«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Новый этап развития 07.06.2006

Новый этап развития

Кафедра гигиены детей и подростков нашей академии - старейшая в России. Основана в 1926 году на медицинском факультете Московского государственного университета.

Основателем кафедры профессором А.В.Мольковым был определен круг проблем, разработана первая программа и учебник по школьной гигиене. Методологической основой курса школьной гигиены явилось положение о тесной взаимосвязи ребенка с окружающей его средой. А.В.Мольков подчеркивал, что новая профилактическая наука - гигиена детства - призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания (учебный процесс, физическое воспитание, трудовое обучение и т.д.) подрастающего поколения.

Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков». За эти годы изучалось развитие детей Москвы и Московской области, Тулы и Тульской области, Орла, Шатуры, Тарку-Сале, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР.

В последние годы сформировалось новое направление - «Изучение особенностей физического развития и состояния здоровья социальных сирот». На основании этих исследований была научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума (В.Н.Кардашенко и Е.П.Стромская), получены данные, характеризующие физическое развитие детей и подростков, выявлены закономерности роста и развития и взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья и условиями воспитания и обучения.

Кафедра гигиены детей и подростков

Вторая проблема, успешно разрабатываемая кафедрой, - проблема гигиены обучения и воспитания. П.М.Ивановский обосновал и впервые применил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Эти исследования на кафедре также успешно продолжаются применительно к детям с девиантными формами поведения. Сотрудниками кафедрами впервые в стране получены объективные и достоверные данные о распространенности среди детей 6-7 лет одной из самых распространенных в мире девиантных форм поведения - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Проводятся исследования по физиолого-гигиени-ческой характеристике влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся различных учебных заведений (школы, гимназии, кадетские корпуса).

С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияние обучения и режима работы в условиях химического, печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности.

Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы «Университетской гигиены». Под руководством А.З.Белоусова были развернуты исследования состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в ВУЗах различного профиля. Выполнены работы по разработке основных путей и средств совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских ВУЗов, обоснованы оптимальные размеры аудиторной мебели.

В последние годы сотрудники кафедры изучают влияние эколого-гигиени-ческой ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подростков, исследуют социально-гигиенические факторы риска
развития патологии у детей в современных экономических условиях. Сотрудники кафедры одними из первых в стране дали научно-методическое обоснование системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков.

Для целей мониторинга состояния здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях разработаны и успешно апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка, вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья. До 1996 года на кафедре гигиены детей и подростков обучались студенты медико-профилактического факультета.

В 1996 году кафедра приступила к последипломной подготовке врачей общей практики (семейных врачей), в 1997 году - санитарных врачей.

В современных условиях по различным разделам гигиены детей и подростков реально обучались врачи-гигиенисты, преподаватели вузов и научные сотрудники, а также помощники санитарных врачей по гигиене детей и подростков. Для улучшения подготовки врачей лечебных специальностей разработаны специальные программы и проводятся занятия с врачами ординаторами кафедры семейной медицины, врачами педиатрами, и медицинскими сестрами образовательных учреждений, подростковыми врачами. Педиатры отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях практически в полном объеме должны владеть знаниями и умениями в области гигиены детей и подростков.

В настоящее время актуальным становится обучение так называемых декретированных кон-тингентов (руководящих работников образовательных учреждений и учителей). Кафедра разработала учебную программу для проведения такого цикла.

В обучении врачей реализуются принципы самостоятельности. На основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся проводится индивидуальная работа с каждым. Так заочная часть сертификационного цикла для врачей предназначена для написания научно-практической работы непосредственно на рабочем месте. Эта деятельность строится на выполнении комплексных заданий на реальном материале с выходом в практику. Наиболее интересные работы публикуются в различных периодических изданиях.

Качество и эффективность обучения во многом определяется обеспеченностью курсантов соответствующей учебной и методической литературой, средствами наглядного обучения, демонстрационным материалом. На семинарских и практических занятиях используются наглядные пособия, приборы, видеофильмы, демонстрационные компьютерные программы. Сотрудниками кафедры за последние 5 лет подготовлены и изданы 2 учебника, 4 руководства и 10 пособий для врачей.

За 5 лет преподавательский состав кафедры увеличился с 5 до 10 человек. Сегодня под руководством профессора В.Р.Кучмы работают: 4 доктора медицинских наук, 4 доцента, один ассистент. Существенную помощь в работе оказывает вспомогательный персонал.

С 1998 года кафедра работает на базе РАМН, что дает возможность использовать в учебной и научной работе кафедры потенциал института (библиотека научной литературы, и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательской продукции, поликлинического отделения оптико-физиологических методов коррекции зрения, школы-лаборатории № 1998 «Лукоморье» и др.). Заведующие отделами и лабораториями, а также ведущие научные сотрудники института являются и преподавателями кафедры.

Обучение дипломированных специалистов базируется на концепции свободного или «открытого» обучения, проводится в виде непрерывного образования на протяжении всей жизни человека и учитывает психологию обучения взрослых. Одной из форм непрерывного образования специалистов может стать участие в различных научно-методических и научно-практических мероприятиях (конгрессы, конференции, школы). Часы работы в них должны зачитываться как теоретическая работа между циклами в заочной части обучения.

Такой подход позволит сократить время проведения циклов непосредственно на кафедре до 36 часов. Наша кафедра располагает опытом проведения и учета часов таких школ. Так, в рамках X Конгресса педиатров России (7-9 февраля 2006 г.) для школьных врачей и гигиенистов детства была проведена школа по школьной медицине (объемом 13 академических часов), по итогам которой участники школы получили сертификаты.

В настоящее время права гражданства приобретает дистанционное обучение, которое дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами. Кафедра активно занимается разработкой теоретических основ и организационно-методическим обеспечением дистанционного обучения медицинских работников по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков, а также гигиенического воспитания и обучения работников и специалистов образовательных и оздоровительных учреждений для детей. Практически все основные учебно-методические материалы кафедра имеет как на бумажных, так и электронных носителях, что крайне важно для развития дистанционных форм обучения.

Сегодня кафедра гигиены детей и подростков вступает в новый этап своего развития. В связи с реформой санитарно-эпидемиологической службы и вступлением нашей страны в Болонский процесс мы видим наше будущее в осуществлении деятельности по целенаправленному развитию послевузовского образования специалистов (государственных служащих  Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, врачей по гигиене детей и подростков Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центров гигиены и эпидемиологии», педиатров, семейных и подростковых врачей, аспирантов, ординаторов и интернов) в целях максимального удовлетворения потребностей этих категорий работников в совершенствовании профессиональных знаний на протяжении всей трудовой деятельности.

Ссылки по теме:


Исходная статья: "Медицинская академия"