«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Профессиональные фармацевтические организации

Профессиональные фармацевтические организации

О роли профессиональных ассоциаций и союзов в цивилизованном развитии фармацевтического рынка, процессах их консолидации говорилось на дискуссионном заседании «Повышение эффективности работы профильных ассоциаций и союзов: шаги к консолидации» в рамках проходившей в Москве Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок»

Нас могут не заметить

Лилия Викторовна Титова
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)
Суммарный потенциал эффективнее
Сегодня профессиональные ассоциации приобретают все большее значение во всех отраслях. Ассоциация – это инструмент для налаживания диалога между бизнесом и государством, который формулирует и поддерживает интересы своих участников.

Ранее тема роли ассоциаций и их взаимодействия на нашем рынке не то чтобы умалчивалась, но широко не обсуждалась.

Ассоциация российских фармпроизводителей и ассоциации, с которыми нам приходится работать, – это квалифицированные эксперты-практики. Потенциал профессиональных организаций огромен с точки зрения не только теоретического опыта, но и практики, умноженной на желание изменить в позитивную сторону то правовое поле, ту ситуацию, что сложилась вокруг нас. Мы заинтересованы в том, чтобы всем участникам этого рынка, а не только членам нашей ассоциации, стало легче работать.

Ассоциаций на фармацевтическом рынке сейчас довольно много – есть узкопрофильные и многопрофильные – каждые имеют свои преимущества и свои недостатки. Преимущества узкопрофильной организации в том, что ей проще определить цели, наметить главные приоритеты деятельности. У многопрофильной организации преимуществами являются более широкий взгляд на проблемы, существующие на рынке, и более комплексный подход к их решению.

Сейчас необходимо объединить положительные качества и скоординировать ресурсы и действия всех профессиональных организаций. Несомненно, что суммарный потенциал гораздо эффективнее. При реализации совместных программ общими усилиями, а не борьбе друг с другом у нас наладится диалог с властью, к которому мы все стремимся.

Одна из составляющих медицинской промышленности – фармпромышленность. Медицинская промышленность сегодня – это 2,5 тыс. предприятий, из них лекарственные средства выпускают 650, все остальные – это производители медицинского оборудования, изделий медицинского назначения. На этих предприятиях работают 98 тыс. человек, средняя численность сотрудников предприятия составляет 40 человек. Очевидно, что производство, на котором работают 40 человек, никогда не станет лидером отрасли, и вряд ли к его мнению кто-то будет прислушиваться.

Конечно, у нас есть предприятия, на которых трудятся 1,2 или даже 3 тыс. человек. Тем не менее, из расчетов видно: для того чтобы тебя признавали, к тебе прислушивались, необходима единая сила, достижение единого мнения, и донесение этой позиции до всех участников фармрынка.
Объем медицинской промышленности составляет 0,7 % в объеме производства РФ и 0,48 % ВВП. Поэтому если мы сами не будем о себе заявлять, не будем ставить задачи и намечать пути их решения, то нас даже не заметят, мы так и останемся со своими проблемами. Несмотря на это, понятно, что фармпромышленность и здравоохранение – довольно важные направления, на сегодняшний день являющиеся национальной программой.

Изменить имидж российского продукта
АРФП объединяет 13 фармпредприятий, по сути – это 23 фармзавода и более 50 % отечественного производства, что составляет приблизительно 40 % на страны СНГ и дальнего зарубежья. Наша цель – добиться, чтобы население страны получало качественные лекарства по доступным ценам.
Все наши задачи можно разделить на основные направления, которые выражаются в конкретных действиях, документах и приоритетах.

Первое – создание благоприятного законодательного режима. Существующая законодательная база требует корректировки на всех уровнях. Задача ассоциации – внести свои предложения и сделать так, чтобы эти предложения были услышаны и воплощены в жизнь.

Второе – помощь в создании единых требований контролирующих органов, которые были бы прозрачны для всех фармпроизводителей и ставили всех в равные условия.

Третье – преференции в отношении российских производителей. Это не означает, что российская промышленность должна пользоваться экономическими преференциями. Мы добиваемся создания условий, в которых российский производитель почувствует себя на этом рынке удобно и поймет, что в его работе заинтересовано государство, которое осознает, что отечественное производство может принести больше пользы, чем импорт товаров.

Современная отечественная фармпромышленность – это 650 предприятий, некоторые из которых существуют с довоенных времен, и предприятия, модернизированные или построенные за последние 2–3 года и соответствующие мировому уровню.

Сегодня, к сожалению, население не очень ориентировано на российские лекарства. Эта ситуация складывалась годами не только в нашей отрасли, это – имидж российского продукта. Цель АРФП – показать, что российские предприятия производят качественные лекарства, которые действительно лечат. Для этого необходимы внутренние стандарты, гармонизированные с мировыми, которые покажут населению и нашим чиновникам, что продукция российской промышленности достойна нашего потребителя.

Одни и те же проблемы
Юрий Тихонович Калинин
Президент Ассоциации «Росмедпром»

Профессиональным общественным организациям, работающим в сфере обращения лекарственных средств, необходимо консолидироваться прежде всего для того, чтобы все участники этой сферы работали по единым законам, единой мотивации и конкурировали только на профессиональной основе. Проблема сложная, и диктуется она резко изменившимся фармрынком России. Четыре года назад в ценах производителя рынок составлял всего 3 млрд долларов, по результатам 2005 года этот рынок приближается к 6 млрд.

Второе – произошло и качественное изменение – консолидация дистрибьюторов внутри фармрынка. Сегодня пятерка основных дистрибьюторов практически диктует все условия на рынке, хорошо это или плохо – другой вопрос, но это так.

Аптечные ассоциации также начинают консолидироваться. Несколько медленнее, но начинается работа по концентрации усилий по объединению среди производителей. В сводках, которые мы получаем, фигурируют не отдельные заводы и не отдельные компании, а объединения нескольких заводов, хотя это пока в начальной стадии. На современном рынке небольшим по объему выпускаемой продукции предприятиям становится трудно работать. В то же время мы учитываем, что должны направлять усилия на обеспечение равных условий всем предприятиям – членам ассоциации.
Третья проблема – это реформа в здравоохранении, идущая быстрыми темпами, но не дающая быстрые результаты. Меняется законодательная база – мы должны в этом процессе непосредственно участвовать, чтобы документы учитывали и интересы государства, и интересы участников сферы обращения ЛС.

Причин для консолидации профессиональных организаций много. Сейчас расширяются и создаются фармпроизводства в России. Дистрибьюторы основывают свои собственные производства, покупая и модернизируя старые или строя новые. Дистрибьюторы и производители на фармрынке сталкиваются с одними и теми же проблемами. Поэтому необходимо ассоциациям общаться друг с другом, решать общие и частные вопросы, вырабатывать общее мнение. Это важно, потому что через год-два часть государственных функций по регулированию фармрынка будут доверены общественным организациям, и мы должны быть к этому готовы.

Наша  задача - повышение конкурентноспособности

Глеб Анатольевич Зубков
Заместитель исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений (ААУ) «Союзфарма»

Ассоциация «Союзфарма», учрежденная в 2001 году по инициативе ряда московских аптек, за пять лет прошла непростой путь, и сейчас в ней более 350 юридических лиц – аптечных предприятий по всей стране. Это порядка 1 500 розничных точек. Представительства Ассоциации открыты более чем в 20 регионах страны.

«Союзфарма» представляет интересы розничных аптек и небольших аптечных сетей. При определении целей и направлений развития мы исходили из учета экономических, социальных и политических факторов внешней среды. Ведущая тенденция в общественно-политической сфере – усиление социальной ориентации политики государства, когда происходит инвестирование денежных средств в здравоохранение в целом и в процесс лекарственного обеспечения в том числе. В частности, это выражается в реализации программы ДЛО. Процесс ценообразования начинает активно регулироваться государством, и в ряде регионов существует ограничение предельных надбавок. Россия активно готовится к вхождению в мировое сообщество, идет полным ходом вхождение в ВТО, и этот факт не может не отразиться на фармацевтическом рынке. Лоббируется введение стандартов не только в оптовой торговле лекарственными средствами, но и в розничной.

Существует ряд факторов, влияющих на фармацевтический рынок – таких, как устойчивый рост повышения объемов фармрынка, усиление конкуренции и, как следствие, консолидация участников во всех сегментах – производстве, дистрибуции, розничной торговле. Важный фактор – внедрение новых технологий, развитие инновационных преобразований в России, что не может не оказывать сильное влияние на развитие нашей Ассоциации, а также на активное развитие аптечной сети. В этой ситуации повышение роли общественных организаций мы видим в тенденции к созданию самостоятельных организаций, которые могут принять на себя часть государственных контрольно-разрешительных функций.

Нами был составлен прогноз развития фармрынка, для чего мы воспользовались результатами аналитических исследований компании «DSM Group». В целом прирост рынка в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 35 %. В дальнейшем прогнозируется рост в пределах 10–12 %. Отмечается увеличение в стоимостном выражении доли парафармацевтической продукции, а также отпуск лекарств по программе ДЛО. Если посмотреть на структуру рынка по количеству аптечных учреждений, то здесь наблюдается явная тенденция к преобладанию аптечных сетей. По данным «DSM Group», доля аптечных сетей, включая государственные, имеющих от трех и более аптечных пунктов, составляет до 64 %. Такая же тенденция сохраняется при анализе структуры рынка за 2005 год по товарообороту.

Правда, здесь уже доля аптечных сетей повышается и составляет до 77 %. К 2010 году их доля в товарообороте может возрасти до 90 %.

Означает ли это, что единичные аптеки обречены? Нет. Однако им нужно найти свое место, усилить преимущества, которые заключаются в значительно большей адаптации аптек к индивидуальной работе с покупателями. Поэтому главная цель нашей Ассоциации – реализация двух составляющих. Для нас важно укрепить экономическую устойчивость и конкурентоспособность аптечных учреждений, одновременно сохранив и повысив социальный статус аптечных учреждений через общественно-политические технологии.

Немного о программах Ассоциации, реализованных на данный момент. Одна из старейших программ – это услуги справочной и фармацевтической службы. Достаточно сказать, что в месяц она обрабатывает более 25 тысяч звонков. Такими же программами-долгожителями в составе наших услуг для аптек являются: юридический консалтинг, а также программа повышения квалификации для персонала аптек – различного рода семинары, тренинги, создание обучающих программ, которые в дальнейшем закрепляются в виде учебных фильмов. Мы развиваем информационные услуги, интернет-технологии, программное обеспечение, реализуем корпоративную подписку на профессиональные издания. У нас есть свой сайт, на котором содержится дополнительная информация. Также мы активно реализуем социальные программы для различных категорий населения – ветеранов ВОВ, детей и пожилого населения. Мы проводим различного рода акции по привлечению конечного потребителя в торговые залы аптеки по специальным сбытовым схемам.

Каждый этап развития ААУ «Союзфарма» выдвигает свои требования. В настоящее время мы принимаем активное участие в обсуждении и выработке коллегиального мнения по вопросу нормативно-правовой базы деятельности аптечного учреждения, разработке стандартов обслуживания покупателей, которые надеемся логично вписать в систему повышения качества аптечного учреждения. Наша ассоциация является открытой площадкой для обсуждения Техрегламента в разделе «Розничная реализация лекарственных средств»: разработана анкета, с помощью которой собираются данные по всей стране для получения обратной связи, ведь у всех есть свои проблемы и пожелания. Полученная информация аккумулируется для формирования экспертной позиции Ассоциации по данному вопросу. В дальнейшем планируется проведение «круглых столов» с разработчиками закона.

Новым для нас направлением является разработка и реализация программы Ассоциации по разработке стандартов обслуживания покупателей. Поставлена задача не только развить технологии работы, как, например, формирование стандартов обслуживания и разработка стандартов мерчандайзинга, но и обучить персонал аптек эффективно использовать данные технологии. А для этого надо подготовить информационные и методические материалы, создать обучающие программы. Поэтапно проводится программа объектовых разработок – «экстерьер – интерьер – мерчандайзинг» в аптеке, коммуникации в кассовой зоне, коммуникации персонала, разработка и стимулирование повторного визита покупателя в торговый зал аптеки. Вскоре мы плавно подойдем к разработке системы лояльности, разработке дистанционной справочной службы и развитию дополнительного сервиса.

Такая работа разбита на ряд этапов. Вначале проводится аудит аптеки, тестирование и обучение персонала. Затем – разработка концепции по реализации данной программы для кластерных аптек, разработка стандартов для каждого этапа работы, формализация и разработка набора инструкций по внедрению. В дальнейшем произойдет разработка системы контроля над качеством реализованной технологии и стандартов в торговом зале аптеки.

Подводя итоги выступления, хочу еще раз подчеркнуть, что цель, которую мы перед собой поставили – повышение конкурентоспособности отдельных розничных аптечных учреждений и усиление их социальной роли. В соответствии с целью мы сформировали свою стратегию, разработали программу, расставили приоритеты и выбрали себе партнеров. Все это позволяет надеяться на положительный результат, так как за грандиозными планами стоит опыт профессионалов и социальная ответственность специалистов нашей Ассоциации.

Контроль за обращением ЛС -социальная задача
Валерий Дмитриевич Володин
Председатель правления Межрегионального общественного движения «Здоровье нации»

МОД «Здоровье нации» существует 5 лет, насчитывает филиалы более чем в 30 регионах России, в которое входит около 80 юридических организаций и тысячи физических лиц. Среди юридических лиц – Ассоциация диабетиков (в стране 2,5 млн диабетиков, 18 тыс. гемофиликов, множество инвалидов детства), Фонд героев Советского Союза и РФ и так далее.

Остановлюсь на проблемах законодательного регулирования обращения лекарственных средств в России. Обеспечение контроля и максимального учета ЛС являются в настоящее время социально значимой задачей. С экранов телевизоров, в печати предлагаются чудодейственные препараты, медикаменты, снадобья. Реклама не отличается особым вкусом, эстетикой и правдоподобием. В большей степени рекламируются дорогостоящие средства, потому что при меньшем объеме реализации позволяют получить быструю прибыль. Практически каждое рекламное объявление, особенно в прессе или на телевидении, нарушает хотя бы одно ограничивающее положение.
Что же касается препаратов лечебного действия, то с ними в первую очередь должны быть ознакомлены врачи. Только они должны делать назначения и контролировать лечение пациентов. Не существует абсолютно безопасных ЛС. Необходимо учитывать, что эффективность воздействия ЛС в ряде случаев достигает только 50 %. В директиве Совета ЕС 92/98, действующей во всех странах Евросоюза, в рекламе ЛС запрещается рекламировать препараты рецептурного отпуска.

Россия сегодня – гигантский рынок медикаментов, которые являются очень выгодным, пользующимся большим спросом, товаром. По прибыльности фармацевтическая коммерция занимает третье место в мире после наркотиков и нефти.

В 2000 году в России было заведено 25 уголовных дел, связанных с некачественными ЛС, но ни одно из них не дошло до суда, так как с юридической точки зрения не всегда удается доказать вину рекламодателя в трагическом исходе при самостоятельном приеме медикаментов. Однако для врачей совершенно очевидно, что прием рекламируемых препаратов без назначения врача довольно часто заканчивается трагедией.

Во многих странах, помимо государственного, существует и общественный контроль, который в нашей стране полностью отсутствует. Депутатами четырех комитетов Государственной Думы был предложен проект закона об общественных медицинских движениях, в котором четко написано о том, что необходимо контролироваться общественностью в этой области.

Считаю, что следует расширять рекламу лекарственных средств только для медиков и лечебных учреждений. Мы предлагаем Правительству РФ объявить временный мораторий на рекламу ЛС в средствах массовой информации до принятия соответствующих законодательных норм.

Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что многие больные, имеющие право получать лекарства бесплатно (ответственность за это возлагается на МЗСР РФ), вынуждены самостоятельно приобретать ЛС. Неоднократно в Госдуме, на заседаниях Правительства обсуждался вопрос о ежегодном установлении твердых цен на ЛС как отечественного, так и импортного производства. Необходимо ввести государственное регулирование стоимости, однако это беззатратное для федерального бюджета решение до сих пор не принято. Возникает вопрос: кому это нужно?

Приведу интересный факт. В такой не очень бедной стране, как Англия, затраты на ЛС в средней семье составляют 1 %, а вот в России – до 20 %, что непосредственно связано со стоимостью лекарств.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Во времена Советского Союза существовало Министерство медицинской промышленности и лекарственных средств. Это министерство по-разному реорганизовывалось: входило в Минздрав, затем в Минэкономику, а теперь и вовсе перестало существовать. Хочется при содействии Президента нашей страны вернуться к вопросу об организации самостоятельного агентства по производству медицинского оборудования и лекарственных средств, не подчиненного МЗСР РФ.


Авторы:  Марина Нехлина