«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
27.05.2006

Лидеры профессионального образования провели съезд

В середине марта Союз директоров среднего профессионального образования России провел очередной 4-й Съезд.

По традиции директора ссузов России собрались для того, чтобы определить свою позицию по принципиальным вопросам профессионального образования, выработать предложения руководству страны, Министерству образования и науки по актуальным проблемам, которые определяют сегодня развитие среднего профессионального образования в стране.

На Съезд прибыло более четырехсот делегатов из всех регионов страны, которые представляют объединение более чем 2000 руководителей техникумов, колледжей и специальных училищ России.
Особенностью этого Съезда является то, что участие в его работе приняли представители педагогического сообщества начального профессионального образования России. Ведь именно широкая объективно складывающаяся интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования создает предпосылки для большего объединения в подготовке кадров и участия в формировании государственной образовательной политики.

В работе Съезда приняли участие Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования РФ Исаак Калина, заместитель начальника Управления Рособразования Михаил Усов, начальник отдела образования аппарата Правительства РФ Геннадий Васин, представители комитетов по образованию аппарата Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального собрания РФ, руководители органов образования субъектов Федерации, представители вновь созданного Федерального Института проблем развития профессионального образования, академики Российской Академии образования и многие другие.

Участники съезда собрались, чтобы оценить проделанную Союзом директоров средних специальных учебных заведений России работу, определить основные подходы к решению большого спектра проблем, стоящих перед начальным и средним профессиональным образованием.

Предлагаем Вашему вниманию основные положения из докладов участников съезда.


Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Андрей Свинаренко:

— Профессиональное образование — важнейший ресурс для России. Профессиональное образование должно сыграть важную роль в демократизации общества, в повышении уровня его гражданственности.

Другим важнейшим аспектом воздействия на развитие общества является формирование новой генерации работников. И в этом аспекте образование выступает как институт воспроизводства компетенции знаний, умений, навыков, свойственных различным профессиям, специальностям, как институт подготовки квалифицированных кадров для различных видов экономической деятельности.
Не меньшее значение имеет деятельность начального и среднего профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации работников, их адаптации к новому содержанию, условиям труда в рыночной экономике, когда происходит массовая профессиональная, профессионально-квалификационная переструктуризация спроса на трудовые ресурсы.

При этом приоритетное значение приобретает развитие личности, направленное на формирование творческого мышления и инициативы на всех стадиях общеобразовательной и профессиональной деятельности, исходя из того, что основным принципом трудовой деятельности становится необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей. Какие ограничения сегодня внешняя среда накладывает на вклад начального и среднего профессионального образования в развитие экономики?

Первое — это неопределенность структуры и масштабность подготовки трудовых ресурсов, в связи с отсутствием обоснованного прогноза кадровой потребности, обеспечивающее социально-экономическое развитие России.

Второе — это нарушение связи в учебных заведениях с традиционными работодателями и слабая практика установления взаимоотношений с предпринимателями новой генерации.
Профессиональное образование часто оказывается неэффективным и не дает гарантий трудоустройства по причине именно плохой связи с производством, запаздыванием с изменением содержания образования.

Еще одно ограничение — это отсутствие обновленной нормативной законодательной базы для развития профессионального образования, адекватной современным экономическим реалиям. Но система профессионального образования, в целом, сохранила свой потенциал и лучшие качества, такие, как практика, ориентированность подготовки, гибкость и вариативность образовательных программ.

В современных условиях одним из приоритетных направлений является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленное на значительное приближение подготовки специалистов ктребованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи в процессе обучения с предприятиями, на которых им предстоит работать. Вместе с тем важнейшей задачей становится установление плотных творческих связей с наукой, как на уровне среднего и начального образования профессионального образования.

Образование, как никакой другой вид деятельности, в своем функционировании обращено на интересы всех слоев общества и поэтому его деятельность находится под постоянным контролем и в поле зрения всего общества. Поэтому, определяя стратегию развития профессионального образования в ХХI веке, необходимо учитывать эти новые реалии.

Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию, здравоохранения и экологии Федерального Собрания:

— Начальное и среднее профессиональное образование имеет первостепенное значение для реального сектора экономики и вправе рассчитывать на адекватное отношение со стороны государства.

Хотя в концепции модернизации российского образования сказано, что начальное профессиональное и среднее профессиональное образование должно развиваться опережающими темпами, но, на мой взгляд, все это осталось в виде декларации.

Я думаю, что ситуация усугубилась еще и тем, что большая часть начального и среднего профессионального образования была передана в регионы.

Мы прекрасно понимаем, что, во-первых, нарушено единое образовательное пространство, а во-вторых, начальное и среднее образование поставлены в полную зависимость от бюджетной обеспеченности региона.

Хорошо, если руководитель региона понимает проблемы этой категории образования, и будет помогать во всем, а ведь может получиться и наоборот.

Хотелось бы обозначить также, что сегодня есть очень большая проблема с материальным обеспечением нашей системы образования. Сегодняшнее налоговое законодательство позволяет оснащать ссузы оборудованием со стороны предприятий, для которых, прежде всего, готовятся специалисты — только из прибыли.

Это абсолютно неправильно. Безусловно, должны быть введены налоговые преференции для того, чтобы наши предприятия смогли непосредственно включиться в материальное оснащение техникумов.
Конечно, очень большая проблема — стипендии. И здесь необходимо принимать кардинальное решение в целом в системе образования, привязать стипендию вузов и техникумов к прожиточному минимуму. Пустьэто будет, допустим, 50 — 60%от прожиточного минимума, но сегодня в законодательстве прописана конкретная цифра стипендии, и для того, чтобы каждый раз повышать стипендию, мы должны вносить поправку в Федеральный закон со всеми вытекающими сложностями.

Конечно, я считаю, что в системе начального и среднего профессионального образования должен быть, конечно же, свой закон, в котором четко прописаны, в том числе и квоты для студентов средних специальныхучебныхзаведений, чтобы государство передало эти учреждения в регионы.

Большим упущением, является то, что система начального и среднего профессионального образования выпала из Национального проекта. Необходимо перед Президентом озвучить надобность подпрограммы в Национальной программе по образованию, чтобы она включала в первую очередь, улучшение материального положения преподавателей и, конечно же, улучшение материальной базы.

Исаак Калина, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки:

— В структуре занятых доля лиц, имеющих профессиональное начальное и среднее профессиональное образование, составляет более 43%. Сегодня среди безработных каждый третий не имеет профессионального образования. Среди безработных с профессиональным образованием преобладает возрастная группа 40-44 года, что свидетельствует об утрате ими адекватности требованиям современного производства, технологий и, следовательно, необходимость их переобучения или повышения квалификации.

Вместе с тем, из выпускников последних лет не трудоустраивается пять процентов с начальным профессиональным и около десяти процентов со средним профессиональным образованием.
В годы перестройки была искажена структура воспроизводства квалифицированныхтрудовых ресурсов между тремя уровнями профессионального образования. В результате, в настоящее время на десять тысяч населения страны в вузах обучается порядка 480студентов, вСПО — 175ивНПО — только 109. Но это должно означать не необходимость борьбы с высшим образованием, а скорее, необходимость борьбы за качественное высшее образование посредством различных механизмов.

При этом существующие средние цифры не всегда соответствуют истинным потребностям семей. Мы знаем примеры некоторых городов Российской Федерации, которые по счастливой для них случайности имеют очень широкую и качественную сеть среднего и начального профессионального образования. Там процент девятиклассников, переходящих в десятый класс намного ниже среднероссийского, он составляет только 23-25 %. Сегодня в нашей стране почти 60 процентов выпускников 9-х классов идет в 10-й — это не есть точное отражение потребности детей и их семей, а скорее отражение тех возможностей выбора, который есть у этих ребят.

Сегодня учреждения начального профессионального образования составляют более трех тысяч четырехсот единиц с общим контингентом обучающихся более двух миллионов человек. Они объединяться в сеть более чем 2800 единиц, с общим контингентом обучающихся 2,6 миллиона человек.

Государственная образовательная политика, отражаемая в таких важнейших документах, как Национальная Доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской федерации об образовании, концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, дает основу для развития системы образования в целом.

Одной из задач, сформулированной в приоритетных направлениях повышения качества профессионального образования, объявлена задача реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования. Основанием для постановки этой задачи послужили следующие причины:

— Реализация одинакового набора образовательных программ различными типами учреждений —
колледжами, техникумами, профессиональными лицеями и училищами — привело к размыванию
структуры профессионального образования.

— Утрата естественной связи с предприятиями и старение материально-технической базы самих уч
реждений. Неспособность обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации, в первую оче
редь высококвалифицированных рабочих. И, в результате, по экспертным оценкам численность рос
сийских высококвалифицированных рабочих составляет 5 процентов от их общего числа, тогда как
в Соединенных Штатах — 43, в Федеративной Республике Германии — 56 процентов.

— Прогнозируемое сокращение выпускников школ составит в 2014 году около 38 процентов. Следова
тельно, действующее количество учреждений просто не будет востребовано по объективным причи
нам. И, наконец, Болонский процесс, который может способствовать возникновению ситуации, при
которой среднее профессиональное образование окажется невыгодным для студента, поскольку сро
ки обучения в СПО практически приравняются к срокам обучения в бакалавриате. Таким образом, реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования становится одной из основных задач государственной политики в области образования.

Выделю три основных ресурса развития начального и среднего профессионального образования.
В ближайшее время необходимо разработать нормативно-правовое обеспечение создания, функционирования и развития нового типа образовательного учреждения, реализующего широкий спектр программ общего, начального и среднего специального образования по созданию нужных рабочих профессий.

Надо сказать, что создание таких учреждений в малых городах России позволит воплотить основную идею современности — образования в течение всей жизни.

В состав нормативного правового обеспечения, регулирующего деятельность нового учреждения, на наш взгляд должны входить механизмы многоуч-редительства и многоканального софинансирова-ния и соуправления. Эта идея активно поддерживается Российским Союзом промышленников и предпринимателей, поскольку позволяет включить работодателей в состав учредителей.

Второй ресурс развития системы НПО и СПО напрямую связан с повышением качества образования. Здесь общесистемные мероприятия связаны с разработкой Российской национальной системы квалификации по образованию, профессиональных стандартов, которые задают основные требования работодателя к выпускнику. Совместно с РСПП мы запускаем сегодня этот процесс.

Нам необходимо проводить работу по совершенствованию перечня специальностей НПО и СПО с целью их большего приближения к мировым тенденциям развития профессионального образования и рынку труда.

При вступлении России в ВТО принципиально новым механизмом оценки качества подготовки выпускников может стать система сертификации квалификаций, что запланировано проектным комплексом мер.

Третий вид развития, на наш взгляд, это поэтапное совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации, педагогических и управленческих кадров для начального и среднего профессионального образования, поскольку проблема старения кадрового корпуса является общей для НПО и СПО.

Таким образом, предлагаемый проект комплекса мер по поддержке и совершенствованию начального и среднего профессионального образования в рамках нового этапа модернизации российского образования, в целом, представляет собой модели модернизации начального и среднего профессионального образования на федеральном и региональном уровне.

Виктор Демин, президент Союза директоров ссу-зов России:

— Сегодня сфера профессионального образования с новой силой востребована обществом и экономикой, становясь самостоятельной ценностью и способом социализации молодежи. В последнее десятилетие в профобразовании России произошли существенные изменения. Многие острейшие проблемы были решены. Вместе с тем, целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво.

Профессиональное образование еще не полностью восприняло требования современной экономики и новой хозяйственной модели. Поэтому необходима корректировка, уточнение направления реформирования, подготовки конкурентоспособной личности. Для их реализации необходимы продуманные политические и организационные решения, значительные экономические, социальные и культурные затраты.

Задача приоритетного развития начального и среднего профобразования определена в качестве ключевой в поручениях Президента РФ по итогам заседания Госсовета. Этот приоритет государства, определяется рядом причин.

Во-первых, становится очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач, напрямую зависит от качества профессионального образования.

Во-вторых. Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена — это самый большой сегмент производительных сил общества. Их доля в общей структуре, занятых в экономике, равна почти 70 %. Примечательно, что такая кадровая структура экономики близка к странам Евросоюза.

В-третьих. Подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом будут определять темпы экономического роста страны и качествожизни. Дефицит кадров и уровень их компетенции грозит стать в ближайшие годы основной проблемой экономики.

И, наконец, необходимость приоритетного и опережающего развития начального и среднего профобразования обусловлена, наличием устойчивого стремления молодежи к обучению в колледжах, техникумах, училищах. !де сохраняется полная возможность для их раннего включения в профессиональную деятельность, приобретение ими базовых профессиональных компетенций, а также социализации личности и ее гражданской зрелости.

Многие десятилетия отечественная система профобразования успешно выполняла свои задачи, реализуя узкоотраслевые потребности страны.

Однако, динамичное наращивание этих потребностей, в период глубочайших социально — экономических преобразований, привело к резкому отставанию профобразования от запросов общества, вскрыло его системные недостатки. Многие из них зафиксированы в концепции модернизации, но остались нерешенными. До настоящего времени, спустя почти пять лет послетого, как была принята Концепция, не были разработаны механизмы опережающего развития этих уровней образования. И на ближайшую, долгосрочную перспективу, до сегодняшнего дня, они оставались не зыблемы.

Темпы роста и объемы бюджетного финансирования на всех уровнях по-прежнему остаются низкими и недостаточными. Слабо используются финансовые возможности российских и международных образовательных программ. Оптимизация управления учебными заведениями, передача основной части заведений субъектам федерации, в отдельных случаях снизились качество управления и объемы их финансирования. Не всегда обоснованно и демократично прошла смена руководителей многих учебных заведений, которые были переданы в регионы.

При объединении колледжей с ПТУ перевод учебных заведений в отдельных регионах был произведен вхудшие помещения, алучшиебыли переданы коммерческим структурам. Включение ряда учебных заведений в состав университетских комплексов не решило проблему качества подготовки специалистов, не приблизило выпускников к рынку труда, а превратило многие из них в подготовительные отделения вузов, привело к скрытой форме приватизации. Наконец, действующие законодательные и нормативные базы, регулирующие деятельность профобразования, не соответствуют современной системе экономических отношений — разрозненны и противоречивы.

Необходима радикальная модернизация. Ее центральная задача состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность на основе современного качества, выстраивания эффективной системы экономики учебных заведений, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства.

Мы считаем, что принимаемый документ должен получить соответствующий государственный статус, а приоритет определяемых мер — исходить из общенациональных интересов в политических, социальных и экономических и образовательных целях. Я хотел бы остановиться на целях, с тем, чтобы было понятно, из чего мы исходили, давая такие предложения в комплекс мер.

В политическом плане необходимо определение активной роли государства в сфере начального и среднего профобразования.

В социальном плане задача состоит в обеспечении конституционных гарантий доступности качества образования для всех слоев молодежи, гарантии права профессионального выбора. И, вместе с тем, сегодня перед нами стоит серьезная социальная задача защищать молодежь от некачественного образования. Вместе с тем, формирование в общественном сознании государственной и социальной значимости — одна из важнейших задач, задача карьерной перспективности, повышения престижа и мотивации молодежи в получении начального и среднего профобразования.

В экономическом плане, мы исходим из необходимости единства интересов и потребностей граждан, общества и государства в высоком качестве подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов, которые были бы востребованы и мобильны на рынке труда.

В образовательном плане есть необходимость перехода к устойчивому инновационному развитию наших систем, ориентированных на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам. А также созданию условий непрерывного образования граждан, обучения их в течение жизни.

Предложенный нами комплекс мер основан на пяти приоритетах концепции модернизации: доступности, качества, эффективности, решения социальных проблем, нового качественного кадрового потенциала и менеджмента.

Для достижения качества конкурентоспособного профобразования нам видится решение следующих задач.

Одним из ключевых направлений, должен стать переход на обязательное всеобщее общее полное среднее образование, которое должно быть продолжено в учреждениях начального и среднего профобразования.

Следует уделить особое внимание введению внешних и независимых качественных показателей в процедурахлицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений. Необходим также переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования учебных заведений, ориентированных на результат.

Все это позволит правильно выстроить разработку государственных профессиональных, и, на их основе, образовательных стандартов, а также содержание учебных планов и программ, основанных на профессиональных компетенциях.

Высокое качество образования — это современное содержание, учебно-материальная и дидактическая база, формирующая в процессе обучения новые профессиональные компетенции.
Качество образования — это качество кадрового потенциала. Проблемы здесь общеизвестны. Одна-ковначальном исреднем профобразовании, где до 70 % учебного времени связано с практикой ориентированной подготовки, совершенно иные требования предъявляются к мастерам и преподавателям, особенно, спецдисциплин. Как правило, это специалисты, которые приходят в нашу систему с производства. И, вместе с тем, в системе наращивается научный потенциал.

Сегодня в учебных заведениях работает около девяти тысяч докторов, кандидатов наук, доцентов и профессоров. Структура педагогической деятельности сродни кафедральной в вузе или преподавательской школе. Все это необходимо учитывать при подготовке введения отраслевой системы оплаты труда, в том числе установления доплат за ученые степени и звания.

Для комплексного решения кадровой проблемы необходима государственная программа, или раздел программы «педагогические кадры». Мы знаем, что такая программареализуется, и нам хотелось бы, чтобы Союз принял участие в формировании раздела начального и среднего профессионального образования.

Мы активно участвовали в формировании общесистемных направлений экономических проблем. Однако, на решение отдельных проблем необходимо, по нашему мнению, обратить внимание.
Первое. Реальное недофинансирование потребностей деятельности учреждений достигает сегодня 45 процентов. Бюджетные расходы на начальное и среднее профобразование по объемам и темпам, в сравнении с другими уровнями образования, значительно меньше. Мы вынуждены констатировать, что в Федеральной программе образования и в других ведомственных программах, включая по тематике, выделяются мизерные средства на поддержку среднего профобразования.

Второе. Мы предлагаем в ближайшие три — четыре года рассмотреть вопрос об увеличении финансирования начального и среднего профобразования. По нашему мнению, это будет реальное подтверждение поддержки государства этих уровней образования. Одновременно, в целях обеспечения экономической стабильности учебных заведений, следует пересмотреть систему и порядок бюджетного финансирования, о чем уже говорилось. При этом мы должны повысить свой внутренний резерв и сделать все для того, чтобы более эффективно работала наша внебюджетная деятельность.

В-третьих. Крайне необходим пересмотр ряда законодательных актов, которые значительно бы сузили налоговые льготы, которые имели образовательные учреждения. Особенно это касается налога на прибыль, на имущество, на землю. Все это могло бы укрепить экономику образования, значительно увеличить социальную поддержку работников, студентов, укрепить материальную базу.

В-четвертых. Образовательные кредиты, субсидии, гранты, увеличение стипендиального фонда, жилищные сертификаты, ипотека — эти и другие экономические механизмы, которые сегодня в большей степени характерны для высшего образования, нам бы хотелось, чтобы они пришли в систему начального и среднего профессионального образования.

Мы должны учитывать, что развитие системы оптимизации управления проходит в условиях развития рыночной экономики. Опыт последних десятилетий доказал, что образование в своем развитии получило активную поддержку большинства. Регионы будут к нему готовы. Нежелание учебных заведений переходить с федерального на региональный уровень состоит в страхе перед снижением качества управления, так как, в основном, в регионах занимались начальным профобразованием, большого соблазна ограничить законные автономии и самостоятельность, а подчас и свернуть подготовку. Этот барьер нам нужно серьезно преодолевать.

В завершении мне хотелось бы остановиться на двух аспектах. На законодательном уровне необходимо рассмотреть и решить вопрос об отнесении начального и среднего профобразования к профессиональному уровню, не включая в этот уровень вузы и более классические университеты. Это позволит создать, так называемый уровень профессионального невузовского образования.

Нельзя оставить без внимания проблему подготовки рабочих кадров. Уровень подготовки и квалификации не соответствует требованиям работодателей. Спрос на высококвалифицированных рабочих весьма велик. !де проблема? Интеграция учреждения начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений, конечно же, позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных рабочих. Но, по нашему мнению, когда мы говорим о проблемах среднего профобразования только как о задаче подготовки высококвалифицированных рабочих, это не совсем правильно.

В структуре производительных сил специалисты со средним специальным профобразованием, занимают более 30 процентов, и потребность в них, так же, как и в высококвалифицированных рабочих весьма велика. В этой связи, я хотел бы подчеркнуть, что интеграция начального и среднего профобразования, создание многоуровневых учебных заведений открыла бы возможность, в порядке эксперимента, позволило бы начать подготовкутех-нического, технологического бакалавриата.
Разработка мер по поддержке и развитию начального и среднего профобразования должна, по нашему мнению, охватывать весь комплекс проблем.


Авторы:  Материалы разворота подготовила Наталья КУСТОВА