«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
27.05.2006

О глобалистике, образовании и многом другом

То, что окружающий нас мир меняется все быстрее и быстрее, - общепризнанный факт. Развитие транспорта и информационных систем настолько сблизило континенты, что любая новость уже через минуты становится известной во всех цивилизованных странах. Действительно важные для развития человечества проблемы сейчас одновременно обсуждаются в самых разных уголках планеты. Новые, оригинальные решения различных задач появляются в крупных научных центрах Европы и Северной Америки, Австралии, Южной Америки и Африки.

Обыденными стали телемосты и интернет-конференции, позволяющие специалистам разных стран, не выезжая из дома, общаться в реальном масштабе времени. Все большее количество явлений и процессов, ранее характерных для регионов и социальных групп, в наше время приобретают общечеловеческую значимость.

Как-то незаметно к концу XXвека сформировался целый круг проблем, получивших название глобальных. Согласно БЭС, в него входят: предотвращение мировой термоядерной войны; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития различных стран; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование роста населения; борьба с катастрофическим загрязнением окружающей среды; обеспечение человечества ресурсами (продовольствие, сырье, энергия); предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники.

В последние десятилетия глобальные процессы находятся в центре общественных интересов, обсуждаются как в частных разговорах ученых, политиков, журналистов и бизнесменов, так и на представительных конференциях. Посвященные им статьи все чаще публикуются не только в специальных научных изданиях, но и в популярных и общественных массовых журналах и газетах.
А реагирует ли на «вызовы глобализации» наша образовательная система?

Одним из первых откликнулся на эти вызовы главный университет страны, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, где на философском, географическом, социологическом и ряде других факультетов все активнее внедряются специальные курсы по глобальной тематике, все шире разворачиваются такие исследования. Но ректору МГУ академику Виктору Антоновичу Садовничему это представлялось недостаточным.

Реализуя свои воззрения на роль и место глобализации в современном мире, обществе и науке, он выдвинул предложение об организации целенаправленной подготовки специалистов по комплексному изучению глобальных процессов на отдельном факультете. В канун славного 250-летнего юбилея Московского университета его идея воплотилось в жизнь.

Факультет глобальных процессов МГУ был образован в декабре 2004 года на базе факультета педагогического образования. Декан нового факультета (являвшийся деканом и теперь уже бывшего) профессор, член-корреспондент. РАО Николай Розов в беседе с нашим обозревателем Андреем Полосиным поведал много интересного о проблемах становления ФГП МГУ, одного из самых молодых и, пожалуй, одного из самых маленьких факультетов крупнейшего вуза страны.

— В настоящее время круг проблем, явлений и процессов, имеющих глобальных характер, рассказывает Николай Розов, настолько широк, что даже приблизительно очертить его границы достаточно трудно. Поэтому, составляя образовательные программы и перспективные планы научных работ нового факультета, мы исходим из задачи постепенного изучения и исследования прежде всего тех проблем, в понимании которых уже накоплен определенный опыт.

Конечно, мы не будем заниматься такими глобальными проблемами, как движение материков, мониторинг окружающей среды, эволюция климата и т.д. В этих направлениях эффективно работают исследовательские коллективы на геологическом и геологическом факультетах МГУ, возглавляемых известными учеными, членами-корреспондентами РАН Н. Касимовым и Д. Пущаровским. Но и помимо этого имеется множество сверхактуальных тем действительно глобального характера. Достаточно упомянуть для примера межгосударственные, межнациональные и межконфессиональные отношения, вопросы, связанные с формированием мировой экономической системы, с взаимообогащением культур, с поликультурным образованием и т.д. Словом, речь идет о глобальных проблемах социально-экономической и общественно-политической сфер современного общества.

Подобные темы требуют глубокого, комплексного осмысления совместными усилиями ученых различных специальностей. Поэтому мы предполагаем обучать студентов и проводить исследования в тесном взаимодействии с другими факультетами нашего университета - социологическим, философским, экономическим, психологическим, историческим, мировой политики...

И еще одно очень принципиальное обстоятельство. Ректор МГУ В. Садовничий при создании факультета четко сформулировал специфический аспект стоящей перед нами задачи - готовить из наших студентов аналитиков, экспертов, консультантов в междисциплинарных областях знаний, способных работать с использованием методов точных наук. Поэтому особое внимание мы будем уделять изучению применения математического моделирования и современной вычислительной техники.

К разговору подключается заместитель декана и руководитель отделения глобальных процессов факультета Лев Владимирович Попов:

Именно для выполнения этой задачи комплекс гуманитарных дисциплин уже на первых двух курсах образовательной программы дополняется такими предметами, как математика, общая и математическая логика, математическая статистика и теория вероятностей, математическое моделирование. Первые три семестра студенты интенсивно осваивают информатику - учатся работать на современных компьютерах с использованием самых современных программных пакетов.

Постижение достижений современной науки, да и вообще хорошее образование, немыслимо без знания иностранных языков, обучению которым уделяется повышенное внимание. Мы считаем, что каждый студент нашего факультета должен свободно владеть двумя-тремя иностранными языками. Причем, как правило, это будут два западных и один восточный языки. Базовому иностранному языку, английскому, на первом курсе отведено по 10 часов аудиторных занятий в неделю. Учитывая, что студенты, выдержавшие конкурс на наш факультет, уже неплохо им владеют, мы рассчитываем на серьезное освоение английского языка к началу второго курса, когда, параллельно, начнется обучение второму европейскому языку, а затем и восточному.

Хочется подчеркнуть: наш факультет еще очень молод, находится в стадии становления, формирования. И все наши учебные планы - пока что экспериментальные, они будут ежегодно дополняться и изменяться в соответствии с достигнутыми результатами науки и накапливаемым опытом обучения.

 — Широкий спектр дисциплин предполагает наличие составе педагогического коллектива факультета высококвалифицированных специалистов из разных областей знания, но с близкими интересами, прежде всего — со сходными взглядами на изучение глобальных процессов.

Каким образом удается формировать коллектив преподавателей, близких по образу мышления и подходов к решению образовательных задач?

— Это, пожалуй, один из самых трудных процессов, — отвечает Н. Розов. — Небольшая группа хороших специалистов сложилась еще в период работы факультета педагогического образования. У нас очень маленький штат: кроме декана и трех его заместителей, он включает трех инспекторов и всего не
сколько штатных преподавателей. Но мы широко практикуем приглашение для чтения лекций и проведения занятий известных специалистов с других факультетов МГУ, других учебных
заведений, из академических институтов.

Например, всемирную историю у нас преподает один из известнейших ученых, академик РАО В. Купцов, а отечественную читает доцент исторического факультета МГУ А. Орлов, имя которого хорошо знакомо всем школьникам, увлекающимся гуманитарными дисциплинами. Курс «Введение в специальность» обеспечивают директор Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ профессор Л. Панкова и доцент Л. Попов. Изучение иностранных языков курирует Центр интенсивного обучения иностранным языкам МГУ, который возглавляет автор оригинальной методики профессор Г. Китайгородская. А содержание курса высшей математики и математического моделирования разрабатывают заместитель декана факультета доцент А. Боровских и я.

Обеспечить качественное преподавание на современном уровне удается именно благодаря нашим коллегам-энтузиастам, которые поддерживают факультет, я бы сказал, ради идеи, несмотря на существующие унизительные расценки почасовой оплаты преподавателей. И всем им мне хочется публично высказать глубочайшую благодарность.

— На нашем факультете, — добавляет Л. Попов, — широко практикуются беседы и выступления известных отечественных и зарубежных ученых, специалистов различных министерств и ведомств. Так, в текущем учебном году наши гостичитали лекции по глобальным экологическим проблемам, экономической глобалистике, информационным технологиям, международным конфликтам, проблемам государственного управления.

— Из сказанного вами можно заключить, что преподавание на факультете характеризует достаточно широкий и, одновременно, углубленный в направлении языков и ориентированный на математическое моделирование подход. Какие же требования вы предъявляете в этой связи к абитуриентам, желающим поступить на ФГП МГУ?

— Очень важно, — снова вступает в разговор декан, — чтобы поступающие учитывали все особенности обучения на факультете. Именно эти особенности диктуют список вступительных экзаменов: математика, иностранный язык, русский язык и литература. Конечно, нам хочется принимать к себе молодых людей с широким кругозором, успешно освоивших школьную программу, жаждущих новых знаний, готовых применять математические методы в гуманитарных исследования. У нас пока небольшой набор: в прошлом году на факультет зачислен 51 студент. Поэтому конкурс весьма высокий - 5,8 человек на одно бюджетное место. Конечно, ФГП МГУ принимает студентов для обучения и на контрактных условиях.

— А что же стало с педагогическим образованием?

— В этом году исполняется 10 лет с того дня, когда ректор Московского университета академик В.А.Садовничий подписал приказ об открытии факультета педагогического образования МГУ. И сегодня на ФГП МГУ по традиции сохраняется отделение педагогического образования, где учебной работой руководит заместитель декана факультета О. Машкина, кстати, преподаватель китайского языка.

На это отделение по своему желанию приходят студенты и аспиранты всех других факультетов МГУ и, параллельно с овладением своей научной специальностью, получают психолого-педагогическую и методическую подготовку к преподавательской деятельности. Это большое заблуждение, что красный диплом или блестящая диссертация автоматически делают их обладателя хорошим педагогом. Преподавание - сложное ремесло и отдельное искусство, и именно основам этого мы стараемся учить.
И на отделении педагогического образования работают замечательные энтузиасты и высоко квалифицированные специалисты. Среди них - академики РАО Н. Талызина и В. Попков, профессор факультета психологии МГУ С. Смирнов и др.

Любой посетитель «старых» факультетов МГУ непременно проникается их духом. Занимая значительную территорию, где размещены аудитории, в том числе поточные на 150-200 мест, лаборатории, профильные кабинеты и кафедральные комнаты, часто до самого потолка загруженные книгами, папками, чертежами, картами, традиционные факультеты МГУ формируют тот самый научный дух, которым гордится университет. И попавший в университет гость невольно чувствует себя частицей обители знаний, гигантского храма современной науки.

У нового факультета глобальных процессов пока нет ни собственного здания, ни даже достаточного количества помещений — многого еще не хватает. Но в нескольких тесных комнатах второго гуманитарного корпуса МГУ чувствуется самое главное — дух нового времени и творческого поиска.
Вся свободная площадь столов заполнена книгами, брошюрами, журналами самой разнообразной тематики. Знакомясь с ними, обнаруживаешь, что многие их авторы — преподаватели МГУ.

Из новейших книг хочется отметить посвященную 250-ле-тию МГУ фундаментальную монографию «Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией», написанную ректором В. Садовничим и деканом Н. Розовым совместно с Е. Мищенко и А. Колесовым. Замечаю кстати, что фамилии авторов на обложке поставлены не по должностям, а согласно старой академической традиции — по алфавиту. Рядом лежат сборник «Глобальные проблемы современности и молодежь», открывающийся статьей ректора МГУ, и моя монография «Педагогические инновации в высшей и средней школе».

А вот номера XX серии журнала «Вестник Московского университета», посвященной проблемам педагогического образования; главный редактор серии — всё тот же декан факультета. Из большого количества трудов маленького факультета нельзя не выделить и автореферат недавно успешно защищенной кандидатской диссертации аспиранта из Ирана Э. Рейхани, посвященной изучению геометрии узлов как средства развития пространственного мышления школьников. Показательно, что в работающем на факультете совете по защите докторских диссертаций по педагогическим наукам председательствует лично ректор МГУ академик В. Садовничий.

Покидая факультет, невольно сожалеешь, что нашему поколению не удалось послушать хотя бы некоторые из читаемых здесь курсов лекций.

Исходная статья: "Вузовский вестник"