«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.06.2006

Медотрасли нужны профессионалы

Начиная с середины 80х годов прошлого века, наше здравоохранение пребывает в состоянии непрерывных реформ. Вместе со всей страной отрасль претерпела радикальные перемены от базовых ценностей до медицинских технологий….

Однако на протяжении последних полутора десятилетий в стране отмечается значительное ухудшение демографических показателей и состояния здоровья населения. Произошло это вместе с общими социальными, экономически ми, бытовыми изменениями образа жизни людей, а также с резким ухудшением экологической ситуации. Одновременно существенно выросли расходы населения, связанные со здоровьем, появились и стали большой проблемой различия в доступности медицинской помощи гражданам с разным уровнем социально-экономического благополучия.

При этом отечественное здравоохранение нередко оказывается не готово адекватно отвечать потребностям современного общества и выполнять свою основную цель – охрану здоровья россиян. По мнению руководителей отрасли, научной общественности, одним из важнейших факторов успеха является подготовка профессиональных кадров. Именно проблеме подготовки кадров в сфере общественного здоровья было посвящено прошедшее в Москве совещание ректоров медицинских вузов. Это мероприятие проходило в рамках сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В совещании принимали участие Геннадий Онищенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач РФ, Николай Володин, директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития РФ, академик Михаил Пальцев, ректор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, первый вицепрезидент Российской академии медицинских наук, Галина Перфильева, региональный советник по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ. Присутствовали представители европейских государств и стран ближнего зарубежья – Украины, Казахстана, Киргизстана.

В рамках совещания обсуждались важные вопросы стратегии кадрового обеспечения Федеральной службы Роспотребнадзора, перспективы развития медико-профилактических факультетов, содержание их образовательных программ. На пленарном заседании с докладом выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, академик РАМН Геннадий Онищенко. В своем докладе он отметил, что первостепенное место в программе социально-экономического развития страны на 2006-2008 годы занимает модернизация образования и здравоохранения:

-Приоритетным направлением деятельности Правительства РФ в сфере образования является законодательное обеспечение модернизации системы образования, приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности, качества образовательных услуг, создание системы независимой оценки качества образования. Определены пути решения этих задач и сформулированы конкретные мероприятия на ближайшие три года. Это, прежде всего, стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, информатизация образования, оказание государственной поддержки вузам, обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования, отбор современных образовательных технологий, реструктуризация системы профессионального образования, оптимизация сети учреждений и ряд других мероприятий.

Основными направлениями на сегодня являются обеспечение санэпидблагополучия через приоритеты в области иммунопрофилактики и профилактики наиболее серьезного заболевания – ВИЧ-СПИДа, а также повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения, применительно к медико-профилактическому образованию. Доказательством уникальности, не проходящей актуальности российской системы подготовки врачей медико-профилактической специальности, гигиенистов, эпидемиологов, организаторов санэпидслужбы и ряда других направлений может служить история развития этих областей медицинского образования. История преподавания медико-профилактического образования в России насчитывает более 150 лет, когда появились первые курсы гигиены. Ее прославили имена таких ученых, как Доброславин, Аресман, Хлопин, Дементьев, Соловьев, Иванов, Тарасевич, Мельников.

Становление медико-профилактических факультетов и санитарно-эпидемиологической службы прошло сложный путь. На новом витке исторического развития нашей страны, в новых экономических реалиях обязательным условием службы является выполнение надзорных функций государственными служащими, имеющими медико-профилактическое образование. Я должен комплиментарно сказать в адрес вузов, что они действительно готовят нужные кадры, но проблема закрепления этих кадров сегодня приобрела особую актуальность в связи с отменой обязательного распределения. Вероятнее всего, к нему нужно вернуться, но подкрепляя экономическими и социальными стимулами для выпускников вузов.

Если говорить о динамике роста численности специалистов с высшим образованием, то оно претерпело за последнее время ряд изменений в негативную сторону. Я думаю, что главная цель – это укомплектованность, поэтому все выпускники медико-профилактических факультетов будут иметь гарантированную работу в нашей службе. Об этом ярко свидетельствует пример Московской медицинской академии, когда все ее выпускники распределены в системе Госсанэпиднадзора в территориальном управлении Москвы, Московской области и других крупных центрах РФ.

Геннадий Онищенко проанализировал ситуацию с приемом абитуриентов. В настоящее время медико-профилактические факультеты открыты в 24 медицинских традиционных вузах, наряду с медико-профилактическими факультетами в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Иркутске, Омске, Ростове, Казани, в последние годы в ряде вузов появляются совсем небольшие факультеты и в этой ситуации необходим жесткий контроль, нельзя терять качество, особенно в условиях рынка.

По словам Онищенко, в ближайшие годы востребованность выпускников будет только повышаться, в этой связи необходимо решение двух вопросов: укомплектования и расширения системы медико-профилактического образования, увеличения приема, и возвращения государственного распределения, а также разработки трехсторонних договоров: вуз – работодатель - абитуриент.

Одним из актуальных вопросов развития системы медико-профессионального образования является участие вузов в Болонском процессе. Геннадий Онищенко процитировал слова Президента Всемирной федерации медицинского образования Ханса Карле: «Необходимо учитывать российскую специфику, поскольку цель Болонского процесса – гармонизация образования, а не слепое следование единому стандарту». Как считает главный санитарный врач, фундаментальные принципы Болонской декларации поддерживаются, более того, многие из них давно являются частью деятельности медицинских вузов, например, неразрывность учебного и научного процесса. Абсолютное большинство профессоров, преподавателей профильных кафедр вузов сочетают преподавание с активной научной работой, что, несомненно, повышает качество учебного процесса. Научные исследования проводятся на всех без исключения медико-профилактических факультетах.

Говоря о Болонском процессе, Геннадий Онищенко отметил, что его инициаторы не выдвигают требования, а формулируют рекомендации, цель которых - сделать образование более доступным в рамках Европы и каждая страна вправе адаптировать эти рекомендации к своим конкретным условиям, традициям образования и науки. Применительно к медико-профилактическим факультетам, наша страна должна добиваться расширения перечня специальностей, преподаваемых во всех странах-участницах Болонского процесса, и ведущие специалисты сейчас рассматривают возможность принятия ряда рекомендаций. Ставится вопрос о замене государственных экзаменов дипломной работой, о развитии дистанционного образования.

По мнению директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития РФ Николая Володина, российское медицинское образование отличает национальный консерватизм. В его основу заложены традиции, сформировавшиеся за долгие годы, но это ни в коей мере не исключает внедрения и реализации современных направлений, которые имеют место как в российском, так и в мировом высшем образовании. Поэтому, знакомясь с принципиальными позициями Болонской декларации, необходимо понять, как она сможет усилить наше образование.

Николай Володин заметил, что значительная составляющая науки в образовании, непрерывность образования и его высокое качество - те принципы, которые нужно обязательно применять и развивать. Кроме того, по его словам, нельзя оставаться в стороне и от таких явлений, как единый образец диплома и дополнений к нему, кредитная система оценки знаний, которые являются привлекательными для российского образования. Немаловажно и привлечение на рынок образовательных услуг иностранных граждан.

Николай Володин остановился и на подготовке специалистов медико-профилактического дела. Заявленные службой потребности объемы подготовки медико-профилактических специалистов составляют: 2005 год – 1300 специалистов, 2006 – 1150, 2007 – 1000, 2008 – 971. Но по анонимному анкетированию только 2,5 процентов студентов выпускных курсов хотели бы продолжить работу в качестве врача первичного звена здравоохранения, что очень опасно. После принятых мер в реализации национального проекта «Здоровье», было выяснено, что на сегодняшний день в России около пяти тысяч интернов, обучающихся в интернатуре по педиатрии и терапии, и ординаторов второго года обучения завершают обучение по тем же специальностям и по общей врачебной практике. Активное сотрудничество с руководством вузов в агитационной работе, направленной на привлечение специалистов, дало свои результаты. На начало апреля приблизительно 30 % врачей уже дали согласие работать в первичном звене здравоохранения, и эта цифра, скорее всего, будет расти. Одновременно субъекты Федерации продолжают активную работу с целью закрепить медицинские кадры на местах, и это, несомненно, позитивные процессы в российском медицинском образовании. На последующей пресс-конференции с интересным докладом выступил академик РАН, ректор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, первый вице-президент Российской академии медицинских наук Михаил Пальцев. Он, в частности сказал:

-Одна из главных задач, стоящих перед высшей медицинской школой России – подготовка специалистов в области общественного здоровья. Сменилась структура службы санитарного надзора, ее функции существенно расширены – сегодня это Роспотребнадзор. Поэтому речь идет не только о заполнении вакансий, но и об изменении программы содержания образования в медицинских вузах. Ректоры настроены на то, что - бы перенять лучший опыт стран Европы, но вместе с тем сохранить все то, что накоплено высшей медицинской школой России, улучшить подготовку специалистов, сделать ее более глубокой. А выпускников медико-профилактических факультетов сделать более ответственными. Это вызвано тем, что сегодня многие из них идут на государственную службу.

В России есть законодательная база на использование дистанционных методов обучения - это соответствующие законы о профессиональном образовании. Кроме того, за последние два-три года Министерством образования и науки выпущена серия приказов, где описаны методы и возможности такого обучения. Но надо иметь в виду, что для подобного образования в здравоохранении существуют трудности и ограничения. Они состоят в том, что нет четко отработанной и проверенной временем и опытом методики учета дистанционной подготовки врачей и специалистов. Думаю, всем понятно, что подготовить врачей только дистанционно невозможно. Но вместе с тем необходимо вводить некую информационную составляющую.

Нужно учитывать, что дистанционные технологии в образовании нуждаются в серьезной технологической базе, а, значит, требуют больших затрат. В рамках национального проекта, где заложены средства на информатизацию, предусмотрена возможность развития таких
технологий, но это будет проходить на конкурсной основе. И сегодня любой медицинский вуз имеет некий компонент дистанционного образования, который можно развить до пилотного проекта, а в дальнейшем использовать для подготовки специалистов. Это возможно при условиях системы учета, контроля и обязательного проведения очной системы подготовки с помощью выездных циклов и вызова специалистов.

В течение конференции было заслушано много интересных докладов об организации подготовки кадров и подходах к общественному здоровью в разных странах. Участники совещания приняли решение, в котором были предложены конкретные меры по совершенствованию медико-профилактического образования в России, сформулированы предложения для Министерства здравоохранения и социального развития, ректоров вузов. Кроме того, в рекомендациях предусмотрено обновление квалификационных характеристик для врачей по специальности «медико-профилактическое дело» и государственного образовательного стандарта.

Подобные совместные обсуждения, безусловно, несут большую пользу. Необходимо ориентировать подготовку кадров на потребности своей конкретной страны, с учетом состояния здоровья нации, ее ресурсов, возможностей и целей, поставленных государством.


Исходная статья: "Вузовский вестник"
Авторы:  Елена ПАНКРАТОВА, Наталья КУСТОВА