«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.07.2006

Россия вошла в число лидеров по потреблению лекарств

Начало лета принесло сенсационную новость: Россия вошла в число мировых лидеров по потреблению лекарств. Новость выглядела так: по объемам потребления готовых лекарственных средств Россия вышла на 12-е место в мире и 6-е в Европе. Годовой оборот этого рынка составил 9 миллиардов долларов. Аптечные сети окучили столичные рынки и перенесли экспансию в регионы. Новые правила бесплатного отпуска лекарств позволили даже самым небогатым россиянам лечиться современными препаратами.

При ближайшем изучении феномена выяснилось: рынок вроде бы и растет — вот только продается на нем совсем не то, что в мире считается лекарством.

— Рост рынка, о котором победно рапортуют, — это в изрядной степени рост продаж биодобавок и косметики, — сказала нам Елена Вольская, доцент кафедры управления здравоохранением Московской медицинской академии им. Сеченова и один из лучших в России специалистов по лекарственному менеджменту. — Еще за последние месяцы немножечко выросли продажи современных высокотехнологичных лекарств. Но только потому, что фирмы-разработчики сумели всеми правдами и неправдами включить часть своих инновационных препаратов в льготные списки. И только тогда наш средний участковый врач, который практически не читает литературу по специальности, а продает между делом биодобавки, наконец узнал, что на нашем рынке есть хайтек, и стал его выписывать. Но это, в общем, хорошо — пусть хоть на этих условиях нашим гипертоникам или сердечникам выпишут что-то стоящее, пусть врачи хотя бы выучат названия. Плохо то, что это не делает погоды на рынке: он все равно «заточен» под здоровых и богатых, а не бедных и больных. По внутренней отчетности фирм прекрасно видно, что наши крупнейшие оптовые продавцы в последние годы предлагают все меньше серьезных препаратов и все больше дорогой косметики. Либо тех же биодобавок. У некоторых оптовиков предложение собственно лекарств за последние годы упало на 5 процентов, зато биодобавок стало больше на 15 процентов и косметики — на 35 процентов. Ну и о чем тут можно говорить?

— Вы хотите сказать, что никакого роста рынка собственно лекарств нет?

— Внушительный объем рынка получается, если считать лекарством все, что прошло через аптеку, вплоть до сока и мюсли. Но вы же сами понимаете — это издевательство над здравым смыслом.

Косметика косметикой, но россияне все больше тратятся и на лекарства. Так сказал нам директор научных программ Независимого института социальной политики профессор Сергей Шишкин — один из известнейших российских специалистов по экономике здравоохранения. Как, почему и какие лекарства покупают россияне, профессора не радует.

— Расходы населения на покупку лекарств растут в последние годы высокими темпами. И одна из причин сего — плохая работа государственной системы здравоохранения, которая давно требует реформирования, но оно идет очень медленно или почти не идет. Из-за того, что качество медицинской помощи в этой системе оставляет желать лучшего, люди все больше и больше рассчитывают на самолечение. А это как раз приобретение лекарств по совету знакомых или под воздействием рекламы. Около половины продаж, которые фиксируются у нас как продажи лекарств, — это на самом деле продажи биологически активных добавок. Их эффективность часто неочевидна, зато их, в отличие от рецептурных препаратов, разрешено рекламировать, и рекламируются они очень хорошо. А поскольку стоят они дорого — накручивается весьма солидная цифра продаж. Но и запрет на рекламу рецептурных препаратов многие компании, работающие на нашем рынке, весьма эффективно обходят — через «горячие линии» и скрытую рекламу. При этом вы без труда купите рецептурный препарат в любой аптеке без рецепта. На Западе покупка рецептурного препарата без рецепта невозможна, даже если вы платите свои деньги. А коли у нас не нужен рецепт — не нужен и врач. А у нас врач очень часто оказывается изъят из процесса принятия решения о способе лечения.

— Стало быть, в России охотно берут либо биодобавки, либо то, что можно принять самому и «загасить» острые симптомы — например, антибиотики, сильные обезболивающие и средства «от тяжести в животе». А в тех же США на рынке доминирует то, что назначается надолго и под наблюдением врача. Получается, наши люди чаще всего покупают лекарства не для того, чтобы выполнить назначение врача, а для того, чтобы обойти врача с тыла?

— Население взяло заботу о своем здоровье на себя, и место врача в технологической цепочке заняли ученый сосед и рекламный ролик, — утверждает Сергей Шишкин.

— Я с ужасом обнаружил, что многие мои русские сотрудники, несмотря на проблемы со здоровьем, стали обращаться к врачам, только попав на работу в крупную западную компанию, которая купила им медстраховку, — сказал нам американец русского происхождения Сергей Бобошко, опытнейший финансист, уже 12 лет живущий в России.

Последние два года из этой дюжины Бобошко возглавляет в Москве Ассоциацию международных фармацевтических производителей — AIPM. С ним мы и продолжили тему.

— Давайте я буду говорить не как официальное лицо, а как американец, для которого Россия отнюдь не чужая. Понимаете, я не вижу здесь уважения к врачам. Мы в Америке, конечно, иной раз клянем врачей и адвокатов на чем свет стоит — мол, и зарабатывают слишком много, и знают слишком мало. Но никто в Америке в здравом уме не станет лечиться без врача или судиться без адвоката.

— Но ведь у вас же нет обязательного медстрахования. Не накладно платить за все самому?

— То, что в Америке за каждый шаг надо платить, — в общем, миф. Если работаешь — у тебя обязательно есть медстраховка. Если не работаешь, но стоишь на учете как безработный, — она тоже есть, хотя и попроще. Но даже если у тебя самая дешевая страховка — прием у врача всегда будет назначен на определенное время. Вот вам сразу две причины, по которым в Америке легче идут на контакт с врачом, чем в России: ты не будешь стоять в очереди и ты знаешь, что за тебя заплатят. Поэтому у нас почти никому не приходит в голову назначать лечение себе самому, а потом какими-то немыслимыми способами добывать без рецепта препарат, отпускаемый по рецепту. Да, есть интернет-магазины, которые предлагают, по сути, контрафакт. Но человек со страховкой их попросту не замечает — они ему ни к чему.

Человеку со страховкой, скорее всего, просто оплатят покупку лекарств. Это пояснил нам профессор Шишкин.

— В развитых странах 70 — 80 процентов расходов населения на медикаменты компенсируется за счет средств страховых компаний или бюджета. При этом буквально каждый рецепт проверяет врач-эксперт (обычно это сотрудник страховой компании). Все рьяно следят за тем, чтобы каждый препарат был назначен строго по показаниям и чтобы из линейки проверенных и эффективных препаратов был выписан самый дешевый. Врача подвигают отнюдь не к экономии на больных, но к более эффективному использованию денег страховщика или бюджета. Поэтому развитые страны хотя и тратят на лекарства в пересчете на душу населения намного больше, чем мы, не показывают таких темпов роста этих трат, как у нас. Там озабочены ровно обратным — как снизить расходы на лекарства, не поступаясь качеством лечения. Так или иначе, почти все эти страны занимаются очень активным фармацевтическим менеджментом. Это сложнейший механизм, требующий огромного внимания, но все над этим работают.

В России рынком лекарств тоже рулят. Но на Западе врач сначала выписывает лекарство по своему усмотрению, а после этого его назначения проверяют. У нас все с точностью до наоборот: чиновники составляют списки препаратов, за которые бюджет обещает платить, — и далее врачу прямо указывают, что можно выписывать, а чего нельзя. Диплом и шесть лет обучения можно смело класть на полку — нужно тупо смотреть в список. Причем чиновник может изъять из него даже лучшие в своем классе препараты — например, за то, что фирма-разработчик вовремя не дала взятку. Не столь давно назначаемый во всем мире рецептурный препарат вычеркнули из наших льготных списков за то, что западная фирма отказалась паковать его в России.

А совсем недавно чиновники додумались до того, что врач в льготном рецепте... вообще не имеет права писать, какое лекарство он хочет назначить больному! Приказ Минздрава гласит: в льготном рецепте надо указать лишь название действующего вещества препарата — и баста. А уж в чьем исполнении препарат достанется льготнику — в немецком, словенском, индийском или украинском — будут решать не врачи, а оптовики и аптечные сети. Вот такого точно нет нигде, и здесь мы явно впереди планеты всей.

— Я не понимаю, как можно с высоких трибун говорить, что нужно поднимать авторитет врача в обществе, поскольку здоровье — важнейший национальный проект для России, и одновременно запрещать врачу выписывать то, что диктуют ему его знания и предпочтения, — удивляется Сергей Бобошко. — Это страшное унижение для доктора. Это, как говорят в Америке, inconsistency — дикая непоследовательность, кричащее противоречие. Врач полностью подконтролен чиновнику, но недоступен больному. И чему мы удивляемся? Больной говорит себе: никуда я не пойду, не буду стоять ни в каких очередях и клянчить бесплатный рецепт. Есть у меня вот эта красная таблетка, которую мне посоветовала Маша с моей лестничной площадки, — вот ее-то я и выпью. И доктор тоже машет рукой на все и говорит: нет больше сил следить за «белыми» и «черными» списками и получать бесконечные выговоры за то, что выписал не то. Есть у меня вот эта красная таблетка, которую еще мой старенький профессор мединститута всем выписывал, — вот ее-то я всем и выпишу.

На западных рынках доминируют высокотехнологичные продукты, чья эффективность доказана масштабными клиническими испытаниями. На постсоветском пространстве до сих пор пользуются фантастическим спросом устаревшие препараты с недоказанной эффективностью, назначаемые еще с советских времен. В Казахстане, где прошла реформа здравоохранения, и в Белоруссии, где в здравоохранение вкладываются деньги, доля фармацевтического хайтека чуть выше, чем у нас.

Данные за 2005 год. Источники: USA Food and drug administration (FDA), российская консалтинговая компания RMBC

Исходная статья: Remedium
Авторы:  Елена Вольская, Сергей Шишкин