«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
05.06.2006

Гармонизация, а не слепое следование стандартам

Ректоры обсудили подготовку специалистов по общественному здоровью.

В Москве состоялось совещание ректоров медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Росздрава с участием экспертов ВОЗ. Оно прошло в рамках программы сотрудничества между Минздравсоцразвития России и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения. Его основной темой стала подготовка кадров по общественному здоровью. Это самая молодая и стремительно развивающаяся специальность в европейском регионе, которая подразумевает управление здравоохранением на популяционном уровне.

На совещании обсуждалась стратегия кадрового обеспечения организаций и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ежегодно в стране на 27 медико-профилактических факультетах медицинских вузов России готовится более 1000 специалистов. Реформа системы здравоохранения привела к расширению функций органов и учреждений Роспотребнадзора. В последние годы деятельность этой службы осуществляется в новых правовых, экономических и организационных условиях, приоритеты которой определяются, прежде всего, состоянием здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране.

Как отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач РФ Г.Онищенко, дефицит специалистов с высшим медицинском образовании в учреждениях Роспотребнадзора составляет около 20%. Наибольший дефицит кадров наблюдается по следующим специальностям: общая гигиена (28%), коммунальной гигиена (16,7%), эпидемиология (22%), гигиена детей и подростков (27,5%), радиационная гигиена (34,1%). Г.Онищенко привел показатели потребности в специалистах для возглавляемой им службы: 2005 г. - 1336 человек, 2006 г. - 1061, 2007 г. - 1011, 2008 г. - 973.

Образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не только расширило функциональные обязанности специалистов, работающих в органах и учреждениях этой службы, но и потребовало внесения изменений и дополнений в действующие учебные планы и программы. В настоящее время требуется специалист, подготовленный для работы в системе здравоохранения различных уровней и форм собственности. Растет социальная потребность и в выпускниках, способных формулировать и реализовывать социально приемлемую и современную политику охраны здоровья, объединять усилия различных государственных и общественных институтов по укреплению общественного здоровья и профилактики заболеваний.

Большая часть специалистов Роспотребнадзора получила статус государственных служащих, что предполагает более высокую зарплату, льготные пенсии, обеспечение жильем. В качестве примера эффективной кадровой политики Г.Онищенко привел Вологодскую область, где возврат выпускников из С.-Петербургской государственной медицинской академии больше, чем в советское время. Руководство территориального управления Роспотребнадзора регулярно встречается со студентами, оплачивает им проезд на каникулы и обратно, платит стипендии. Такие не везде принятые, но вполне легитимные формы встречают отклик молодежи.

Опыт стран Европейского региона свидетельствует о существовании различных форм подготовки специалистов по медико-профилактическому делу и общественному здоровью в высших учебных заведениях. Одновременно с реформированием здравоохранения происходят глобализация высшего образования и практическая реализация Болонской декларации. Она предусматривает создание общеевропейского образовательного пространства и автономии высших учебных заведений с прозрачностью и демократизацией подготовки и перемещения преподавательского состава и студентов, сопоставимостью учебных планов и программ по каждой дисциплине, взаимному признанию дипломов.

Директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития России Н.Володин подчеркнул, что российское высшее медицинское образование отличает рациональный консерватизм. В основе стратегии его развития заложены традиции, которые сформировались в течение многих десятилетий. Так, в основе подготовки специалистов медико-профилактического дела лежит целевой прием из различных субъектов Федерации, который в отдельных вузах доходит до 95%. Это позволяет при отсутствии государственного распределения обеспечить учреждения санэпидслужбы молодыми специалистами. Но это не исключает реализацию очень серьезных современных направлений европейского высшего образования, предусмотренных Болонским процессом, - дипломы и приложения к ним единого европейского образца, кредитная система оценки уровня подготовки.

В России исторически сложилось так, что еще в 30-е годы в программу обучения санитарных врачей было включено много клинических дисциплин. После годичной подготовки такие специалисты могли работать в практическом здравоохранении. В те годы это было оправдано, но сейчас необходимо внести коррективы в образовательный процесс, рассчитать стоимость и экономическую эффективность такой подготовки. По мнению ректора Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова академика М.Пальцева, сегодня специалистам Роспотребнадзора не нужны прежние объемы клинической подготовки. Но при этом необходимо увеличить подготовку по статистике, эпидемиологии, инфекционными заболеваниям. Роспотребнадзор нуждается в кадрах, поскольку работа в этой службе стала более привлекательной, и между вузами разворачивается острая конкуренция за размещение госзаказа на подготовку этих специалистов.

Региональный советник по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ Г.Перфильева озвучила позицию Всемирной организации здравоохранения, согласно которой нет единых для всех стран стандартов обеспеченности кадровыми ресурсами. Отличаются системы подготовки, профессиональная деятельность, ее законодательное обеспечение. Не давая никаких рекомендации, ВОЗ имеет пакет методик для расчета потребностей в кадрах.

Известно, что медицинское образование в силу своей специфики не вполне укладывается в рамки Болонского процесса, предусматривающего двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратуру. По мнению президента Всемирной федерации медицинского образования Ханса Карле, которое поддержали участвующие в совещании экспертов ВОЗ необходимо учитывать и российскую специфику, поскольку цель Болонского процесса - это гармонизация, а не слепое следование единому стандарту. Не случайно подавляющее большинство европейских стран не спешит в корне ломать сложившуюся у них систему медицинского образования с базовой подготовкой не менее 6 лет. Европейские страны - участники Болонского процесса уже пришли к консенсусу о 52 медицинских специальностях, сейчас обсуждаются требования к компетенции специалистов. Продолжительность последипломной подготовки составляет в европейских странах от 3 до 5 лет, и здесь Россия пока отличается от других европейских стран. Абсолютно очевидна необходимость перевода учебных планов на европейскую систему кредитов как на до-, так и на последипломном этапе. Как подчеркнул Н.Володин, при этом будет учитываться участие в образовательных мероприятиях в рамках крупных конгрессов, что должно стимулировать врачей к освоению новой информации.

В последние годы в Европе создаются школы общественного здоровья, предусматривающие полный цикл подготовки (бакалавриат и магистратуру). В нашей стране (например, в С.-Петербурге) также приступили к обучению специалистов по общественному здоровью по этой модели. Но, как считает М.Пальцев, наиболее удачная модель для обучения специалистов по общественному здоровью - это факультеты управления здравоохранением, на которых обучаются специалисты с базовым медицинским образованием.

Профессор Школы общественного здоровья Теодор Тульчинский (Израиль) в своем докладе назвал следующие ключевые функции - мониторинг здоровья, контроль за инфекционными заболеваниями, защиты от экологических и профессиональных факторов риска, обеспечение безопасности, доступности и качества пищевых продуктов и лекарств, управление системами здравоохранения и обеспечение качества медицинской помощи, поддержание здорового образа жизни, помощь при бедствиях. Анализируя состояние здоровья граждан России, он назвал положение с ним очень опасным. Возможно, худшие времена позади, но многое еще предстоит сделать. Современное образование по общественному здоровью может спасти много жизней, но главная проблема в том, что здоровье населения должно стать национальным приоритетом.

Профессор Университета Дублина Чарльз Норманд (Ирландия), в прошлом президент Европейской ассоциации школ общественного здоровья, посвятил свой доклад экономическим аспектам здоровья населения и назвал экономику инструментом для принятия более взвешенных решений. Причем это не просто инструмент, поскольку ее цель - обобщение данных, полученных другими медико-санитарными дисциплинами. Экономика здравоохранения нацелена на задачу укрепления здоровья, а не просто на экономию средств.

Совещание рекомендовало в целях повышения качества подготовки специалистов в области медико-профилактического дела и общественного здоровья на додипломном и послевузовском этапах образования развивать и совершенствовать в высших медицинских образовательных учреждениях систему подготовки кадров врачей медико-профилактического профиля по программе "специалист" со сроком обучения 6 лет. Необходимо разработать положение о территориальном и базовом федеральных государственных учреждениях здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии", регламентирующее его взаимоотношение с медицинскими вузами (медико-профилактическими факультетами), а также положение о враче-стажере. Рекомендовано ускорить разработку и утверждение положения о сертификате специалиста, создать рабочую группу для пересмотра государственного образовательного стандарта по специальности "медико-профилактическое дело" и привести его квалификационные требования в соответствие с необходимыми сегодня профессиональными знаниями и навыками специалистов.

Ректорам и деканам медико-профилактических факультетов образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию предложено направить предложения к учебным планам по специальности "медико-профилактическое дело" и по разработке государственных образовательных стандартов подготовки кадров медико-профилактического профиля, по общественному здоровью и здравоохранению.

Исходная статья: "Медицинская газета"
Авторы:  Федор СМИРНОВ