«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.06.2006

Знания есть. Где взять умения?

Я называю этих людей шутя "сивикс мафией". Настоящая сеть. Десятки стран, сотни сторонников движения за гражданское образование. Уже много лет они собираются раз в году где-нибудь в Палермо, Дубровнике, Мехико или Аммане. В этот раз их встреча состоялась в Варшаве. На Х Всемирный конгресс по гражданскому образованию приехали 250 человек из 67 стран.

А началось все десять лет назад в Праге, где впервые собрались люди со всего мира, занимающиеся гражданским образованием. Через полгода после той конференции заместитель директора Информационного агентства Соединенных Штатов Пен Кембел заявил, что отныне гражданское образование во всем мире является национальным интересом Америки и они всячески будут ему способствовать.

Это были времена Клинтона. Он ратовал за внедрение национальных стандартов школьной системы, утверждая, что без них может снова наступить день, когда придется писать новую книгу "Что знает Иван, чего не знает Джонни". Такая книга появилась в США сразу после полета Юрия Гагарина. После ее публикации были выделены огромные деньги на реформу преподавания математики и физики в американских школах.

Клинтон решил даже приплачивать тем школам, которые введут у себя национальные стандарты. К концу срока его президентства более тридцати штатов уже использовали их по одному или более предметам. Был разработан национальный стандарт и по гражданскому образованию. Он стал вторым проектом Центра гражданского образования из калифорнийского городка Калабасас. Первый сделал его известным не только в Америке.

Проект назывался "Гражданин". Сегодня более 60 стран используют его в школьной практике. Везде по-разному. В Польше, например, он - часть учебной программы. В Колумбии ребята занимаются проектом факультативно. В Йемене пока лишь несколько учителей отважились попробовать его. У нас в России более пятидесяти регионов используют эту методику.

Она проста. Ребята вместе выбирают проблему, которая должна касаться их школы, улицы, двора, города. Потом они ее исследуют, привлекая родителей, экспертов, чиновников. Затем предлагают решение и докладывают всей школе о том, что и как они придумали. В большинстве стран проект на этом и заканчивается. Педагоги считают, и так достаточно: поработали в группах, научились вместе исследовать ситуации, привлекать экспертов. В России же проект считается незавершенным, если не удалось добиться его реализации.

Подробнее...


Исходная статья: "Российская газета"
Авторы:  Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты"