«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Программа ДЛО: приоритеты государства

Программа ДЛО: приоритеты государства

В рамках Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок» прошел Круглый стол «Государственные программы развития медицины и фармакологи», главной темой которого было подведение итогов работы по реализации программы ДЛО и реформированию системы обязательного медицинского страхования.

Елена Алексеевна Тельнова
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ

Результаты программы ДЛО
Основная задача, которую ставило государство, реализуя программу ДЛО – решение вопросов доступности и качества лекарственной помощи населению. Сейчас кроме проблем в реализации программы есть результаты и наметились перспективы.

Надо сказать, что до принятия решения о начале реализации программы ДЛО были проанализированы данные по мировому опыту лекарственного обеспечения, состоянию лекарственного обеспечения в различных регионах РФ, и при этом была выявлена определенная асимметрия в лекарственном обеспечении населения в нашей стране.

Ухудшение демографической ситуации, рост заболеваемости потребовали внимания со стороны государства и определили план реализации программы ДЛО.

По затратам на здравоохранение и их доли в ВВП до 2005 года Россия была на 9 месте. Начинать реформу здравоохранения без решения проблем лекарственного обеспечения невозможно. По результатам года работы мы видим, что реализация программы ДЛО вскрыла массу проблем в здравоохранении, начиная от кадровых и заканчивая задачами профессионального обучения специалистов отрасли.

До 2005 года целенаправленные денежные средства на решение проблем лекобеспечения льготной категории граждан не выделялись.

Программа ДЛО – одна из масштабнейших программ, которые когда-либо реализовывались в РФ, и об этом говорит количество ее участников.

Население России составляет 143 млн. человек. Лица, имеющие право на набор социальных услуг (НСУ) – это 14 млн. 689 тыс. человек на конец 2005 г. В программе участвую 22 тыс. ЛПУ и 225 тыс. врачей. С начала 2005 г. количество аптечных предприятий, т.н. точек отпуска льготных ЛС, увеличилось почти в 2 раза - в конце 2005 г. их стало12 тыс. 656. К концу 2005 г. в программе ДЛО работали 133 дистрибьютора федерального и регионального уровней и свыше 300 отечественных и зарубежных производителей ЛС.
В течение года произошло увеличение на 3,5% числа лиц, имеющих право на НСУ.

На конец 2005 г. поставлено ЛС на сумму 45 млрд. руб., что в 5 раз больше по сравнению с апрелем; отпущено ЛС на сумму 39 млрд. руб., оплачено на сумму 30 млрд. руб.

Первая задача, вставшая перед всеми участниками, была насытить аптечные учреждения лекарствами и предоставить возможность получения ЛС пациентам при первичном обращении.

Наибольший объем поставок ЛС был в Центральном и Приволжском ФО, т.к. там находится наибольшее количество льготников – около 5 млн. человек в Центральном и свыше 3 млн. в Приволжском.
Анализ поставок по ТН и МНН показал, что наибольшее количество торговых наименований поставлено ЦВ Протек, затем Биотек и СИА Интернейшнл.

Было выписано 155 млн. рецептов, из которых 147 млн. обслужено на значительные суммы.
Удалось сгладить некоторую асимметрию в лекарственном обеспечении в разных субъектах федерации. Благодаря прямым поставкам по программе ДЛО, практически не выявлено недоброкачественных и фальсифицированных ЛС.

Произошла значительная активация отечественной фармпромышленности, которая в течение 2005 года имела долю в поставках в пределах 17% - 20%.

Отработан алгоритм движения финансовых, информационных и товарных потоков. Произошла определенная стабилизация цен на ЛС в рамках ДЛО по сравнению со значительными колебаниями цен на коммерческом рынке. Повысилась эффективность расходов бюджетных средств.

Проведен социологический опрос среди населения по результатам реализации программы ДЛО 2005 года. В начале года большинство участников опроса имели отрицательное отношение к программе ДЛО, а в конце года отношение резко изменилось. Многие вышедшие из программы, хотели бы войти обратно, но пока этот вопрос до конца не решен. Люди поняли, что ЛС по программе можно получить.

Анализ по доступности лекобеспечения за 9 и 11 месяцев 2004-2005 гг. показал: там, где была значительная асимметрия в обеспечении ЛС населения, произошло увеличение выписки во много раз. Так, за 9 месяцев по Псковской области выписка увеличилась в 7,2 раза, по Кировской - в 4,6 раза, по Свердловской - в 1,3 раза. Доли отказов и просроченного обслуживания постоянно уменьшались. Таким образом, была достигнута цель – сгладить асимметрию по лекобеспечению разных регионов.
В течение всего года менялась средняя стоимость рецепта: апрель 2005 г. – 184 руб., декабрь – 262 руб., январь-февраль 2006 г. – свыше 300 руб. Люди стали получать более дорогостоящие, эффективные и качественные ЛС.

Изменения Перечня льготных ЛС объясняются тем, что фармпроизводители нам постоянно обещают, что не будет дефектуры тех или иных ЛС, а она есть, и по ряду позиций довольно устойчивая.
Значительная работа проделана по оснащению ЛПУ и аптек вычислительной техникой и программным обеспечением. Но и сейчас бывает такая ситуация - компьютеры имеются, а программное обеспечение или не работает, или проблемы остались с прошлого года.

Необходимо решать проблему единого подхода к программному обеспечению - этот вопрос прорабатывается на уровне МЗСР, ФФОМС и Росздравнадзора, что позволит решить многие вопросы по отчетности, аналитике, по заявке.

Программа ДЛО оказала значительное влияние на фармацевтический рынок в целом вследствие «вброса» на рынок такой значительной денежной суммы, что прогнозировалось различными экспертами.

Уроки первого года
Каковы же уроки первого года реализации программы ДЛО?
На первое место хочется поставить недостаточную информированность на всех уровнях от пациента до фарморганизации. И ,наоборот, фарморганизация – аптека – ЛПУ – пациент. Это важный вопрос, потому что недовольства, возникавшие на первом этапе, в большей мере связаны с недостатком информированности. Имели место недостаточное использование информационных технологий, недостаток знаний врачей первичного звена, отсутствие ответственности в регионах за обеспечение пациентов, составление заявки, определение потребности. Ну и, конечно, отказы от НСУ.

Сегодня значительное количество людей хотят вернуться в программу - примерно 10% из отказавшихся. Это число будет увеличиваться. В регионах, работавших в информационном плане нормально, отказалось значительно меньше людей – это Москва и еще ряд регионов.

Сейчас в Государственной Думе и МЗСР РФ решается вопрос о процедуре «вхождения» отказавшихся льготников обратно в программу.

Причины отказов от НСУ:
- низкий уровень жизни сельского населения, где отказалось наибольшее число людей;
- недовольство Перечнем льготных ЛС.

Проблемы реализации системы ДЛО:
- недовольство в связи с отсутствием нужного ЛС в аптеке, на складе, в перечне – это общие для все проблемы;
- у производителей была проблема платежей за отпущенные ЛС, и как следствие – недопоставка товаров;
- у фарморганизаций проблема состояла в дефектуре, задержки финансирования реестра, связанной с несвоевременным составлением реестров и отчетности, осюда возникали проблемы платежей производителям.
- у аптек – это проблемы очередей, дефектуры, кадров, формирования и составления отчетности, проблемы автоматизации и мотивации персонала.
Каким образом эти проблемы распределились по своей значимости? Больше всего проблем было связано с очередями в лечебно-профилактических учреждениях и с отсутствием нужного лекарства в перечне и в аптечном учреждении. Очень незначительное число пришедших людей не сталкивалось ни с какими проблемами на начальном этапе и в середине года. Концу года эта ситуация значительно улучшилась.

В Центральном ФО больше проблем было связано с очередями к врачам, в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах часто отсутствовали нужные лекарства. Большие очереди в аптеках имели место в Южном и Дальневосточном ФО и так далее.

Постоянный мониторинг результатов позволяет нам ориентироваться в реализации программы в течение года.

Оценка деятельности участников программы ДЛО:

- наибольшую оценку в 3,1 балла получили аптеки,
- деятельность врачей оценивалась в 3 балла,
- работа властей получила наименьшую оценку – 2,46.

Перспективы реализации программы
Совершенствование механизма ДЛО состоит в том, что и региональные, и федеральные льготы должны обеспечиваться по единым правилам, схемам и ценам.

Регионы сами пришли к такому выводу. С.-Петербург хотя и реализовывал программу довольно сложно, первым принял закон, по которому будут реализовывать и региональную, и федеральную программы. Москва уже работала в течение всего года таким образом.

Следующие задачи:

- расширение ассортимента за счет введения изделий медицинского назначения и предметов ухода,
- совершенствование системы контроля по реализации ДЛО,
- закрепление границ прав и ответственности федерального центра и региональных властей,
- расширение контингента лиц, имеющих право на льготный и бесплатный отпуск за счет введения в регистр льготников, беременных женщин и детей до 3 лет,
- повышение прозрачности и предсказуемости управленческих решений,
- совершенствование информационных технологий.

Вопросы по докладу
Игорь Алексеевич Смирнов, Ассоциация международных фармпроизводителей.
Вопрос: Вы упомянули о прогнозе потребности, который был недавно передан производителям ЛС. Скажите, пожалуйста, какие факторы учитывались при составлении этого прогноза, и в какой степени компании могут ориентироваться на заявленные цифры?

Ответ: Прогноз потребностей составлялся на основании данных, представленных регионами. В субъектах федерации прогноз потребностей составлялся органами управления здравоохранением совместно с фармацевтическими организациями. Этот прогноз мы передали в Ассоциацию отечественных производителей, Ассоциацию европейского бизнеса, и в вашу ассоциацию.
Насколько можно ориентироваться? Могу сказать, что Ассоциация отечественных производителей проанализировала прогноз и пришла к выводу, что в чем-то они могут ориентироваться, в чем-то нет. Наверное, нужно смотреть самим производителям, насколько этот прогноз соотносится с имеющимися у них данными.

Такой прогноз потребностей составлен первый раз за много лет. Со времен советской власти, со времен существования аптечного управления Союза этим никто не занимался. Это был первый опыт работы, в который мы пытались вовлечь субъекты федерации. Мы им объясняли и показывали, какие факторы они должны учесть – это заболеваемость в регионе, учет стандартов, поставка ЛС, перспективы поставки и остатки ЛС.

Недавно Ассоциация отечественных производителей мне сказала, что по каким-то позициям действительно попали, а по каким-то нет. Нужно анализировать вместе.
Интересную информацию мы получим, закончив сводить данные по инвентаризации.
Эти данные позволят увидеть, что сегодня в регионах имеет меньший спрос, а что больший. Производители смогут сориентироваться, учтя свои поставки и остатки.


Авторы:  Марина Нехлин