«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.06.2006

Искусство упаковки

По данным Государственного научного центра «Вектор», препараты на основе вируса, разрушающего раковые клетки могут помочь 50% онкологических больных.

КТО ХОТЬ РАЗ ВИДЕЛ шедевр Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», ни за что не забудет танец опричников. Сполохи красных одежд, синкопированная музыка Прокофьева, Черкасов в роли Грозного, в сомнамбулическом состоянии повторяющий: «Жги, жги...» Ну и, собственно, в чем эффектность? Да в том, что в мрачной черно-белой ленте вдруг появляются цветные кадры, бьющие по глазам. И не было бы у Эйзенштейна возможности так зацепить зрителя, если бы не кинопленка всемирно известной фирмы Du Pont, которую по ленд-лизу доставляли в самом что ни на есть военном 1942 году на Центральную объединенную киностудию в Алма-Ате..

Теперь Du Pont скромно умалчивает о давней помощи России, зато стремительно расширяет свое присутствие здесь. И как умеет себя подать! Одно открытие Интерактивного центра высоких технологий в Москве может служить для российских ученых средней и высшей школой представления научных разработок. Если уж напоминают о том, что в лабораториях Du Pont был изобретен самый скользкий материал в мире - тефлон, то пекут блины на всю честную компанию. Если демонстрируют супер-прочную прослойку для стекол центриглас, то ведущий менеджер направления «строительная промышленность» колотит бейсбольной битой по армированному стеклу, и та разлетается вдребезги. И не важно, была ли бита подпилена перед эксперименгом. Du Pont выглядит убедительно во всех своих начинаниях. Эти ухищрения западного лидера по производству полимерных материалов и хими¬катов можно было бы рассматривать как чрезмерный промоушн, если бы с разницей всего в один день в Центральном доме ученых не прошла аналогичная акция.

Там подводили итоги конкурса инновационных проектов, впервые проведенного в России Некоммерческим партнерством «Центр новых медицинских технологий «ТЭМП» совместно с Американским фондом гражданских исследований, а также с программой Госдепартамента США «Биопромышленная инициатива», которая является крупнейшей в мире организацией, поддерживающей биотехнологический бизнес в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве и промышленности. Конкурс как нельзя лучше проиллюстрировал ситуацию с российским биотехом: нет грамотной «упаковки» научных раз¬работок. Но тех, кто готов постигать азы коммерциализации инноваций, НП «ТЭМП» готово просвещать и ориентировать в нужном для бизнеса направлении.

Снова за парту

ДЛЯ НАЧАЛА организаторы конкурса формализовали требования к участникам. Они не стали изобретать велосипед, а взяли за основу Конкурс бизнес-планов MIT S50K, который был раз¬работан Массачусетсом технологическим институтом и проведен среди исследователей, готовых реализовать свои идеи в инновационном бизнесе. К слову, благодаря конкурсу за 16 лет его существования появилось 60 компаний совокупной стоимостью не менее $10 млрд.

По образу и подобию MIT S50K жюри российского конкурса требовало от участников точно обозначать не только идею изобретения, но и степень его готовности для коммерциализации. И тут стало ясно, что для большинства конкурсантов эта сфера знаний - темный лес, то есть их пора сажать за парту. К конкурсу подключили Международный научно-техниче¬ский центр, занявшийся ликбезом в бизнес-планировании.

«Мы учили их просчитывать и формулировать экономическое обоснование своих новаций, понятное совре¬менному инвестору, - пояснил руководитель группы повышения квалификации МНТЦ Михаил Коротков. - В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске для участников конкурса были организованы семинары и лекции по разработке бизнес-планов, организации презентаций, ведению перего¬воров с потенциальными инвесторами, защите интеллектуальной собственности и т.д. Также к ликвидации бизнес-безгра¬мотности подключили Интернет, и все уча¬тники конкурса получили возможность пройти курс дистанционного обучения.

Но и тут ждала «засада»: очень многие науч¬ные разработки составляют государствен¬ную тайну, и их нельзя выкладывать в Сети, а следовательно, ученый лишен возможно¬сти защитить свое бизнес-предложение, а жюри - оценить его. Ситуацию спасали отдельные НИИ, которые давно прорываются на рынок биотехнологической продукции и которым важен результат участия в конкурсе как признание своих инновационных успехов. Таких пекущихся о своем реноме и подавших не¬сколько заявок оказалось всего пять: Центр вирусологии «Вектор» (Новосибирск), ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии (Оболенск), Институт биоорганической химии (Москва), ГосНИИ особо чистых биопрепаратов (Санкт-Петербург) и ОАО «Биохиммаш» (Москва). Но это как раз те организации, название которых всегда приходит в голову, когда речь заходит о промышленном внедрении биотехнологий: они сами умеют искать и находить формы сотрудничества с инвесторами.

Короче, открыть инвесторам неизвестные имена ученых, способных быстро вывести на рынок новый наукоем¬кий биопродукт, на конкурсе не удалось. Но проекты НИИ, занявшие два призовых места, интересны хотя бы потому, что для России это высший пилотаж делового осмысления науки которое стоит равняться современным Павловым и Мечниковым.

АРИФМЕТИКА ИННОВАЦИЙ

ОДИН из членов экспертной комиссии конкурса, исполнительный секретарь Биотехнологи¬ческой ассоциации стран Черно¬морского региона Александр Голиков, сказал: «У нас отвергнутое изобретение не пропадает зря. На Западе, если новация не пошла по каким-то критериям в производство, ее отправляют на помойку и создают новую. А в России ей находят применение не в одной отрасли, так в другой. Наши научные разработки - самые многофункциональные. В этом их живучесть».

И это чистая правда. Например, один из победителей Конкурса инновационных проектов - коллектив ГосНИИ особо чистых биопрепаратов - представил свою разработку «Комбинированные раневые покрытия со свойствами искусственной кожи». Естественно, первые образцы создавались в связи с войной в Чечне для лечения боевых ран. Но теперь спектр их применения охватывает и антисептическую обработку при неотложной помощи, и снятие болевых ощущений анальгетиками, и восстановление кожи при обширных ожогах за счет факторов роста эпидермиса, и лечение рубцов в пластической и косметической хирургии.

В жизни всегда так: пока не столкнешься с той или иной проблемой, ни за что не догадаешься о ее масштабах. Оказывается, у нас в стране в раневых покрытиях (РП) нуждаются сотни тысяч людей. Одних только пациентов с трофическими язва¬ми - около 1,5% населения, ежегодно почти 800 тыс. пострадавших от ожогов. из них 10% - с обширными ожогами. Сотрудники ГосНИИ особо чистых биопре¬паратов подсчитали и выяснили, что при разумной стоимости одного квадратного сантиметра РП в $0,04 оборот рынка может составить $10 млн. в год.

Однако составители бизнес-плана претендуют не на монополию, а только на 16% рынка. Своей главной целью они видят создание импортоза¬мещающего высокотехнологичного про¬изводства, которое должно окупиться через 18 месяцев. «Одна неприятность: чтобы начать выпускать раневые покрытия, нужен заем в $507 тыс., а премия за победу в конкурсе составляет только $30 тыс. - этого едва хватит, чтобы зарегистрировать компанию-производителя», - сокрушенно замечает один из разработчиков бизнес-проекта Сергей Антонов.

Второй победитель конкурса - Государственный научный центр «Вектор» - пошел иным путем. Составители проекта подробно описали актуальность своего детища - противоопухолевого препарата «Канцеролизин» - и быстро встали с протянутой рукой. Они предупредили потенциальных инвесторов, что для получения разрешения на клинические испытания им нужно 500 тыс. рублей, на сами клинические испытания - еще 8 млн. рублей, а срок окупаемости оценен в три-четыре года. И за всеми этими немасштабными математическими расчетами совершенно ускользнуло главное, а именно: чрезвычайно интересная научная подоплека проекта. Ведь «Канцеролизин» - это использование вируса в борьбе с раковыми опухолями.

В ГНЦ «Вектор» был создан особый вирусный штамм. Он может размножаться в опухолевых клетках, в которых поврежден ген р53, и разрушать их. А в здоровых клетках с геном все в порядке, и вирус там не размножается. И что совсем благородно с его стороны, он не передается от родителей к детям.

В общем, создается впечатление, что ученые постепенно осваивают способы подведения бизнес-обоснований под свои проекты. Это внутренняя «упаковка», так сказать, коробка для изобретения. Осталось освоить искусство внешней «упаковки» - оберточной бумаги, лент и бутоньерок: это запудривание мозгов инвесторам роскошными презентациями, эффектной подачей и блестящей рекламой. Но до этого еще нужно дорасти.


Исходная статья: BusinessWeek
Авторы:  Анастасия АСКОЧЕНСКАЯ