«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.05.2006

Не заблудиться в поисках ориентиров

Почему классическая культура - в широком смысле этого слова, включающем музыку, искусство, литературу, философию - «проходит» мимо большей части современной молодежи? Почему мировое и, в первую очередь, русское культурное наследие не находит никакого отклика в душах начинающих жить? Почему большинство молодых людей предпочитают слушать безголосых певцов и музыку, построенную на трех аккордах и читать книжки с сомнительной моралью, живопись сводится к граффити и боди-арту в различных его вариациях, а слово «философия» вообще считается ругательным?

Можно найти разные ответы на эти вопросы. Кто-то объясняет ситуацию банальной нехваткой времени у таких занятых людей, как студенты: действительно, им за такое малое время нужно и на лекциях побывать, и на свидание успеть, и деньги на более или менее приличную жизнь заработать, и, что называется, «культурно отдохнуть». О том, что за это же малое время было бы неплохо еще и заложить какие-то морально-нравственные устои, выработать правила жизни и собрать запас знаний, с которыми можно выходить в большую жизнь, почему-то мало кто задумывается…

Еще одно объяснение - наша в целом более сложная жизнь, когда не только самим молодым людям, но и их родителям не до каких-то там культурным изысканиям, главное теперь - заработать, выжить, прокормить семью; соответственно меняется и система ценностей. Можно услышать и мнение, что то, что доносится из наушников молодых людей или рисуется ими на вагонах метро и бескрайних заборах - есть субкультура, «собственная» культура молодежи, диктуемая иным мировоззрением, иными временами, иными проблемами. Действительно, можно согласиться с тем, что мало когда в истории человечества было столько плохого, сколько в XX — начале XXI веков, и этим как-то попытаться обусловить появление нетрадиционных вкусов и взглядов, однако, как сказал один мой учитель, «Не бывает «Войны и мира» для молодежи и для всех остальных». Находятся и другие объяснения.

Тем не менее думается, что проблема все-таки шире. Многие люди, живущие в конце XX- начале XXI века, коренным образом отличаемся от наших славных предков. И главное различие состоит в том, что мы, современные люди, в принципе не ищем смысла жизни, не задумываемся над так называемыми «сокровенными» вопросами, даже не пытаемся определитьтакие понятия, как «добро», «красота», «любовь», «понимание», «прощение», «благодарность». «Зачем,-спросит кто-то, - ведь разные люди все равно ответят на эти вопросы по-разному». Однако дело здесь не в плюрализме мнений, великом достижении демократии, а в том, что мы отвыкли думать и уже не ставим перед собой сложные вопросы, как это всегда делали русские люди всех социальных слоев.

Об этом говорят и наша академическая культура, и городской и деревенский фольклор, и величайшие произведения именно русских писателей, и, наконец, сочинения русских религиозных мыслителей - кто и где еще мог додуматься, что главной задачей одного государства может являться не завоевание новых территорий, не подчинение других народов и даже не материальное благоденствие граждан, а спасение всего мира, вытягивание его из распрей, упадка и вообще шпенглеровского «заката» и выведение его на новый этап развития? А ведь именно о России как о силе, способной на это, говорили в XIX веке многие философы и социологи. Все это указывает на то - и это главное - что генетически заложенная в русском человеке потребность мыслить, искать и находить ответы на глобальные вопросы и проблемы сейчас нами как будто забыта.

Почему и как могло так перевернуться сознание? Вероятнее всего, дело в изменившейся экономической формации и изменившемся вследствие этого способе мышления. Возникшая в 90-х годах XX века необходимость постоянно думать только о том, как и чем накормить семью и детей в сочетании с проникновением в Россию традиционных для капитализма и рыночной экономики ценностей привела к трансформации сознания обыкновенного русского человека. На сегодняшних молодых людях, которые в этот период как раз росли и формировались и другого времени просто не знают, это сказалось особенно заметно. Культура, как и СМИ и образование, стала товаром, ее начали рассматривать с экономической точки зрения, и, главное, к ней стали относиться потребительски.

Литература теперь - это не попытка отыскать смысл существования, а нечто развлекательное, с помощью чего можно скоротать время; музыка потребляется, как пища или одежда; живопись и скульптура покупаются, продаются, это один из способов вложения денег -наряду с недвижимостью и ценными бумагами; а театр или балет - это в лучшем случае способ провести вечер, ничем не отличающийся от похода в ночной клуб или ресторан - ну, может быть, первые чуть поинтеллектуальнее, но суть отношения к ним такая же.

Конечно, нет смысла отрицать, что мы живем в по-настоящему сложное время. Русские люди, всегда отличавшиеся толерантностью, верой и прощением, находятся в условиях неверия, недоверия и терпимости к различным явным нарушениям многовековой морали. Можно долго спорить о том, как это случилось, было ли это результатом влияния запада на русскую национальную идентичность, или мы обошлись силами российских СМИ, пропагандирующими материальные ценности и чувственные удовольствия. Однако это, на мой взгляд, не главное и этим мы ничего не решим. Главное - в условиях этой «смуты» не потерять даже не сами нравственные ориентиры, а именно привычку обращаться к ним, искать их, строить на них свою жизнь, не останавливаясь на физическом.

Конечно, все не так плохо, как могло было быть. Во-первых, незаинтересованность и безразличие молодежи по отношению к культуре -явление не всепроникающее. Многие молодые люди задумываются и пытаются понять, что с нами происходит и как с этим бороться, что не может не внушать надежды. Во-вторых, хочется верить, что все вышеописанное -только временное явление, связанное с падением «Железного занавеса», временными экономическими проблемами и попытками «наесться» далеко не лучшими образцами западной масс-культуры, в таком огромном количестве обрушившимися на нас в 90-х годах. И поэтому, когда наступит насыщение, люди - и в первую очередь молодые люди - поймут, что ориентировались они все это время не нато, что было бы намного лучше для всей страны.

И тогда Россия сможет возродиться - именно силами молодых и политически, экономически и культурно грамотных людей. И начинать надо именно с культуры, ибо измененное культурное пространство ведет за собой изменения в социальном плане, политике и экономике, а не наоборот. Молодых людей, которые понимают необходимость для России не только экономических преобразований, становится все больше, осталось только - через систему СМИ, с помощью социальной политики, высшего образования - подсказать способы и методы решения этой проблемы. Задача молодежи - выбрать лучшее и сделать свою страну могучей, конкурентоспособной и сильной духовно.

Исходная статья: "Вузовский вестник"
Авторы:  Материалы полосы подготовила Вера ФЕДУЛОВА, студентка МГОПУ имени М.А. Шолохова