«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
15.06.2006

Документ

В 2005 году работа Министерства была направлена на реализацию главной цели социальной политики Российской Федерации - последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, Министерство подготовило и представило в Правительство Российской Федерации «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2005 год и на период до 2007 года» и «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2006 год и на период до 2008 года», в которых определило систему целей, задач и показателей деятельности.

С учетом посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) Министерство осуществляло свою деятельность по пяти приоритетным целям.

Первая цель - разработка мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

В рамках данной цели решались задачи содействия росту заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования, стимулирования граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании, развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем, развития системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействия усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Вторая цель - разработка мер, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В рамках данной цели решались задачи повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, обеспечения доступности и качества медицинской помощи, улучшения состояния здоровья детей и матерей, обеспечения качественными и безопасными лекарственными средствами, предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Третья цель - разработка мер, направленных на содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В рамках данной цели решались задачи укрепления системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, предупреждения семейного неблагополучия, профилактики сиротства, внедрения новых форм и технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения уровня государственных гарантий в обеспечении детей-инвалидов всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки, организация отдыха и оздоровления детей.

Четвертая цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

В рамках данной цели решались задачи оптимизации системы оказания социальных услуг, развития организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания, повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, осуществления обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Пятая цель – содействие продуктивной занятости, обеспечение прав граждан в области труда.

В рамках данной цели решались задачи содействия формированию гибкого рынка труда и занятости населения, сокращения количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь, задолженности по оплате труда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда, развития социального партнерства, обеспечения реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводило работу по повышению уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений и переподготовки кадров здравоохранения и социально-трудовой сферы, развитию фундаментальной и прикладной науки в целях внедрения в практику новейших технологий, укреплению отраслевого научного потенциала, обеспечению лечебных учреждений и организаций социальной защиты населения новыми технологиями, методами медицинской и социальной реабилитации, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти на основе повышения уровня квалификации кадрового потенциала государственной службы, развитию потенциала международных связей, в том числе интеграции России в мировое социальное пространство.

Особое внимание в 2005 году было уделено вопросам модернизации здравоохранения, включая разработку комплекса мер по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению и развитию профилактической направленности здравоохранения, разработке инвестиционного проекта по созданию сети федеральных медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, разработке мер по улучшению лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, совершенствованию Программы оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В результате этой работы были подготовлены предложения к национальному проекту «Здоровье», который Президентом Российской Федерации В.В.Путиным объявлен приоритетным 5 сентября 2005 года.

Основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 года (протокол N 2).

В рамках реализации положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года в 2005 году Министерством разработаны:

комплекс мер по созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, снижению масштабов алкоголизма;

предложения по повышению в течение 3-х лет не менее чем в 1,5 раза реальной заработной платы учителей, врачей, работников культуры и науки;

комплекс мер, направленных на создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов;

предложения по повышению доступности и качества социальных услуг.

Указанные предложения использовались при подготовке ряда программ, в том числе Концепции демографической политики Российской Федерации до 2015 года и плана мероприятий по ее реализации до 2008 года, Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей до 2010 года, Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года, федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, а также постановлений Правительства Российской Федерации о повышении размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.



В 2005 году в здравоохранении и социальной трудовой сфере сохранилась положительная динамика основных социальных показателей, достигнутая в предыдущие четыре года.

Реальные денежные доходы населения выросли в среднем за год на 8,9% (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года – на 12,8%); реальная зарплата – на 10% (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года – на 12,6%); реальный размер пенсии – на 9,6% (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года – на 13,1%). Показатели реального размера пенсий, достигнутые в 2005 году, - самые высокие за последние 3 года. Дифференциация населения по уровню денежных доходов сократилась с 15,1 раза в 2004 году до 14,7 раза в 2005 году.

В течение 2005 года:

- дважды повышался минимальный размер оплаты труда (с 1 января 2005 г. до 720 рублей, с 1 сентября 2005 г. – до 800 рублей);

- дважды увеличивались ставки заработной платы работников бюджетных организаций (с 1 января 2005 г. в 1,2 раза, с 1 сентября 2005 г. – в 1,11 раза);

- с 1 марта 2005 года более чем на треть (с 660 до 900 рублей в месяц) увеличена базовая часть трудовой пенсии по старости. Кроме того, с 1 августа 2005 года базовая и страховая части трудовой пенсии проиндексированы в 1,06 раза. Также произведено дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии в 1,048 раза с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на каждого пенсионера за 2004 год;

- в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, некоторым другим категориям граждан установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Уровень материального обеспечения этих категорий населения с учетом пенсии, ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения вырос в 2005 году в 2 и более раз. В соответствии с решением Государственного совета Российской Федерации создана Общегосударственная база данных о социально-экономическом положении ветеранов войны и боевых действий;

- с 1 января 2005 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6 тыс. рублей. В 2005 году были подготовлены решения об увеличении размера единовременного пособия при рождении ребенка с 1 января 2006 года до 8 тыс. рублей, размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 500 до 700 рублей;

- введен в действие новый механизм ежегодной индексации сумм возмещения вреда здоровью гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, обеспечивающий регулярное и стабильное ее проведение. Начата выплата гражданам денежных сумм, недополученных ими в 2002 - 2004 годах в связи с отсутствием механизма их индексации. Приняты постановления Правительства Российской Федерации об индексации этих выплат, в результате которых размеры сумм возмещения вреда здоровью были в общей сложности по сравнению с 2002 годом увеличены в 1,49 раза.

Повышению материального положения отдельных категорий населения способствовал также новый порядок предоставления социальной помощи, введенный с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Мероприятия по замене натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть ветеранов и инвалидов, которые получили прибавку к пенсии от 600 до 2000 рублей в месяц.

В соответствии с указанным Федеральным законом сформирован Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, который позволил ввести персонифицированный учет объемов оказываемой государственной социальной поддержки. Содержащиеся в Федеральном регистре сведения о гражданах актуализировались в установленном порядке.

На 1 января 2005 года около 14,5 млн. человек имели право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, и около 35 млн. граждан – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе около 16 млн. ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, репрессированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и прочих категорий - 19 млн. человек.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом в 2,77 раза. В 2005 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 208,6 млрд. рублей, из региональных бюджетов – 92,6 млрд. рублей. В 2004 году эти расходы составили соответственно 45,4 млрд. рублей и 63 млрд. рублей.

На основании Федерального регистра осуществляется выплата ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и предоставление набора социальных услуг.

В течение 2005 года число лиц, имеющих право на ЕДВ, увеличилось на 13% и составило на 1 февраля 2006 года 16,4 млн. человек. Из них – 296,3 тыс. человек имеют право на выплату двух ЕДВ. На выплаты ЕДВ в 2005 году было направлено из федерального бюджета 127,3 млрд. рублей.

Для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, разработаны программы:

- дополнительного лекарственного обеспечения;

- санаторно-курортного лечения граждан;

- по обеспечению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

В 2005 году в субъекты Российской Федерации поставлено лекарств на сумму 46 млрд. рублей по 1907 торговым наименованиям. Выписано 154,3 млн. рецептов, из которых обслужено 147,8 млн. рецептов (95,7%) на сумму 44 млрд. рублей. В 2004 году бесплатных лекарств было отпущено всего на сумму 7,89 млрд. рублей, т. е. в 5,5 раза меньше, а уровень обслуживания рецептов составлял 63,4%.

В течение 2005 года реализовывалась программа санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан. Выдано около 1,07 млн. путевок в санатории и около 1,01 млн. талонов на проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Число выданных путевок по сравнению с 2004 годом возросло в 4,5 раза. Сумма финансирования в 2005 году составила 12,1 млрд. рублей.

На бесплатный проезд отдельных категорий граждан в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в 2005 году израсходовано 5,9 млрд. рублей. Количество поездок отдельных категорий граждан составило более 300 миллионов.

В 2005 году зарегистрировано некоторое улучшение ряда показателей заболеваемости и смертности населения. На 7,6% сократилась заболеваемость населения инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, на 7,2% - заболеваемость населения болезнями «социального неблагополучия». Заболеваемость дифтерией снизилась на 30,6%, коклюшем - в 2,4 раза, корью - в 5,9 раз, эпидемическим паротитом – на 28,6 %, вирусным гепатитом В - на 18 процентов. Смертность от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и др.) сократилась на 6,8%, младенческая смертность – на 5,2%.

В системе Минздравсоцразвития России в 2005 году работали 607,7 тыс. врачей и 1351,2 тыс. среднего медицинского персонала (2004 год – 607,1 и 1367,6). Обеспеченность врачами увеличилась с 42,4 (на 10000 населения) в 2004 году до 42,7 в 2005 году. Число практикующих врачей общей практики (семейных врачей) составило 4283.

Первичная медико-санитарная помощь населению оказывалась в 16,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждениях всех уровней, в том числе около 3 тыс. участковых и районных больницах, 1,5 тыс. городских поликлиниках. На базе участковых больниц и амбулаторий созданы пункты круглосуточной неотложной помощи, в основном оснащенные санитарными автомобилями повышенной проходимости.

В 2005 году продолжено внедрение стационарозамещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы. Число дневных стационаров возросло с 10,5 тыс. в 2004 году до 10,7 тыс. в 2005 году, число мест в дневных стационарах - с 191 тыс. до 199 тыс.; обеспеченность местами дневных стационаров - с 13,4 на 10 тыс. населения до 13,9 соответственно. Уровень госпитализации в дневные стационары увеличился с 3,4 в 2004 году до 3,6 в 2005 году; число пролеченных больных возросло на 5,6 процента.

В 2005 году медицинскую помощь населению Российской Федерации оказывали в 16 тыс. учреждениях здравоохранения, в том числе в 7,8 тыс. больницах, в 1,4 тыс. диспансерах. Оптимизация деятельности учреждений здравоохранения способствовала повышению рентабельности коечного фонда. Среднегодовая занятость койки в 2005 году составила 327 дней против 318 в 2004 году (в 2003 году - 316); средняя длительность пребывания больного в стационаре - 13,7 и 14,0 (14,4) соответственно. Уровень госпитализации в круглосуточные стационары - 23,5 на 100 человек населения (2004 год – 22,2; 2003 год – 23).

Число станций (отделений) скорой медицинской помощи в 2005 году составило 3275, число вызовов – 47,6 млн., число обслуженных лиц - 353,5 на 1000 населения (2004 год – 360; 2003 год - 371,3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год. По сравнению с Программой государственных гарантий на 2005 год в 2006 году усилены меры, направленные на проведение профилактических мероприятий по базовой программе обязательного медицинского страхования; увеличение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевого норматива финансирования Программы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 856 внесены изменения в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, направленные на расширение медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета.

Продолжена работа по стандартизации медицинских технологий, предусматривающих конкретизацию гарантируемых объемов медицинской помощи и повышение качества медицинских услуг на основе отраслевых медицинских стандартов по соответствующим заболеваниям и состояниям. По проблемам охраны здоровья населения разработаны и утверждены более 100 стандартов амбулаторно-поликлинической помощи, 260 стандартов высокотехнологичных видов медицинской помощи и 26 стандартов санаторно-курортной помощи.

Усилена работа по кадровому обеспечению отрасли в условиях реформирования здравоохранения, приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, усиления ее профилактической направленности. Деятельность учреждений и факультетов дополнительного профессионального образования переориентирована на подготовку и повышение квалификации врачей первичного звена, с включением в учебные программы вопросов по раннему выявлению социально значимых и хронических заболеваний, предупреждения смертности в трудоспособном возрасте.

В 2005 году повысили квалификацию по специальностям «Терапия», «Педиатрия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» 13,3 тыс. врачей, в том числе 6,4 тыс. врачей-терапевтов участковых, 5,4 тыс. врачей-педиатров участковых и 1,3 тыс. врачей общей практики (семейных врачей), а также дополнительно в октябре-декабре 2005 года - 4,1 тыс. врачей.

Научные медицинские организации выполняли научно-исследовательские работы по 7 подпрограммам федеральных целевых программ, 35 отраслевым научно-исследовательским программам по охране здоровья населения.

В 2005 году зарегистрировано 765 патентов на изобретения, разработано 408 новых методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, 172 новых лекарственных средства, 186 медицинских иммунобиологических препарата, а также 119 новых изделий медицинской техники. Утверждены 74 санитарно-гигиенических норматива, 12 - санитарных правил и норм.

В 2005 году была продолжена работа по формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги детям, семьям с детьми, женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 71 и составило на 1 января 2006 года 3444 единицы. Численность граждан, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с 2004 годом увеличилась на 1559 тыс. человек и превысила 11,9 млн. человек, в том числе 5,1 млн. несовершеннолетних (увеличение на 659 тыс. человек). Им предоставлено свыше 71,4 млн. различных видов социальных услуг.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 3 млн. семей, в том числе: 1,53 млн. малообеспеченных семей, 968,6 тыс. неполных семей, 473,9 тыс. многодетных семей, 537,5 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, 11,6 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. На социальном патронаже по состоянию на начало 2006 года находилось более 480 тыс. семей.

В 2005 году различные социальные услуги в стационарных условиях и на дому получили более 25,3 млн. пожилых граждан. Из них разовые социальные услуги в трудных жизненных ситуациях оказаны более 11 млн. человек; надомные социально-бытовые услуги – около 1,3 млн. человек; услуги по временному проживанию – более 880 тыс. человек; услуги по социально-медицинскому обслуживанию на дому – более 125 тыс. тяжело больных; социально-реабилитационные услуги – около 230 тыс. человек. В стационарных учреждениях постоянно проживали 230,1 тыс. пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в ежедневной посторонней помощи и услугах.

Существенно увеличились объемы социальной поддержки инвалидов. Прямые расходы федерального бюджета на решение проблем инвалидов выросли с 31,6 млрд. рублей в 2004 году до 152,3 млрд. рублей в 2005 году (в 4,8 раза), а в расчете на 1 инвалида – с 2,77 тыс. рублей до 12,08 тыс. рублей.

В 2005 году осуществлены мероприятия по переводу системы медико-социальной экспертизы (МСЭ) с регионального на федеральный уровень согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Создана трехзвенная система федеральных государственных учреждений МСЭ, состоящая из федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», расположенного в г. Москве, и 89 федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации (главных бюро МСЭ), имеющих 1677 филиалов - (бюро МСЭ) в городах и районах. Утверждены порядок и условия признания лица инвалидом, новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, порядок расходования и учета средств, предусмотренных на финансирование выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

В целях совершенствования системы адресной социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий в соответствии с решением Российского организационного комитета «Победа» подготовлен проект Государственной программы по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий.

Протезно-ортопедическая помощь была предоставлена 421 тыс. инвалидов, при этом им было выдано 911,5 тыс. протезно-ортопедических изделий. Также инвалидам были выданы более 60 тыс. кресел-колясок различных видов (комнатных, прогулочных, малогабаритных, с санитарным оснащением и др.), более 70 тыс. слуховых аппаратов и иные технические средства реабилитации.

Ситуация на рынке труда в течение 2005 года складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей, но более умеренными темпами, чем в 2004 году.

По данным Росстата численность экономически активного населения в 2005 году составила 73,8 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.

Ситуация с занятостью населения, для которой характерны сезонные колебания, немного улучшилась. Численность занятых экономической деятельностью составила 68,2 млн. человек, что на 1% больше, чем в 2004 году. Практически весь прирост численности занятых в экономике происходил за счет расширения неформальной занятости и малого бизнеса.

Общая численность безработных сократилась с начала года на 0,8 млн. человек. В декабре 2005 года общая численность безработных составила 5,68 млн. человек. Уровень безработицы в декабре прошедшего года - 7,7% экономически активного населения (в декабре 2004 года – 8,3%).

Вместе с тем, число безработных граждан, поставленных на учет в службе занятости, увеличилось. В 2004 году среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных составляла 1,35 млн. человек, в 2005 году – 1,55 млн. человек.

Причинами роста численности указанной категории граждан явились реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее, в том числе увеличение уровня платежей населения, введение новых условий выплаты пособия по безработице, потребность незанятых граждан в официальном определении своего социального статуса для получения различных видов социальных услуг, а также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы занятости.

Число свободных рабочих мест, предложенных работодателями службе занятости, сократилось, что привело к росту нагрузки незанятого населения на 1 вакансию с 2,1 в 2004 г. до 2,5 в 2005 году.

В 2005 году были приняты дополнительные меры по усилению контроля за соблюдением трудовых прав граждан. Активизировалась работа инспекций труда, повысилась результативность надзорной работы.

Проведено более 252 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, в ходе которых выявлено свыше 1,94 млн. нарушений трудовых прав работников в этой сфере (в 2004 г. – 2,17 млн. нарушений).

В целях устранения и предупреждения правонарушений в трудовой сфере работодателям было выдано более 213 тыс. предписаний, из них исполнено более 173,1 тыс. что позволило устранить около 1,5 млн. нарушений.

За допущенные нарушения трудового законодательства к административной ответственности привлечено (оштрафовано) более 89 тыс. должностных лиц организаций. Общая сумма взысканных штрафов за 2005 год составила 109,1 млн. рублей, что на 21,7% превышает значение данного показателя в 2004 году.

С учетом поставленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачи по ликвидации задолженности по заработной плате был принят ряд дополнительных мер по активизации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы в 2005 году проведено более 62,4 тыс. проверок соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы 2,5 млн. работникам на общую сумму более 12,5 млрд. рублей. Количество выявленных в 2005 году нарушений по вопросам оплаты труда составило 192,5 тыс. (в 2004г. – 198,1 тыс.).

В результате принятых мер ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в стране за 2005 год улучшилась. В декабре 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года задолженность сократилась в 2,1 раза, в том числе бюджетная задолженность – в 4,5 раза.

Бюджетная задолженность в здравоохранении, образовании и культуре составила по состоянию на 1 января 2006 года 47 млн. рублей, в то время как год назад она составляла 164 млн. рублей (в 3,5 раза больше).

Положительные изменения в социально-трудовой сфере привели к смягчению социальной напряженности. Если в 2004 году было зарегистрировано 5933 забастовки (из них 5907 в октябре 2004 года), то в 2005 году – 2575 (из них 2565 в октябре 2005 года).

Значительное внимание в 2005 году уделялось вопросам, связанным с реализацией мероприятий Федеральной целевой программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». Министерством разработаны 22 методические рекомендации, 14 проектов нормативных правовых актов, 6 методик и 23 иных документа.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы государственной службы, были подготовлены проекты нормативных правовых актов в развитие Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Планом первоочередных мероприятий на 2004-2005 годы и Графиком разработки проектов нормативных правовых актов по реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2005 году вступили в силу 8 указов Президента Российской Федерации, 2 постановления Правительства Российской Федерации и 1 распоряжение Правительства Российской Федерации, разработанных Минздравсоцразвития России.

В 2005 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его территориальными органами было проведено 155 тыс. проверок законодательства в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзором и его территориальными органами подано 98 заявлений в суд, удовлетворено 47 исков по гражданским делам о защите прав потребителей. В прошедшем году забраковано 4963 партии спиртов и алкогольной продукции, в том числе 775 партии импортной.

Открыта «горячая линия» по актуальным вопросам защиты прав потребителей как на федеральном уровне, так и в ряде регионов страны (в Москве, Санкт-Петербурге, Магаданской области и др.).

В 2005 году утверждена правовая база (приняты соответствующие решения Правительства Российской Федерации) участия Министерства как головного органа в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ) и Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Аналогичные решения рассматриваются в Правительстве Российской Федерации в отношении Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА). С участием этих международных организаций осуществлялись крупномасштабные проекты в области развития медико-социальной помощи, борьбы с инфекционными заболеваниями, охраны здоровья матери, детей и подростков, социальной защиты семьи и детей.

Приняты также решения Правительства Российской Федерации об официальном вступлении Роструда в Международную ассоциацию инспекций труда (МАИТ). В стадии согласования находятся документы о вступлении Роструда во Всемирную ассоциацию государственных служб занятости.

Определены приоритетные направления сотрудничества России с Всемирной организацией здравоохранения и Международной организацией труда на 2006-2007 годы.

В течение 2005 года проводилась работа по обеспечению председательства России в «Группе восьми» и в Комитете министров Совета Европы, реализации проектов Всемирного банка, осуществлялось международное сотрудничество в рамках специализированных организаций ООН, СНГ, ЕврАзЭС, Единого экономического пространства, и двустороннее сотрудничество с рядом государств мира.

Одобрена в целом стратегия сотрудничества в области здравоохранения и социально-трудовой сферы в рамках деятельности Союзного государства, подготовлены к подписанию двусторонние соглашения о сотрудничестве в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, в стадии согласования программа по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере, разрабатывается единая методология государственного регулирования общего рынка труда Союзного государства.

Проводилась работа по совершенствованию управления бюджетными средствами и работы с персоналом, ведомственному контролю, информатизации.

В 2005 году рассмотрено и зарегистрировано 40975 обращений граждан, в том числе с контролем исполнения - 1731. Рост количества обращений по сравнению с 2004 годом составил более 50%.

За 2005 год было поставлено на контроль 6939 поручений (в 3,8 раза больше, чем в 2004 г.), из них прямых поручений Президента Российской Федерации - 31; поручений Правительства Российской Федерации – 1220; писем Аппарата Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания – 3228; писем депутатов, органов исполнительной власти и организаций – 2186. Часть поручений была исполнена с нарушением установленных сроков, главным образом из-за несвоевременного получения соответствующих заключений иных федеральных органов исполнительной власти, задержки согласительных процедур с другими федеральными органами исполнительной власти по совместно выполняемым поручениям, коротких сроков исполнения некоторых поручений Правительства Российской Федерации. В целях повышения исполнительской дисциплины проведены дополнительные организационные мероприятия, к отдельным должностным лицам приняты меры административного воздействия.

Продолжалась работа по комплектованию аппарата Министерства квалифицированными кадрами, подбору и расстановке руководителей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств. В Министерство принято на гражданскую службу 138 специалистов, назначено 294 руководителя территориальных органов.

Представлено в Администрацию Президента Российской Федерации на награждение государственными наградами 1066 человек, из них награждено - 439 человека. Ведомственными наградами Министерства награждены 9276 человек.

В 2005 году повысили квалификацию (прошли переподготовку) 93 работника: за счет бюджетных средств - 32, за счет госзаказа - 61 человек.

Цели и задачи Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2006 год направлены на реализацию положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

В рамках реализации этих документов Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сконцентрирует свои усилия на следующих направлениях:

- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

- реализация мероприятий по модернизации здравоохранения, уточнение и законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению на основе стандартизации медицинских технологий, совершенствование системы обязательного медицинского страхования, реструктуризация системы оказания медицинской помощи;

- уточнение Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, выработка и реализации плана мероприятий по стабилизации демографической ситуации;

- разработка отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы;

- разработка механизмов дополнительного пенсионного страхования и перевода базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения;

- выработка приоритетных направлений государственной политики по решению проблем детства;

- разработка законодательной базы для внедрения рыночных механизмов в сферу социального обслуживания населения, направленных на повышение доступности и качества социальных услуг;

- разработка концепции действий на рынке труда.

Основные мероприятия на 2006 год, обеспечивающие достижение приоритетных целей деятельности Министерства и решение задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

Первая цель - Повышение благосостояния и качества жизни населения.

Мероприятия в области стабилизации демографической ситуации:
завершить работу по утверждению уточненной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и плана действий по ее реализации на 2008 год;

подготовить план конкретных действий, позволяющих в среднесрочной перспективе стабилизировать демографическую ситуацию, повысить рождаемость, сократить смертность от управляемых причин, укрепить институт семьи, улучшить репродуктивное здоровье, усилить поддержку семей, имеющих детей, создать предпосылки для привлечения мигрантов на постоянное место жительства в Российской Федерации.

Мероприятия в области улучшения уровня жизни и денежных доходов населения:
провести работу по реализации Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в том числе подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации об уточнении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, разработать совместно с Росстатом Методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, организовать консультационную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разработки потребительских корзин субъектов Российской Федерации и расчета величины прожиточного минимума, подготовить проекты постановлений Правительства Российской Федерации по установлению величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I - IV кварталы 2005 года и I - IV кварталы 2006 года;

приступить к разработке новой методологии определения прожиточного минимума с учетом международной практики. В рамках этой работы пересмотреть нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для малообеспеченных групп населения, действующие с начала 90-х годов;

подготовить методические рекомендации об организации комплексной помощи бедным группам населения, предусматривающей сочетание материальной поддержки бедных с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда;

совместно с Минрегионом России подготовить методические рекомендации по применению новых Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые будут содержать разъяснения по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядку учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи для предоставления им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

принять участие в подготовке предложений по районированию Севера Российской Федерации;

определить подходы к установлению размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

уточнить порядок компенсации расходов, связанных с проездом и провозом багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Мероприятия в области совершенствования систем оплаты труда:

совместно с Минобрнауки России, Минкультуры России, Минфином России, Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти завершить подготовительную работу по переводу оплаты труда работников бюджетной сферы на отраслевые системы;

подготовить проекты постановлений Правительства Российской Федерации о повышении в 2006 году заработной платы работников федеральных государственных учреждений (с 1 мая - на 15% , с 1 октября - на 11%);

совместно с Минфином России, Минобрнауки России и Минкультуры России подготовить проект доклада Президенту Российской Федерации о повышении в течение трех лет не менее чем в 1,5 раза заработной платы работников бюджетной сферы;

провести мониторинг региональных и муниципальных систем оплаты труда;

совместно с Минобрнауки России подготовить проект указа Президента Российской Федерации «О денежном поощрении лучших учителей общеобразовательных учреждений» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений»;

приступить к реализации во II квартале 2006 года пилотного проекта по внедрению отраслевой системы оплаты труда в Российской академии наук и ее региональных отделениях.

Мероприятия в области пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования:

подготовить проекты нормативных правовых актов об индексации в 2006 году пенсий в рамках действующего законодательства, а также размера ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ;

подготовить предложения об увеличении социальных пенсий и базовой части трудовых пенсий в 2008-2009 годах исходя из необходимости выполнения решения от 20 мая 2005 г., принятого на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, о доведении среднегодового размера социальной пенсии к 2008 году до уровня прожиточного минимума пенсионера и прогноза прожиточного минимума, пересчитанного с учетом нового Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»;

подготовить законодательные меры по переводу базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения, предусматривающие возможность увеличения ее размера пенсионерам, совокупные выплаты которым в рамках обязательного обеспечения и страхования не превосходят величины прожиточного минимума пенсионера (либо иной установленной законом денежной суммы), до этой величины;

подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию», которым предусматривается предоставление возможности уплаты работником в добровольном порядке страховых взносов (не менее 4% заработка) в накопительную систему обязательного пенсионного страхования и государственное стимулирование такой уплаты;

доработать проекты федеральных законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем», принятые в первом чтении Государственной Думой в 2002 году;

подготовить проект нормативного правового акта, регулирующего правила выплаты негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц правопреемникам;

подготовить предложения по обеспечению гарантий прав участников негосударственных пенсионных фондов при их поглощении, слиянии и ликвидации в части сохранения объема обязательств перед ними либо очередности и объемов удовлетворения требований в связи с ожидаемым укрупнением фондов в период до 2009 года с учетом поэтапного усиления требований к ним, предусмотренных Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Мероприятия в области развития системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите:

подготовить проекты постановлений Правительства Российской Федерации об изменении суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) с учетом индексации базовой части трудовой пенсии;

после принятия федерального закона «О внесении изменений в статью 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» обеспечить подготовку проектов постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан», о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год», о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004г. N 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг»;

обеспечить ведение мониторинга мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ;

обеспечить ведение мониторинга ситуации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, связанной с разграничением полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Мероприятия в области совершенствования обязательного социального страхования:

подготовить проект федерального закона, направленного на урегулирование отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также нормативные правовые акты, связанные с его реализацией;

принять меры по нормативному обеспечению финансирования и повышению эффективности реабилитационных мероприятий действующей системы страхования;

в целях улучшения материального положения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подготовить предложения о проведении индексации ежемесячных страховых выплат в размерах, опережающих рост потребительских цен, учитывающих прогнозный уровень инфляции на 2006 год и превышение уровня инфляции за 2005 год;

подготовить предложения о расширении перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и об использовании средств данного вида страхования на их финансирование, финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

Вторая цель - Повышение качества и доступности медицинской помощи, развитие здравоохранения

Продолжение


Исходная статья: mzsrrf.ru