«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
27.05.2006

Мы знаем цену нашим выпускникам

Сегодняшнее состояние высшей школы характеризуется призывами к переменам и реформам, идущим не очень заметными темпами, поисками новых форм развития и выживания одновременно, и общим ощущением, что есть разрыв между представлениями о необходимых направлениях реформ в обществе, органах управления и в вузах.

Это происходит на фоне негативных процессов, связанных с недостаточным, на взгляд работников высшей школы, финансированием преподавательской деятельности, подтачивающим научно-педагогические школы, лучшие из которых до сих пор являются уникальными. Снижается уровень оснащенности учебного процесса современным лабораторным оборудованием. Добавьте к этому практически повсеместно продолжающееся старение преподавательских кадров, непривлекательность профессии преподавателя.

На фоне морального и материального старения научного и учебного оборудования (из-за длительного отсутствия финансирования со стороны государства, законов и подзаконных актов, ограничивающих использование внебюджетных средств) это ведет не к реформе и прогрессу, а скорее, как минимум, к застою. И, как неизбежное следствие, возможно снижение качества подготовки выпускников вузов.

Последние действия высшего руководства страны, идеи, высказанные на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с представителями предпринимателей, большого и среднего бизнеса, говорят о внимании к этим проблемам и понимании важности развития высшего профессионального образования. При этом все более очевидным становится факт, что государство, без включения в процесс определения путей и направлений развития образования представителей всех групп и всех институтов гражданского общества, этот вопрос вряд ли решит. И дело не только в финансах.

Есть и другие важные вопросы, без ответов на которые, на мой взгляд, нельзя двигаться дальше. Центральный вопрос. Каким должно быть соотношение профессионального обра­зования (т.е. образования, дающего возмож­ность трудиться по определенной профес­сии), необходимого государству, промышлен­ности, бизнесу, и образования для удовлетво­рения потребностей индивидуумов (т.е. обра­зование без определенных профессиональ­ных целей и последствий)?

Развивающаяся, самобытная, сильная во всех отношениях демократическая страна должна иметь высокообразованное населе­ние. В первую очередь его трудоспособную часть.

В высокотехнологичных отраслях науки и техники требуются квалифицированные ин­женеры и научные работники. По имеющим­ся отзывам работников промышленности, уп­равленцев высокого уровня сегодня нужны как раз такие специалисты. Причем именно они способны в кратчайшие сроки довести свою квалификацию до необходимого уров­ня требований практически любой корпора­тивной системы.
Сегодня же активно внедряется система подготовки, состоящая из двух уровней - ба­калавр и магистр. Нужны ли они нашей экономике? Во-первых, это научные степени, а не квалификация работников. Во-вторых, ни бакалавра, ни магистра, а «переходим» на их подготовку уже в течение более 10 лет, нет ни в одном общероссийском классификаторе, квалификационном справочнике.

Это означает, что преобразования в одной сфере - в данном случае образовательной -никак не согласуются с необходимыми изменениями в других сферах. Так может быть и не стоит тогда «ломать копья»? Или - кому выгоден этот переход: человеку, обществу, государству?

Необходимость перехода на подготовку бакалавров и магистров связывается с академической мобильностью, вхождением в мировое сообщество, с красивым словом «инновационное» изменение и т.п. С другой стороны, не знаю ни одного случая, чтобы где-то за рубежом был подвергнут сомнению диплом выпускника нашего вуза, и, как следствие, качество нашего образования. Наоборот, наших выпускников всегда с удовольствием принимали на самые престижные должности в самые различные фирмы. Сегодня большое число наших выпускников (заметьте, не бакалавров и магистров, а инженеров по образованию!) работает в таких фирмах как Siemens, Schneider Electric, ABB и других.

Востребованность и уровень наших специалистов, работающих в вузе, подтверждают установки и оборудование, созданные в МЭИ(ТУ) и работающие в США, Германии, Южной Корее и других странах, многолетние совместные научные исследования, проводимые МЭИ(ТУ) с Исследовательским институтом электроэнергетики (EPRI) США и др. Думаю, что подобными примерами высокой и востребованной квалификации своих выпускников-инженеров могут поделиться многие российские технические вузы. Хочу напомнить, что подготовка инженеров, инженеров-исследователей в наиболее развитых (была даже формулировка «Головных») вузах была нестандартной, составляла, как минимум пять с половиной лет. Почему нужно сегодня отказываться оттого, что приносило явную пользу?

Есть еще один важнейший аспект развития высшего технического образования - безопасность государства. Нам, как работникам энергетической сферы (в очень широком понимании - от нанотехнологий, управляющей электроники и средств связи до тяжелого машиностроения) конечно небезразлично развитие энергетики страны, её энергетическая безопасность, связанная, прежде всего с ростом мощностей и надежностью обеспечения тепловой и электрической энергией развивающейся промышленности, ЖКХ и быта.

Для осуществления наделе энергетической безопасности необходимы высококвалифицированные специалисты в области разработки, производства и эксплуатации всего комплекса оборудования, которое обеспечивает управление и бесперебойную работу энергетической системы страны. И пусть военные нанесли «превентивный удар» по нам, не причислив ни один энергетический вуз к «элитному», без наших специалистов не сможет функционировать ни один штаб, окажется неработоспособной система ПВО, не повернется ни одна антенна.

Подготовка специалистов с высшим образованием в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники в настоящее время проводится в России более чем в двухстах тридцати вузах по пяти направлениям и 31 специальности. В то же время лишь небольшое число вузов осуществляет комплексную подготовку энергетиков по нескольким специальностям. Только 11 вузов готовят инженеров-энергетиков по десяти и более специальностям. В лидирующей группе находятся МЭИ (26 специальностей), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет(20специальностей), Казанский государственный энергетический универси-тет(19специальностей), Ивановский энергетический (17 специальностей). Более 90 вузов обучают студентов только по одной специальности энергетического профиля.

По инициативе МЭИ 12 технических университетов, обладающих лучшими ресурсами для подготовки специалистов-энергетиков, были объединены в некоммерческое партнерство «Открытый энергетический университет». На базе этих университетов наиболее целесообразно осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для региональных энергетических предприятий и компаний. Потенциал вузов, входящих в состав Открытого энергетического университета, позволяет им также проводить на высоком уровне повышение квалификации и профессиональную переподготовку энергетиков.

Мы знаем цену нашим выпускникам. Хорошо понимаем, что энергетическая безопасность — это не «модные слова», а основа существования и прогресса. А высшее профессиональное образование в области техники и технологий и, в частности, энергетическое образование было и остается важнейшим компонентом энергетической безопасности государства.





Авторы:  Сергей СЕРЕБРЯННИКОВ, ректор Московского энергетического института! технического университета)