«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.09.2006

Высшее образование: соотношение спроса и предложения

Каждый год российские вузы выпускают все больше специалистов. Аналитики обещают, к 2010 году в стране будет 5,8 млн. студентов - в два раза больше, чем в 1992-м. Куда же рвутся абитуриенты?

Например, в главном вузе страны - Московском госуниверситете - больше всего желающих выучиться на госчиновников. На факультете государственного управления конкурс составил 18 человек на место. Далее следует факультет биоинженерии и биоинформатики - 11 человек. За каждый билет студента факультетов экономики и мировой политики боролись 10 человек. Абитуриенты потеряли интерес к иностранным языкам: если в 2004 году факультет иностранных языков был самым востребованным - за бюджетное место сражались 16 абитуриентов, то сегодня его популярность сократилась ровно в два раза. На всех остальных факультетах конкурс практически не изменился: философский факультет- 6 человек на место, на химфаке и физфаке - 3. На психологическом, историческом и филологическом факультетах за место соревновались 4-5 человек.

Потоки распределения абитуриентов по факультетам в государственных вузах значительно отличаются от коммерческих, так как в частных учебных заведениях количество технических факультетов не превышает 10%. Как рассказала РИА Новости декан одного их частных московских университетов Алла Тоне, наибольшим спросом пользуются факультеты дизайна, юриспруденции и рекламы.

Готов ли рынок к наплыву молодых специалистов в этих отраслях? Наиболее востребованы специалисты следующих областей: Финансы и бухучет, Банки и инвестиции; ТНП (FMCG), IT и телекоммуникации, Строительство и архитектура, Транспорт и логистика, Маркетинг, реклама и PR, Кадровые службы HR, Производство и технологии, Фармацевтика и медицина, Юриспруденция, Туризм и гостиничное хозяйство, сфера услуг.

Работодатель становится все привередливей. Выбираются лучшие их лучших. Помимо хорошего диплома повсеместно необходимо знание иностранных языков, владение компьютером. Приветствуется наличие различных сертификатов об окончании различных курсов и тренингов.

Как показал опрос, произведенный журналом "Деньги", особенно радушно встречают работодатели выпускников МГТУ им.Н. Э. Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова, Финансовой академии при правительстве РФ, Государственного университета управления, Уральского государственного технического университета, Высшей школы экономики, Российской экономической академии, Московского и Ивановского энергетических институтов, а также МАИ и нескольких областных университетов. По тому, как расположились вузы, можно судить и о востребованности тех направлений, в которых они специализируются - экономика, менеджмент, IT... Именно эти учебные заведения "производят" специалистов для наиболее энергично развивающихся сфер рынка.

Практически везде вчерашним студентам предлагают невысокую заработную плату. Это объясняется отсутствием опыта работы молодых специалистов. Невысокий начальный уровень заработной платы - одна из причин устройства на работу не по специальности. Еще один фактор - смена интересов. Часто студенты за время учебы переводятся с одного факультета на другой или меняют учебное заведение. Также выпускники вынуждены уходить в другие сферы деятельности, где есть вакансии.

Например, высок спрос на управленцев, программистов и специалистов IT, вузы не в состоянии "поставить" на рынок такое количество специалистов. Эксперты прогнозируют в ближайшее время увеличение спроса на эти специальности на 15-25%.Обратная ситуация с юристами и экономистами: в недавнем прошлом среди абитуриентов это были самые популярные профессии. Но рынок труда изменился, произошло перенасыщение. Подобная ситуация и с гуманитариями: лингвистами, историками, искусствоведами. Выпускники не востребованы, поэтому в новом году количество учебных мест в госвузах на эти дисциплины сократится на 8%. Исключение - педагоги, их стабильно не хватает.

В России от 50% до 90% выпускников работают не по специальности. Министр образования РФ Андрей Фурсенко считает необходимым бороться с этой тенденцией. Еще в 2004 году он предложил заключать трехсторонние договора между государством, вузом и студентами. "Вуз берет обязательство дать знания, государство - обеспечить учебному заведению финансирование, а студенты по окончании вуза - определенный период времени работали бы по той специальности, которую получили", - заявил Фурсенко. Министр считает справедливым возврат денег за обучение выпускником государственного вуза, который не собирается работать по специальности. "Если государство оплачивает образование, оно имеет право на то, чтобы человек какое-то время отдавал свои знания в интересах государства", - отметил Фурсенко.


Исходная статья: РИА Новости
Авторы:  Елена Гуринович