частями виртуальной лаборатории будет достигаться в том числе и за счет используемых мобильных решений и передачи информации на КПК преподавателя.


Исходная статья: "Медицинская академия" №1(2346)
Авторы:  ПРЕСС-СЛУЖБА ММА