«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Национальный демографический проект

Президентские инициативы по повышению рождаемости были обсуждены на заседании “круглого стола”, состоявшегося 25 мая в Госдуме и посвященного вопросам законодательного обеспечения мер по улучшению демографической ситуации в России. Организаторы — Комитет Госдумы по охране здоровья и Комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей.

С инициативой проведения серии “круглых столов” для разработки мер по реализации Послания Президента России Федеральному собранию выступила фракция “Единая Россия”. Кроме того, для координации деятельности думских комитетов по реализации положений Послания в Госдуме образована рабочая группа, в которую вошли председатели всех комитетов, председатель Комиссии по противодействию коррупции, по три представителя от каждого депутатского объединения и один — от независимых депутатов.

Комментируя послание, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Е.Ф. Лахова отметила, что впервые представлена развернутая система мер по улучшению демографической ситуации в стране с указанием конкретных размеров пособий в целях поддержки в первую очередь молодых семей. Поэтому курс на развитие института семьи, возрождение семейных ценностей, формирование целостной государственной семейной политики, считает Е.Ф. Лахова, является одним из важнейших моментов данного документа.

Ведущая роль в решении демографических проблем должна принадлежать регионам. Уже сегодня во многих регионах, к примеру в Самарской области, приняты конкретные программы, направленные на поддержку материнства и детства, меры борьбы с детским алкоголизмом, наркоманией, заболеваниями социального характера.

Отмечая важность расставленных в послании акцентов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Т.В. Яковлева предложила, во-первых, определить индикаторы динамики рождаемости, смертности и уровня доходов на душу населения с разбивкой по годам. Программа действий должна содержать целевые показатели, ожидаемые результаты и четкие критерии оценки эффективности. Такими критериями могут быть: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; младенческая смертность на 1 тыс. родившихся живыми; материнская смертность на 100 тыс. родившихся живыми; смертность от болезни системы кровообращения на 100 тыс. населения и др. По мнению Т.В. Яковлевой, инвестиции должны дать конкретный социально-экономический эффект.

Доминирующее положение в структуре причин смертности занимают болезни системы кровообращения (56%). Поэтому целесообразно разработать долгосрочную целевую программу по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Т.В. Яковлева подчеркнула, что требуется переориентировать финансовые потоки в здравоохранение, направить также часть тарифа ОМС на финансирование профилактических мероприятий. Кроме того, предлагается в подпрограмме “Здоровый ребенок” расширить мероприятия по профилактике заболеваний у матери и ребенка, оснащению родовспомогательных учреждений современным оборудованием и т.д.

С учетом предложений, прозвучавших в Послании Президента России, происходящих преобразований в социальной сфере, на взгляд Т.В. Яковлевой, необходимо принять ряд важных законодательных актов, которые должны обеспечить реализацию права граждан на охрану их здоровья, независимо от того, какой сегодня в стране президент или министр здравоохранения. Это законы: “Об обязательном медицинском страховании”, “О государственных гарантиях медицинской помощи”, “Об охране здоровья детей”, “О репродуктивном здоровье”, “О здравоохранении”.

Последствия демографического кризиса воспринимаются у нас крайне односторонне и поверхностно. Так, распространена точка зрения, что все проблемы увеличения численности населения будут решаться за счет ежегодного привлечения миллионов мигрантов. Однако в настоящее время миграция по большей части стихийна, в своей основной массе складывается за счет привлечения лиц, обладающих низкой профессиональной квалификацией. Эти лица, по мнению руководителя Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановского, не связывают свою будущую жизнь с Россией, а преследуют только экономические цели. Поэтому одним из эффективных путей является привлечение соотечественников, проживающих за рубежом (однако для этого должны быть решены вопросы их социального обеспечения).

К началу XXI в. Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких в мире темпов естественной убыли. Начавшееся с 1992 г. стойкое абсолютное сокращение численности населения приобрело в настоящее время угрожающий характер. В последние годы постоянное превышение умерших над родившимися в целом по стране стабильно составляет 700-800 тыс. человек. По мнению директора Российского НЦ акушерства и гинекологии В.И. Кулакова, для нормального воспроизводства населения в нашей стране коэффициент рождаемости должен составлять не менее 2,14 (т.е. средняя семья должна иметь 2,5 ребенка): “И хотя показатели материнской и младенческой смертности имеют тенденцию к снижению, они в 3-4 раза превышают среднеевропейские”. В.И. Кулаков также отметил, что “впервые из уст президента страны прозвучала социально-экономическая программа стимулирования рождаемости, поддержки материнства, детства, семьи”.

Для представителей медицинской науки, здравоохранения самое важное, подчеркнул В.И. Кулаков, — создать в стране современные перинатальные центры, обеспечить родильные дома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Острота демографических проблем требует разработки федеральной целевой программы поддержки материнства, развития родовспоможения. Это позволит преодолеть негативные тенденции в состоянии здоровья женщин репродуктивного возраста и решить наиболее острые вопросы: снижение количества абортов, юное материнство, борьба с социально обусловленными заболеваниями. Помимо этого должны внедряться, считает В.И. Кулаков, современные технологии улучшения репродуктивного здоровья супружеских пар.

По оценкам экспертов, в России насчитывается около 5 млн бесплодных пар, 3 млн из которых при соответствующем лечении могут иметь детей. В настоящее время, по словам Т.В. Яковлевой, разрабатывается целевая программа “Репродуктивное здоровье населения”, по которой впервые планируется выделить до 15 млрд руб. в год на экстракорпоральное оплодотворение. Выделение расходов на эти цели можно предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 г.

Одна из самых болевых проблем современного демографического развития России, сохраняющаяся в последние годы, — высокая смертность населения, констатировал зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, председатель межфракционной группы Госдумы по народонаселению Н.Ф. Герасименко. Он указал, что в Послании Президента России обозначены три основных направления улучшения демографической ситуации в стране: снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости. По его словам, до 90-х гг. прошлого столетия Россия входила в 30 стран с наиболее низкой смертностью: “В настоящее время по показателю смертности мы находимся на уровне африканских стран”. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость разработки долгосрочной целевой программы по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, по здоровью работающего населения, социально значимым заболеваниям.

Таким образом, усиление профилактической компоненты в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (“не на словах, а на деле”), пропаганда здорового образа жизни, медикаментозная коррекция риска сердечно-сосудистых заболеваний должны рассматриваться, по мнению директора НЦ профилактической медицины Р.Г. Оганова, в качестве стратегического направления национальной демографической политики.


Исходная статья: "Фармацевтический вестник"
Авторы:  Т. Панфилова