«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
31.08.2006

Не в титулах счастье

Найти достойных хозяев для 10 миллиардов рублей — задача не из простых. Да к тому же еще и не единственная, если говорить о конкурсе среди высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные технологии. Изучив почти 200 программ, эксперты и члены конкурсной комиссии смогли составить примерную картину стратегического развития российской высшей школы. Картина вышла на удивление славная, внушающая большие надежды.

Главное теперь, чтобы реальность не подкачала. По итогам конкурса собрали пресс-конференцию. Министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы по науке и образованию Николай Булаев, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов и академик Михаил Алфимов поведали обо всех деталях процедуры отбора. О том, кто какие заявки читал и как проходило итоговое голосование: когда определили 28 финалистов, каждого члена конкурсной комиссии попросили отметить наиболее приглянувшиеся ему вузы. Это и было рождение 17 победителей.

По словам Андрея Фурсенко, члены «жюри» с самого начала договорились как можно доброжелательнее относиться к претендентам из регионов. В конце концов это не соревнование громких имен, титулов и брендов, не зачет старых заслуг, а поддержка сегодняшних предложений и перспектив. А они, как вы понимаете, могут родиться не только в столице. «На лаврах сегодня не может почивать ни один вуз, какой бы славной ни была его история, — поддержал министра Борис Титов. — Конкурс показал, что не только в Москве и Петербурге сосредоточены сегодня образовательные, технологические и инновационные силы. Но главное, любой вуз смог убедиться: достойное финансирование сегодня можно выбивать, не тратя время на бюрократию, обивая пороги высоких кабинетов, а придумывая новые технологии и учебные программы».

Больше всего журналистов интересовало, как будет контролироваться целевое использование средств. — Схема проста и прозрачна, — успокоил Фурсенко. — Все программы очень подробны, каждая копейка расписана. С каждым вузом будет заключен контракт, и мы будем переводить деньги частями, тут же проверяя, на что они идут. Если в проекте заявлена организация определенной лаборатории и запуск конкретной образовательной методики, то вуз обязан нам это представить. В противном случае финансирование будет приостановлено и как крайняя мера: не выполнил обязательства — верни деньги.

Николай Булаев призвал общественность не только проверять, но и помогать, и поддерживать. Как добрым словом, так и доверием: «Нам, депутатам, придется, наверное, вносить какие-то поправки в законодательство, чтобы облегчить победителям их задачу. Не стоит забывать, что это первый за всю историю российского образования конкурс с таким огромным инвестиционным ресурсом.

Пока что тот блин, который готовился на наших глазах, получился не только не комом, но, напротив, очень аппетитным и вкусным. Давайте все вместе сделаем так, чтобы таким он и остался». Николай Иванович очень сокрушался, что в списке победителей нет ни одного педагогического вуза. Тут же родилось предложение при проведении следующего конкурса, который будет объявлен осенью — на кону будет уже 20 миллиардов рублей, организовать отраслевые номинации — медицинские, технические, педагогические, аграрные. Тогда и выводы будут более объективные. Еще неплохо было бы провести семинар для вузов, чтобы они смогли правильно подготовиться к подачам заявок.

А смогут ли сегодняшние победители принять участие в новом конкурсе, или этот успех «одноразовый»? — К осеннему конкурсу они просто физически не успеют реализовать то, что задумано. Ведь эти программы носят не фрагментарный характер, но касаются переустройства практически всего вуза, — объяснил министр. — Но когда эти проекты будут завершены, все можно будет начинать сначала.

Михаил ПАЛЬЦЕВ, ректор Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова: — Нами была подготовлена заявка, которая полностью отвечала требованиям конкурсной документации. Инновационная образовательная программа, предложенная на конкурс, содержательна и предполагает продвижение по наиболее важным направлениям модернизации образования — это повышение доступности, качества образования, совершенствование управления образовательной деятельностью, совершенствование технологий и содержания образования.

Выбранная академией стратегия действий практико-ориентирована и поэтому в кратчайшие сроки приведет к оперативному внедрению результатов и в образование, и в практическую медицину. По моему мнению, инновационность нашей программы заключается в том, что она направлена прежде всего на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования к реальным потребностям экономики, общества и государства.

Среди мер, которые предполагает предпринять академия, — обновление образовательных программ по профильным специальностям; реформирование структуры образовательного процесса по некоторым специальностям в соответствии с принципами Болонской декларации; создание информационной среды; качественное обновление технического парка и лабораторного оборудования, многое другое. Предложенная академией программа комплексна, она имеет единую стратегическую цель, приоритетные задачи и план мероприятий, взаимоувязанных по срокам реализации и ресурсам. Поэтому результаты, которые ожидаются от реализации программы, многогранны.

В первую очередь в академии будут созданы инновационная инфраструктура; внешняя объективная система управления качеством образования; разработана и внедрена инновационная модель управления вузом как учебно-научно-клиническим комплексом, основанная на принципах проектного и стратегического менеджмента; сформирована ИТ-инфраструктура вуза, а также в целях повышения уровня профессиональных компетенций сотрудников будет разработана программа развития персонала.


Исходная статья: ug.ru