«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2006 года

Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2006 года (часть вторая НК РФ)
Меркишина Валентина Михайловна
Старший преподаватель кафедры УЭФ ФППОП ММА им. И.М. Сеченова
Окончание. Начало в МА №№ 1-2/06

Упрощенная система налогообложения (гл.26.2 Налогового кодекса РФ)
Федеральным законом от 21.07.05 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» внесены существенные изменения по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход.

В 2006 году несколько изменен перечень лиц, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Теперь не могут применять этот специальный режим налогообложения бюджетные организации, а также иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории России.

В данном законе уточнен порядок перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданных организаций. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Организации получают право перейти на упрощенную систему налогообложения, если ее доходы по итогам 9 месяцев не превысят 15 млн руб. (ранее было 11 млн руб.). Новшество будет применяться только к тем, кто подаст в 2006 году заявку о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. (Письмо Минфина РФ от 19.09.05 № 03-11-04/2/81.) Причем заявка должна быть подана до 30 октября 2006 г.

Важным нововведением является и учет инфляции. Теперь величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой организация имеет право перейти на УСН, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на каждый календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Предельный размер доходов организации на 2006 год установлен в размере 20 млн руб. и коэффициент-дефлятор на данный календарный год составляет 1,132 (приказ Минэкономразвития от 27.10.05 № 227).

До 2006 года нельзя было менять выбранный объект налогообложения. С 2006 года организации, применяющие УСН, могут поменять объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы» по истечении трех лет работы с момента перехода на УСН).

Если выбран объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то есть весьма приятные изменения и дополнения по перечню расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы. Он существенно пополнился. Теперь в расходы для целей налогообложения при УСН включаются:

– расходы на сертификацию продукции и услуг;
– судебные расходы и арбитражные сборы;
– расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе;
– расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
– расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
– расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, в определенном законодательством порядке;
– расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
– расходы по доставке товаров до покупателя и др.

В 2006 году полученные доходы можно уменьшить на сумму НДС по оплаченным товарам, приобретенным организацией и подлежащим включению в состав расходов.

Если выбран объект налогообложения «Доходы», то нужно обратить внимание на следующую поправку, внесенную в законодательство. Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в пределах исчисленных сумм, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Напоминаем налогоплательщикам, что приказом Минфина России от 30.12.05 № 167н утверждена новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и порядка ее заполнения.

Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 Налогового кодекса РФ)

Закон Российской Федерации от 18.06.05 № 63-ФЗ установил, что с 1 января 2006 г. порядок введения единого налога на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности и коэффициент К2 будут устанавливать нормативно-правовые акты представительских органов муниципальных районов, городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Учитывая нерасторопность местных властей, Президент подписал Закон от 12.10.05 № 129-ФЗ, который позволяет применять действующие региональные законы о едином налоге на вмененный доход в тех муниципальных образованиях, которые не успели принять собственные нормативные акты.

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны зарегистрироваться во всех инстанциях, по месту нахождения которых они ведут деятельность в режиме единого налога на вмененный доход.
Но самым основным радикальным изменением является введение нового понятия розничной торговли (Федеральный закон от 21.07.05 № 101-ФЗ).

Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров ( производственные аптеки не могут быть переведены на данный режим налогообложения, так как производят подакцизный товар – спиртосодержащие лекарственные формы).

Данным законом определены только два корректирующих коэффициента:
К1 – коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары. Данный коэффициент определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На 2006 г. он установлен – 1,132 (приказ Минэкономразвития от 27.10.05 № 227).
К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (устанавливается местными муниципальными властями).
Письмом Минфина России от 25.01.06 № 03-11-04/3/33 разъяснен порядок обложения единым налогом на вмененный доход реализации лекарственных средств.

Исходя из требований Налогового кодекса под единый налог на вмененный доход подпадает реализация лекарственных средств аптеками и другими аптечными организациями покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажи, как за наличный, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт. По мнению Минфина, единым налогом на вмененный доход может облагаться деятельность по реализации лекарственных средств детским садам, школам, больницам, предприятиям и т. д. (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

В отношении реализации лекарств льготным категориям населения, ЕНВД применяется при реализации лекарственных средств по льготным рецептам, частично оплачиваемым за счет средств федерального бюджета или других бюджетов.

Реализация лекарств с оплатой их стоимости в полной сумме за счет бюджетных средств должна облагаться в соответствии с общеустановленным режимом или в рамках упрощенной системы налогообложения. В данном случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных режимов.

Напоминаем налогоплательщикам единого налога на вмененный доход, что Приказом Минфина от 17.01.06 № 8н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения» введена новая форма декларации. Отчет по новой форме налогоплательщикам единого налога на вмененный доход придется подавать уже за первый квартал 2006 г. (до 20 апреля). В основном изменения коснулись внешнего вида. Добавлены новые показатели и исключен один из корректирующих коэффициентов.

Транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса РФ)
Законом от 20.10.05 № 131-ФЗ в гл. 28 НК «Транспортный налог» Налогового кодекса были внесены поправки, которые вступили в силу с 1 января 2006 г.

Данный закон лишил местные власти формального права определять форму отчетности по транспортному налогу для налогоплательщиков – юридических лиц. Для данных налогоплательщиков установлены отчетные периоды: первый, второй и третий кварталы отчетного года. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Многие регионы увеличили размеры налоговых ставок по транспортному налогу. Например, Закон г. Москвы от 29.06.05 № 30 «О внесении изменений в закон г. Москвы № 48 » значительно увеличил размер налоговых ставок на транспорт мощностью от 150 и выше лошадиных сил.

Земельный налог (гл. 31 Налогового кодекса РФ)
Федеральным законом от 29.11.04 № 141-ФЗ принята глава 31 Налогового кодекса – Земельный налог. Налог местный и, следовательно, органы местного самоуправления должны были принять и выпустить соответствующие нормативные акты на местах по данной главе Налогового кодекса в течение 2005 г.

Рассмотрим, как взимается налог на землю с 2006 г. на основании гл. 31 НК РФ «Налог на землю».
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного, срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Новый порядок налогообложения отличается принципиально новым подходом к расчету налога на землю, по сравнению с ранее действующим порядком взимания земельного налога. Сейчас налоговые ставки определяются не в виде фиксированных годовых платежей за единицу площади, как ранее, а в процентах от налоговой базы – кадастровой стоимости земельных участков. Создан единый госреестр земельных участков: разработаны методики, земли оценены по категориям, внутри городов и поселков проведена разбивка по кварталам и отраслям.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного пользования) пользования.

Статья 395 главы 31 НК РФ некоторым организация предоставляет льготы. Например, освобождаются от уплаты земельного налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные и общественные организации инвалидов, научные организации и др.

Для некоторых категорий налогоплательщиков – физических лиц (инвалидов, ветеранов ВОВ, Героев СССР и России и др.) устанавливаются льготы. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.

Земельный налог является одним из важнейших источников формирования доходов в первую очередь бюджетов местного самоуправления. Размеры ставок и льготы устанавливаются местными властями в пределах ставок, установленных гл. 31 НК РФ. Средства от уплаты налога за все земельные участки в полном объеме будут зачисляться в местный бюджет независимо от форм собственности на эти участки.

Ставки налога не могут превышать: 1) 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или представленных для жилищного строительства; 2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

С земельных участков, приобретенных под жилищное строительство (кроме индивидуального строительства) исчисление сумм налога производится с коэффициентом 2 в течение 3-летнего периода проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации. Если постройка заканчивается раньше 3-летнего срока, сумма налога, превышающая коэффициент 1, признается излишне уплаченной и подлежит возврату. Если срок постройки более трех лет, то налог на землю рассчитывается с коэффициентом 4 вплоть до государственной регистрации.

При индивидуальном строительстве более 10 лет суммы налога рассчитываются с коэффициентом 2, вплоть до государственной регистрации.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Расчеты сумм по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу, утвержденную Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.