«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
27.07.2006

Тяжело в учении - легко в бою

На пресс-конференции, в рамках саммита глав восьми ведущих стран мира, который недавно проходил в Санкт-Петербурге, по словам главного санитарного врача России Г.Г.Онищенко, наша страна выступила с инициативой создания мобильных отрядов, которые будут оперативно направляться в места ЧС и стихийных бедствий. По его мнению, контроль за качеством воды, пищи, условий проживания людей, пострадавших от стихии, поможет предотвратить многие медицинские проблемы. Поэтому присутствие Геннадия Григорьевича на тактико-специальном  учении курсантов ММА им. И.М. Сеченова никого не удивило. Такие сборы обязательны в программе подготовки врачей всей России, но надо отдать должное руководству Академии и, прежде всего, проректору по учебной работе Генерал-полковнику медицинской службы Ивану Михайловичу Чижу, - такой организации сборов могло бы позавидовать любое медицинское учреждение Министерства обороны.

Учения чем-то походили на демонстрацию новейших разработок в области военной медицины. «Здесь подготовлены и будут представлены, сказал в своей вступительной речи И.М. Чиж, - те образцы войсковой компоненты, которые в перспективе должны заменить то, что есть сейчас. Например, врачебный комплекс, который сейчас в разработке Главным военно-медицинским управлением, здесь будет представлен в действии. В будущем он заменит медицинскую роту».

Центр санитарно-эпидемиологического надзора командования Войск специального назначения предоставил последний образец отделения санитарной обработки, где студенты медико-профилактического факультета отрабатывали навыки работы врачей-эпидемиологов, гигиенистов, токсикологов и радиологов в боевых условиях. Курсанты лечебного и медико-профилактического факультета на практике испробовали новые удобные жилеты для стрелков-санитаров и санитарных инструкторов, оснащенные всем необходимым для оказания первой помощи на поле боя, новые войсковые аптечки и укладки для доврачебной помощи раненым, максимально облегченные носилки и многие другие новинки, которые помогают военным медикам в полевых условиях спасти жизнь человеку.

Но самое большое впечатление произвел Подвижный комплекс врачебной помощи (ПКВП). Состоит он из двух кузовных контейнеров постоянного объема, установленных на шасси КАМАЗ 43-114 и двух пневмосооружений ПСМ- 6 - огромных палаток на надувном каркасе, которые легко собираются и мобильны при транспортировке. Кузовные контейнеры используются как перевязочные, а пневмосооружения используются как сортировочная. Параметры комплекса поражают. Принять он может до 200 человек в день. Средняя пропускная способность такого комплекса 15-20 человек в час. Время полного развёртывания– 40 минут. Но на практике комплекс может начать работу уже через 10 минут после прибытия! «Замысел его создания в том, - рассказал нам Иван Михайлович Чиж, - что при определенных обстоятельствах ПКВП способен заменить медицинскую роту. Как только раненый поступает, он сразу попадает в сортировочную. В последующем его направляют либо в перевязочную для тяжелых ранений, либо в другую перевязочную, если ранение более легкое, либо прямо на эвакуацию без оказания помощи - для дальнейшей транспортировки к месту лечения. Этот подвижной комплекс хорош тем, что очень мобилен, содержит в себе все необходимое для оказания врачебной помощи, он может одновременно развёртываться в двух районах, быстро собирается и разбирается и т.д. Его можно использовать при чрезвычайных ситуациях».

Тактико-специальные учения - завершающий этап месячного сбора студентов пятого и четвертого курсов ММА: Медико-профилактического, стоматологического, лечебного, фармацевтического факультетов и факультета научно-педагогических кадров. В вузе они прошли курс подготовки со второго по пятый курс или со второго по четвертый, в зависимости от специальности. Этим сбором завершается процесс обучения. Первая неделя была посвящена общевойсковой подготовке, принятию присяги, вторая и третья – занятиям по специальности, и, наконец, комплексные тактико-специальные учения на которых пришлось показывать свои знания и умения всем курсантам без исключения.

Большое значение в процессе обучения на сборах придавалось правильной организации процесса оказания медицинской помощи пострадавшему. «По опыту всех событий, - а мне пришлось пройти все, начиная с Афганистана, - я видел, и знаю, как важна каждая человеческая жизнь – говорит Генерал-полковник И.М. Чиж, - И как важно умение врача действовать грамотно в этой обстановке. Самое главное – временной фактор оказания медицинской помощи и профессиональная готовность врача. И, естественно, техническое оснащение. Вот три составляющих, которые определяют боевую готовность и способность каждого этапа эвакуации решить задачу, которая перед ним стоит. А главное – спасти человеческую жизнь. И вернуть в строй».

Система организации оказания медицинской помощи при военных действиях и в чрезвычайных ситуациях была отработана во время Великой Отечественной Войны. Это Система этапного лечения с эвакуацией по назначению. Полученный тогда опыт – бесценен. Главное - особое внимание войсковому звену. По приказу Сталина, изданному в августе 1941 года, труд санитаров приравнивался к боевой работе. Как раз тогда и были определены награды за спасение солдат на поле боя.

Предписывалось представить к награде санитаров и санитаров-носильщиков за вынос раненых с поля боя с их оружием. 15 человек представлялись к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 человек - к ордену «Красной звезды», 40 человек - к ордену «Красного знамени», 80 человек - к «Ордену Ленина». Медиков - Героев Советского Союза 47 человек. В основном - средний и младший медперсонал. Большинство медсестер были молодые девушки 18-20 лет. Средний вес солдата с вооружением составлял до 80 кг.

Вторая важнейшая задача, которая тогда была решена - это специализация медицинской помощи, создание специализированных госпиталей, начиная с армейского района. И благодаря этому выживало более 72% раненых. «Система этапного лечения с эвакуацией по назначению, стала классической, - объяснил И.М. Чиж, - Но, к сожалению, во время ВОВ не удалось избежать многоэтапности. Раненый проходил 5-6 этапов. Но в те времена, при наличии тех транспортных средств, при отсутствии авиации, наличии конной тяги и небольшого кол-ва санитарных машин, избежать многоэтапности было невозможно. Сейчас это, как правило, сведено к трем этапам, благодаря широкому применению авиа медицинской эвакуации.

На тактико-специальных учениях студенты- выпускники ММА им. Сеченова отрабатывали ситуации, реальные в работе войскового звена медицинской службы в полевых условиях. Начиная с переднего края, с поля боя, и завершая этапом врачебной помощи, - медицинской ротой мотострелковой бригады.

Практически часть учений выглядят следующим образом. В начале - розыгрыш боевых действий. Появляются «условно раненные». «Санитарный инструктор роты, – комментировал происходящее на полигоне Генерал-полковник медицинской службы Иван Михайлович Чиж, - перемещается за наступающими на расстоянии 100-150 метров. Они должны оказать помощь «условно раненным», используя индивидуальные средства защиты, которые есть у военнослужащего, имитирующего раненого, а также штатное табельное оснащение.

Курсанты обязательно должны знать, как тяжел труд санитарного инструктора и стрелка-санитара. Это самый страшный труд. Например, во время Великой Отечественной войны погибло более 84 тысяч медицинских работников. Из них более 80% - санитарные инструктора, санитары и санитары-носильщики.

И еще одна важная часть, которой мы должны всегда учить санитарных инструкторов и военных медиков. Главная задача во время войны - защитить, спасти командира.

Ребята, выполнявшие работу санитарных инструкторов, оказывая помощь раненому, низко прижимались к земле. Инструкторы очень строго следили за этим. «Санитар обозначается знаком красного креста. И по Женевской конвенции в него не должны стрелять, не имеют права, - пояснил такую строгость Сергей Владимирович Собакарь, полковник медицинской службы, Начальник кафедры организации медицинского обеспечения Вооруженных сил РФ, - Но пулеметной очереди, например, не предъявишь Женевскую конвенцию. К тому же, сохранение жизни санинструктора имеет и другой аспект. Очень важно, чтобы каждый, кто идет в бой, знал, что медицинская помощь придет своевременно. Это неимоверный моральный фактор».

После оказания первой помощи раненых сосредотачивали в специально обозначенное «гнездо», грузили в санитарную машину и отправляли в медицинскую роту полка. Тащить волоком дело не простое. Да при этом еще и ползти по-пластунски. Но надо отдать должное курсантам – они старались как могли и прошли это испытание достойно. Тут надо сказать, что один из самых главных факторов в работе военного медика – своевременность оказания медицинской помощи. По практике локальных конфликтов, время оказания первой медицинской помощи - от 15 до 30 минут. Оптимальное время оказания врачебной помощи - не более часа. Поэтому и есть такое понятие «золотой час». Если этот час соблюден, то выживаемость высокая – процентов 90. «По нормативным документам Министерства обороны, раненый должен быть доставлен в медицинскую роту и ему должна быть оказана врачебная помощь в течение 4-5 часов с момента ранения - сообщил генерал-полковник И.М. Чиж, - А медицинская рота может быть на расстоянии 6-8 км от переднего края».

Курсанты выполнили и это условие. В надлежащее время условно раненых погрузили на санитарный транспорт и эвакуировали в медицинскую роту полка.

О том, как действует медицинская рота полка, отрапортовали курсант Зеденков и курсант Сударев: «В задачи медицинской роты полка входит участие в розыске раненых, оказание доврачебной помощи и эвакуация их с поля боя. Сначала, по прибытии раненого, проводится дозиметрический контроль, после чего он направляется на сортировочную площадку или на площадку частичной санитарной обработки. На сортировочной площадке работает командир медицинской роты, как наиболее опытный из врачей. У него в распоряжении находится сортировочная бригада. По прибытии мы регистрируем и осуществляем медицинскую сортировку раненых. Каждому больному присваивается сортировочная марка, где указано, куда надо его доставить – кого в операционную, кого в перевязочную, кого в противошоковую палату, кого на дальнейшую эвакуацию. И главное: что с ним делать. Это производится для того, чтобы максимально ускорить процесс. Чтоб на каждом последующем этапе после сортировочной площадки не терять время на повторный осмотр. И потому еще, чтобы помощники врача, не имеющие необходимого опыта и образования, не думали, что делать дальше с раненым. Также выделяются больные с инфекционными, или подозрительные на инфекционные заболевания, и помещаются в изолятор. Как только пострадавший попадает к врачу, проводится контроль качества оказания ему доврачебной помощи, и при необходимости она дополняется.

Основная же задача медицинской роты – это оказание первой врачебной помощи. После этого раненый готовится к эвакуации. Если поступает легко раненный, чьё выздоровление ожидается не более, чем через 5-7 суток, то лечат непосредственно в медицинской роте. Медицинская рота принимает участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятиях в полку, а так же выполняет мероприятия по защите личного состава и раненных от оружия массового поражения. Кроме того, медицинская рота снабжает медицинские взводы батальонов и санинструкторов подразделений медицинским имуществом и ведет медицинский учет и отчетность. В медицинскую роту входит 46 человек. Из которых 34 – медицинский персонал: 6 врачей – 2 хирурга, терапевт, стоматолог, анестезиолог и психоневролог, 4 фельдшеров, 6 санинструкторов, 7 сестер и 11 санитаров. Кроме того, из технических средств, медицинская рота укомплектована 2 автоперевязочными, 3 санитарными автомобилями и 2 грузовыми автомобилями. Кроме того, есть полевая кухня, радиостанция и электростанция».

Поступивших раненых, согласно их «ранениям», распределяли по назначению. Время от времени звучали три удара по шпале. Это означало, что поступила группа солдат «условно зараженных». Их быстро, на носилках, эвакуировали на площадку частичной санитарной обработки и в отделение санитарной обработки. Там курсанты медико-профилактического факультета производили обработку «условно зараженных». Надо отдать должное мужеству ребят. В течение всех тактико-специальных учений они были одеты в костюмы индивидуальной химической защиты и в противогазы.

Те «условно раненные», ранения которых не позволяли эвакуировать их, направлялись в перевязочные, оборудованные в палатках или в ПКВП (подвижном комплексе врачебной помощи). Там курсанты лечебного факультета сдавали свой экзамен на умение правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

Командир подвижного комплекса врачебной помощи, курсант Соснин объяснил особенности его работы в экстремальных условиях: «Они предназначены для того, чтобы устранить жизненно важные нарушения функциональных систем организма и подготовить раненого к транспортировке на дальнейший этап – в стационар, госпиталь или специализированный центр.

В случае крайней необходимости, конечно, можно оказать хирургическое пособие и здесь – все необходимое в ПКВП имеется. Но каждая операция – это большая затрата времени. Намного большая, чем на какую-либо манипуляцию, которая носит временный характер. При большом потоке раненых, например, при стихийном бедствии или во время военных действий, невозможно проводить операции, так как в противном случае большое количество пострадавших вообще не получит своевременной помощи. Целью медицинской помощи на догоспитальном этапе является спасение человека, стабилизация отклонений функциональных систем, доведение его без ухудшений до этапа, где ему будет оказана медицинская помощь в полном объеме. И на хирурга в таких условиях ложится большая ответственность. Он должен определить тот объем вмешательства, который позволит продержаться больному без ухудшений до специализированного госпиталя, но и не отберет драгоценные для жизни минуты у другого раненого».

Курсанты побывали и в роли врачей, и в роли пострадавших, тактико-специальные учения студентов – выпускных курсов ММА им. Сеченова закончились.

В следующем году в подобных учениях будут принимать участие и девушки.

В 2008 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова будет первый выпуск факультета военного обучения. Если сегодняшние учения проводятся для ребят, которые станут офицерами медицинской службы запаса, то в следующем году к ним присоединятся те студенты, которые подписали контракт с Министерством обороны.

На вопрос, почему руководство гражданского вуза - Академии им. И.М. Сеченова, - подходит столь серьезно к обучению студентов военной специфике, проректор по учебной работе, Генерал-полковник медицинской службы Иван Михайлович Чиж ответил: "Важность такой подготовки возрастает в наше нелёгкое время - время чрезвычайных ситуаций, катастроф, катаклизмов. Умение оперативно, чётко и грамотно действовать в экстремальных ситуациях требует качественного обучения будущих специалистов. Данное тактико-специальное учение проходит в рамках реализации инновационно-образовательной программы национального проекта «Образование», в котором особо серьезное внимание уделено как военно-патриотическому воспитанию молодёжи, так и обучению будущих врачей «Медицине катастроф». Сейчас в Московской медицинской академии реализуется инновационный проект по внедрению новых технологий в систему обучения. И, в том числе, этот инновационный проект касается кафедры «Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» для того, чтобы вывести преддипломную подготовку на более перспективный уровень. Данную кафедру проходят все студенты всех факультетов. Поэтому те знания и опыт, который получают студенты, проходя обучение на кафедре, необходим и нужен для работы в экстремальных ситуациях».

Эти учения были для многих испытанием на прочность. Будущие офицеры, в зависимости от своей специализации, продемонстрировали все то, чему их научили за годы обучения и за месяц войсковых сборов. Каждый показал свое умение действовать в экстремальной ситуации, быстро принимать решение, грамотно организовать работу. Это действительно был экзамен. Экзамен на профессиональную зрелость».

Исходная статья: Пресс-центр ММА