«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.08.2006

За главные приоритеты надо бороться

Компромиссы возможны, но за главные приоритеты надо бороться.

В Госдуме состоялась пресс-конференция председателя Комитета по охране здоровья Татьяны Владимировны ЯКОВЛЕВОЙ, которая прокомментировала расходы федерального бюджета на здравоохранение на 2007 г. По ее мнению, в числе приоритетных направлений снижение смертности, охрана материнства и детства, лекарственное обеспечение.

Круг проблем, которые ставятся комитетом перед Правительством РФ и фракцией Госдумы “Единая Россия”, прежде всего, по мнению Т.В. Яковлевой, связан с реализацией приоритетного национального проекта “Здоровье” и положений Послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию. Первое, с чем сталкиваются члены комитета в поездках по стране, — обеспокоенность медработников по поводу дополнительных выплат в следующем году.

По словам Т.В. Яковлевой, в проекте трехлетнего финансового плана расходы на выплаты участковым врачам и медсестрам постоянно увеличиваются: в 2007 г. — 20,79 млрд руб.; в 2008 г. — 22,8 млрд; в 2009 г. — 24,95 млрд.

Если обратиться к проекту федерального бюджета на 2007 г., рост расходов федерального бюджета на здравоохранение можно выразить следующими цифрами (табл.).

Из приведенных данных видно, что весь прирост ассигнований обеспечивает национальный проект “Здоровье”, который оттягивает часть ресурсов здравоохранения, в частности, с финансирования федеральных целевых программ. Поскольку бюджетные планы не включают расходы на федеральные целевые программы, как отмечает Т.В. Яковлева, то Комитет по охране здоровья ставит вопрос об ускорении разработки и утверждении программы “Борьба с заболеваниями социального характера” с увеличением расходов на лечение онкологических, инфекционных заболеваний и сахарного диабета.

Комитет также предлагает ускорить разработку федеральной целевой программы “Дети России” на 2007—2010 гг. и вынести ее на рассмотрение Правительства РФ; в подпрограмме “Здоровое поколение” — расширить мероприятия по профилактике заболеваний матери и ребенка, созданию сети современных перинатальных центров и оснащению родовспомогательных учреждений современным оборудованием.

Т.В. Яковлева остановилась на вопросах, связанных с расходами по стимулированию рождаемости, которые предусмотрены в разделе “Социальная политика”. Отрадно, что в целом средства, направляемые на увеличение пособий по уходу за ребенком, компенсации затрат родителей на детское дошкольное воспитание, стоимости родового сертификата, на диспансеризацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оцениваются в 32,28 млрд руб. (на 2007 г.). Помимо этого предполагается осуществление первых выплат базового материнского капитала на детей, родившихся после 01.01.2007 г., начиная с 2010 г. Потребность в базовом материнском капитале в 2010 г. оценивается в 131,8 млрд руб.

В то же время, отмечает Т.В. Яковлева, проект бюджета на 2007 г. не содержит мер по снижению смертности. Комитет настаивает на включении в проект “Здоровье” нового приоритета — снижения смертности от управляемых причин (сердечно-сосудистые заболевания, дорожный и производственный травматизм, отравления) с выделением дополнительных ассигнований. Одно из конкретных предложений комитета — создание зональных лечебных учреждений вдоль крупнейших трасс с оснащением их современным санитарным автотранспортом, реанимобилями, квалифицированными кадрами, медицинской аппаратурой, что позволит своевременно оказывать медпомощь в случае дорожного травматизма.

Кроме того, в бюджете Федерального ФОМС предусматривается увеличение расходов на диспансеризацию работающих граждан с 2 до 4 млрд руб. Однако Т.В. Яковлева не удовлетворена тем, что расходы на обязательное медицинское страхование детей планируются практически в тех же объемах: 2007 г. — 3,4 млрд руб.; 2008 г. — 3,5 млрд руб.; 2009 г. — 3,8 млрд руб.: “Мы считаем это совершенно недостаточным и ставим вопрос о поиске дополнительного источника для финансирования всеобщей диспансеризации детей”.

В то же время на диспансеризацию детского населения деньги в федеральном бюджете 2007 г. целенаправленно не выделяются. Комитетом ставится вопрос о доступности детям высокотехнологичных видов медпомощи, поскольку очереди на их получение постоянно растут. “Я не раз повторяла, что у нас дети умирают только из-за того, что они родились в России”, — с горечью констатирует Т.В. Яковлева. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо часть средств, выделяемых на оказание высокотехнологичных видов помощи, специально предусматривать для оказания помощи детям.

В 2007 г. сохранятся денежные выплаты медперсоналу ФАПов и скорой помощи. Однако в обращениях, поступающих в комитет, работники скорой помощи протестуют против двойной разницы в выплатах участковым врачам и врачам скорой помощи. Поэтому комитет ставит вопрос об установлении в 2007 г. размера денежных выплат медперсоналу ФАПов и скорой помощи, аналогичных доплатам в участково-поликлинической службе, т.е. врачам — 10 тыс. руб., медсестрам — 5 тыс. руб., фельдшерам — 8 тыс. руб.

Казалось бы, в этом году система ДЛО работает более слаженно и стабильно. Однако, к сожалению, отмечает Т.В. Яковлева, в последнее время в Комитет Госдумы по охране здоровья поступает все больше писем, свидетельствующих о том, что в регионах “идет негласное ограничение выписки лекарств льготникам”. Причина — нехватка денег. “Мы проанализировали эту ситуацию, — говорит Т.В. Яковлева, — оказалось, что за 5 месяцев 2006 г. истрачено 19 млрд руб. А всего, как вы знаете, на эти цели предусмотрены средства в объеме 29,1 млрд руб. При этом не учтено увеличение числа новых федеральных льготников, которые получают право на бесплатное лекарственное обеспечение на основании медэкспертизы. Их число за 5 месяцев составило 345 тыс. человек, а к концу 2006 г. общая численность льготников может достигнуть 8 млн. Мы настаиваем на том, что изделия медназначения должны отпускаться льготным категориям населения бесплатно”. В настоящее время закон, предусматривающий эту норму, уже принят в первом чтении и, вероятнее всего, вступит в действие в конце 2006 г. Однако средства на эти цели в бюджете 2006 г. не предусмотрены. Можно надеяться, что эта проблема будет решена положительно при рассмотрении бюджета на 2007 г.

В соответствии с Законом “О государственной социальной помощи” сейчас 16,2 млн человек имеют право на ежемесячную денежную выплату. Из них 8 млн получают лекарственную помощь. Общая сумма ежемесячных денежных выплат, направляемая из федерального бюджета в Пенсионный фонд, в 2007 г. будет увеличена на 12,6% по сравнению с текущим годом. По мнению Т.В. Яковлевой, эта цифра нуждается в уточнении, т.к. в 2006 г. дефицит средств по программе ДЛО составит 20 млрд руб. Поэтому комитет предложил внести поправку в федеральный бюджет 2006 г. о необходимости увеличения субвенций Федеральному ФОМС на программу ДЛО. Кроме того, в целях сохранения и укрепления здоровья будущих матерей и детей раннего возраста предлагается рассмотреть вопрос о включении в программу ДЛО беременных женщин и детей первых трех лет жизни.

Важным является и предоставление возможности вернуться в программу ДЛО лицам, подавшим в конце 2005 г. заявление об отказе от соцпакета. В настоящее время поправка в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” получила одобрение на заседании рабочей группы, которую возглавляет О.В. Морозов, и в ближайшее время будет внесена в Госдуму. Поправкой предусматривается, что федеральный льготник ежегодно, до 1 октября, должен определиться по поводу соцпакета: будет он в нем участвовать или от него отказывается.

Подводя итоги работы Комитета Госдумы по охране здоровья, Т.В. Яковлева отметила большую работу над поправками по национальному проекту: “Нам удалось добиться повышения оплаты труда работников скорой помощи и ФАПов”. Принят в трех чтениях федеральный закон о дополнениях в Федеральный закон “Об иммунопрофилактике”, которым предусматривается вакцинация от гриппа и гепатита В (дети и пожилые люди). В настоящее время члены комитета работают еще над одним законопроектом, принятие которого позволит оставить станции переливания крови в распоряжении муниципалитетов. Что касается многострадального законопроекта “О здравоохранении”, то, по словам Т.В. Яковлевой, работа над ним продолжается, и после принятия поправок в другие законопроекты, регламентирующие деятельность в среде здравоохранения и межбюджетные отношения, рабочая группа должна завершить доработку и этого законопроекта.

“Мы ждем от Правительства РФ законопроектов об обязательном медицинском страховании, о государственных гарантиях, страховании профессиональной ответственности медработников, об охране здоровья детей и репродуктивном здоровье. Я считаю, что национальный проект “Здоровье”, демографическая программа должны иметь правовую основу. К примеру, для того чтобы в 2007 г. сохранились дополнительные выплаты участковым врачам, медсестрам, необходимо вносить поправки в “Основы законодательства об охране здоровья граждан”, все надо прописывать законодательно, и на этом мы настаиваем”, — утверждает Т.В. Яковлева.

Таким образом, проанализировав все позиции расходов на здравоохранение в проекте федерального бюджета на 2007 г., Комитет Госдумы по охране здоровья вышел с предложением об увеличении этих расходов на 10 млрд руб. — на реализацию мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, охране материнства и детства. Необходимы также дополнительные средства и на лекарственное обеспечение.

“Практика показала, — сказала в заключение Т.В. Яковлева, — что поправки в полном объеме не всегда принимаются. Но компромиссы мы всегда находим! Я не могу утверждать, что на здравоохранение добавят все 10 млрд руб., но уверена, что добьемся выделения дополнительных средств на лекарственное обеспечение, профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и охрану материнства и детства”. На состоявшейся встрече с руководством Минфина России председатель Государственной думы Б.В. Грызлов заявил, что депутаты не согласны со многими цифрами, обозначенными в бюджете. Поэтому сейчас в Думе создаются рабочие группы, которые будут работать над поправками в федеральный бюджет 2007 г., что позволит достигнуть договоренности.


Исходная статья: "Фармацевтический вестник"
Авторы:  Т. Панфилова