«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
30.08.2006

Образование переживает глобальные изменения

Высшее образование в России переживает глобальные изменения

Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году был проведен конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные программы. 17 российских вузов, победивших в этом конкурсе, получат государственную поддержку на общую сумму 10 млрд руб.

Редакция портала rost.ru продолжает серию интервью с ректорами вузов-победителей. Сегодняшний гость нашей редакции – ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Михаил Пальцев

фото ММА им. И.М. Сеченова– Уважаемый Михаил Александрович, Ваша академия – одно из первых высших учебных заведений, получивших весомую государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Насколько трудно быть «первопроходцем»? Как шла подготовка к конкурсу? Что заставило Вас рискнуть?

– Действительно, вузы – победители в конкурсе инновационных проектов можно считать «первопроходцами» в полном смысле этого слова. Ведь в рамках этого конкурса отрабатываются новые финансовые и управленческие механизмы функционирования вузов. Конечно, риски при участии в конкурсе были велики, поскольку одновременно участвовало 200 вузов России, среди которых безусловные лидеры отечественной высшей школы.

Подготовка к конкурсу осуществлялась практически всей академией. Работы по формированию заявки были организованы в соответствии с основными положениями проектного менеджмента и технологий семантических карт. Поэтому наша заявка полностью соответствовала всем требованиям конкурсной документации.

На мой взгляд, полученная таким образом инновационная образовательная программа академии получилась содержательной и предполагает развитие наиболее важных направлений модернизации образования – это повышение уровня доступности и качества образования, совершенствование управления образовательной деятельностью. Кроме того, выбранная академией стратегия действий ориентирована на практику и, по нашим расчетам, в кратчайшие сроки должна привести к оперативному внедрению результатов и в образование, и в практическую медицину.

– На пресс-конференции 19 мая, посвященной оглашению результатов конкурса, представители конкурсной комиссии говорили, что у каждой программы было «свое лицо». Не могли бы Вы рассказать о представленной Вами программе? В чем ее уникальность?

– Наша инновационная образовательная программа уникальна тем, что она направлена на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования к реальным потребностям экономики, общества и государства. При этом мы предполагаем сохранить достаточный баланс между практико-ориентированным знанием и фундаментальными науками. Для медицинского вуза этот факт имеет особое значение, потому что вне зависимости от развития рынка труда врач должен иметь как богатый практический опыт, так и фундаментальную базу знаний, позволяющую ему самостоятельно выстраивать свою траекторию непрерывного профессионального развития.

Кроме того, мы понимаем, что внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий не даст желаемого эффекта, если не будет создана объективная внешняя система оценки качества образования. Поэтому в рамках реализации программы у нас, в медицинском и фармацевтическом вузе России, будет впервые создана система управления качеством образования по международным стандартам.

В целях модернизации образовательной деятельности предполагается коренным образом изменить действующую информационную инфраструктуру академии, дооснастить современной компьютерной техникой и лабораторным оборудованием учебные площади.

Управление вузом тоже претерпит значительные изменения. Мы планируем создать модель корпоративного управления вузом с использованием базовых принципов стратегического и инновационного менеджмента, риск-менеджмента. Повышение эффективности административной системы вуза будет достигаться за счет активного развития персонала и реализации программы кадрового резерва.

– Какие пункты Вашей программы являются самыми затратными с финансовой точки зрения и какие – с точки зрения приложения человеческих, организационных и интеллектуальных усилий?

– Самыми затратными с финансовой точки зрения являются мероприятия, связанные с формированием информационной образовательной среды вуза, закупкой дорогостоящего лабораторного оборудования и техники. Но без формирования качественного «фундамента» невозможны использование прорывных наукоемких и информационных технологий, модернизация образования.

А с точки зрения человеческих ресурсов наиболее затратными являются обновление образовательных программ, формирование внешней системы управления качеством образования, реализация принципов Болонской декларации в российской системе высшего медицинского и фармацевтического образования.

– Михаил Александрович, Вы, как ректор крупного высшего учебного заведения, держите, так сказать, руку на пульсе подрастающего поколения. Как Вы думаете, где у нас сейчас самое слабое место в образовательной системе?

– Образование, а особенно высшее образование в России переживает глобальные изменения. Поэтому проблем достаточно. Одна из них – это социальное положение как студентов, так и преподавателей. Из-за сложившейся тяжелой демографической ситуации в России количество студентов неминуемо сократится. При этом вузы практически лишены возможности материально поддерживать студентов, молодые студенческие семьи.

Еще одна проблема – снижение качества образования на всех уровнях. Эта проблема комплексная, и на ее решение оказывают воздействие не только внутрисистемные процессы, но и внешние. Поэтому важным становится развитие социального партнерства в вузе, привлечение потенциальных работодателей, научных работников на этапе формирования содержания образования.

– Приоритетный национальный проект «Образование» начал реализовываться не так давно. Какие направления, на Ваш взгляд, являются в нем наиболее важными? На что, по Вашему мнению, следовало бы обратить внимание по мере развития проекта?

– Приоритетный национальный проект «Образование» – это комплексный проект, реализующийся по нескольким направлениям и охватывающий все уровни образования. Результативность действий по всем направлениям позволит не только создать «точки роста» для российской системы образования, но и повлиять на стабилизацию экономики страны.

– Спасибо Вам, Михаил Александрович, за то, что согласились ответить на наши вопросы.


Исходная статья: rost.ru