«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.05.2006

Как отбирают инновационные вузы?

В начале апреля в пресс-центре РБК состоялась Интернет-пресс-конференция Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Тема конференции: «Критерии и отбор инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта Образование». Ответы на вопросы, наиболее интересные нашим читателям, публикуем ниже.

В открытии встречи Андрей Фурсенко отметил, что очень рад очередной встрече с РБК.

— Сегодня образование по всем параметрам стало национальным приоритетом. Это связано не только с тем, что есть национальный проект, но и с тем, что и общество, и власть, и бизнес сегодня уделяют очень много внимания образованию. Я думаю, что всем понятно, что сегодня на всех уровнях образования нам крайне важны системные изменения, нам важно привлечь дополнительные ресурсы, потому что область была очень долго недофинансирована, и мы в короткие сроки эту недостаточную ресурсную обеспеченность не исправим.

Сегодня сделаны первые практические шаги. Мы довольно много осуждали вопросы, связанные с поддержкой общеобразовательных учреждений, а также классных преподавателей в рамках национального проекта. Сейчас начат конкурс по поддержке инновационных программ наших вузов. Конкурс идет, уже появились первые заявки, сформирована конкурсная комиссия, ясна процедура отбора, абсолютно ясно, что эта часть национального проекта очень тесно связана с развитием науки, с переходом экономики на инновационный путь развития.

Кроме того, как и те общеобразовательные проекты,которые ориентированы на общеобразовательные учреждения - на школу, этот проект тоже является катализатором системных изменений в области высшего профессионального образования. Насколько я понял по вопросам, которые мне предварительно показали, главная часть их связана именно с этой темой. Я постараюсь ответить на эти вопросы, как и на другие, которые мне будут заданы.

Первый вопрос поступил от Н. Валовой из Москвы, она спрашивала, какова основная цель конкурсного отбора образовательных учреждений, которые собираются внедрять инновационные образовательные программы?

— Отчасти я об этом уже сказал. Цель конкурсного отбора - определить, каким из высших учебных заведений оказать ресурсную поддержку, выделить средства, а средства эти довольно значительные, для того чтобы они имели возможность ускоренным образом развивать инновационные образовательные программы. Этот конкурс все-таки не сам по себе и проходит не за почетное звание, а за конкретные материальные блага. Но, кроме того, есть еще одна задача. У нас было много разговоров по поводу выделения группы ведущих вузов, системообразующих вузов. Президент РФ во время своего выступления на Госсовете сказал, что мы должны выбирать ведущие вузы не по названию, а по тем реальным программам, которые они могут предложить и которые они будут осуществлять. И поэтому этот конкурс еще ставит задачу определения критериев отбора наших лидеров
в сфере высшего образования.

Конечно, этот конкурс охватывает не в полной мере все требования к вузам, он выделяет хоть и широкое, но все-таки конкретное направление. Но при этом мы надеемся, что на основе этого конкурса мы на практике определим более четко критерии, которые позволят нам в дальнейшем осуществлять модернизацию, перестройку всей системы высшего образования в стране.

Санкт-Петербуржца А. Шамгунова интересовала сумма субсидий, которая будет выделена государством для данного проекта?

— В 2006г. на эти цели выделено 5 млрд руб., в 2007г. - 15 млрд руб. И этот проект, видимо, 2007г. не ограничится. Поэтому конкурс сегодня объявлен на 2 года (2006-2007гг.) на общую сумму 10 млрд руб.
Из Нижнего Новгорода спросили, какие высшие учебные заведения могут быть участниками конкурса? На что министр ответил.

— Любые.

С. Руднев из Воронежа уточнил, сколько вузов примут участие в конкурсе?

— Мы обсуждаем с моими коллегами довольно активно, что нас ждет. Цифры самые разные. Минимальная цифра, которую я слышал, около 100, максимальная - в районе 200. Конкурс будет достаточно жесткий. По тем запросам из регионов о разъяснениях и дополнительных материалов
мы видим, что реально вся Россия собирается в этом конкурсе участвовать.

На вопрос из Екатеринбурга, кто принимает решение о выделении субсидий на 2007г. вузам-победителям, Андрей Фурсенко сказал:

— Давайте, все-таки, начнем с 2006г., на эти два года — 2006г. и 2007г., при этом я хочу сразу оговориться, что в конце этого года будет проведен еще один конкурс - на 2007г. и 2008г. Решение, и
об этом тоже объявлено на условиях, которые есть на этих сайтах, будет приниматься поэтапно. Сна
чала все заявки рассматриваются независимой экспертной группой. Эта экспертная комиссия создана приказом Российского агентства по образованию, и те направления, по которым оцениваются заявки, тоже сформулированы в документах, которые представлены на сайте. Эта экспертная группа представит свои заключения в конкурсную комиссию.

Конкурсная комиссия (приказ о ней будет подписануже на этой неделе) состоит из представителей трех главных групп: представители науки и образования (я могу здесь назвать таких известных ученых, какА.Гапонов-Греков, Е.Велихов, М.Алфимов, академик Накоряков из Новосибирска, потом будет полный список, и вы сможете его увидеть).

Вторая группа - примерно треть от конкурсной комиссии - это представители бизнеса. В конкурсную комиссию входят А.Карочинский - руководитель рабочей группы РСПП, который занимается вопросами образования, Б.Титов, бизнесмен Коркунов, представлены в лице своих вице-президентов люди , которые отвечают за кадровую политику в Газпроме, «Северстали», РЖД, от РАО ЕЭС - Я.Уринсон. Это все уважаемые люди, которые имеют свою точку зрения и прямое отношение к вопросам образования.
Третья часть - это чиновники. Я как министр возглавляю комиссию. Процедура отбора выглядит следующим образом: после получения экспертных заключений эти заявки вместе с заключениями экспертов поступают на рассмотрение в конкурсную комиссию и распределяются между членами конкурсной комиссии.

Члены конкурсной комиссии на заседании (сколько их будет, мы пока не знаем, все зависит от количества заявок) будут представлять эти заявки, высказывать свою точку зрения. Все члены конкурсной комиссии будут иметь возможность ознакомиться со всеми заявками, и у них будет время для того, чтобы их изучить. После этого тайным голосованием конкурсная комиссия будет составлять рейтинг полученных заявок. В рамках этого рейтинга мы будем отрезать по этому списку то количество вузов, которое укладывается в выделенную в этом году сумму. Это довольно сложная процедура, но мы считаем, что она обеспечит максимальную объективность, и заинтересованы в рассмотрении всех заявок.

С.Колпаков из Саратова интересовался, как идет процесс формирования национальных университетов и бизнес-школ?

— Непросто. Что касается бизнес-школ, то сегодня мы согласовали полностью наше видение по созданию бизнес-школы в Санкт-Петербурге. Мы очень близки по такому согласованию и с нашими коллегами из МЭРТ, и бизнес-сообществом к созданию такой школы в Москве. Почему процесс идет непросто? Это новые для России проекты, необычные. То же самое касается и национальных университетов. Сегодня у нас есть уже согласованные с представителями регионов, региональными образовательными сообществами концепции по развитию национальных университетов. Может быть, название не слишком удачное, можно, конечно, назвать их федеральными университетами, но главное - это принципиально новые университеты в двух регионах, в Сибири и на юге, а именно в Красноярске и Ростове.

Мы считаем принципиально важным, чтобы в этих университетах было качество образования, новая система управления, включающая гораздо большую часть представителей общественных института и бизнеса, новые образовательные технологии, более широкое привлечение к преподаванию людей из других сфер (науки, бизнеса и др. стран), увеличение количества иностранных преподавателей и студентов. Целый набор этих параметров позволит нам наряду с поддержкой инновационных образовательных программ отработать на практике новую модель высшего учебного заведения России. Просто взять и нарисовать теоретическую модель и потом сразу внедрить ее по всей стране невозможно.

Еще очень важный параметр для этих двух университетов - это ориентация на региональный рынок труда, на запросы региональной экономики. Место, которое было выбрано для этих университетов, как раз связано с региональными особенностями. Мы знаем, что Красноярск - это регион, где происходит сейчас объединение, где есть качественно новые экономические проекты, которые требуют улучшения кадровой обеспеченности. Это требование властей региональных и требование бизнеса Красноярска. У них есть проблема с кадровым обеспечением тех проектов, которые сегодня уже начаты. Несколько иная ситуация на юге.

Мы знаем, что в этом регионе много молодых людей, существует даже избыток рабочей силы, а также некоторые перекосы в определении потребностей с одной стороны и предложениями на рынке труда с другой. Новый подход к образованию, развитию университета призван четко сопоставить запросы региона, экономики, общества и подготовку специалистов. Это точно также, как и программа поддержки инновационных образовательных программ, это пилотные проекты, на базе которых мы должны в течение 1 -2 года сформулировать предложения по модернизации и развитию системы высшего образования в целом.

Е. Уварова из Хабаровска спросила, рассматривает ли Минобрнауки возможность проведения подобных конкурсов в дальнейшем?

— Во-первых, я уже сказал по поводу следующего этапа. Во-вторых, есть федеральная программа
развития образования, и в рамках этой программы непрерывно идут конкурсы, которые поддержива
ют какие-то новые инновационные программы. Что касается таких масштабных конкурсов, то я думаю,
что в качестве первого шага мы должны определить, насколько успешным будет тот проект, который мы сейчас запускаем. Это, кстати, касается и всех других составляющих национального проекта.

С. Дмитриенко из журнала «Куда пойти учиться?» интересовался, можно ли предположить, какие московские вузы станут победителями конкурса отбора инновационных вузов? Отразится ли отбор инновационных вузов на рынке платных услуг, которые представляют вузы?

— Даже если бы знал, то не сказал, но я не знаю. Откуда мне знать? Есть условия. После этого дан
ный вопрос будет рассматривать конкурсная комиссия, в которую были приглашены люди по принципу максимальной независимости, чтобы они были свободны от лоббистского давления. Мне кажется, что именнотакую комиссию удалось создать, поэтому предсказывать результат сложно. Мы все знаем вузы, которые являются лидерами образования. Но, может быть, не все, кстати, из них будут участвовать, потому что есть определенные требования и формальные проблемы, которые не могут противоречить их планам по развитию. Может, они дадут возможность, скажем, кому-то другому проявить себя. Поэтому я даже предсказывать не берусь. Что касается рынка платных услуг, то вообще я не исключаю, что кроме всего прочего - это еще реклама вуза. Если вуз выиграл этот конкурс, помимо того, что это дает улучшение возможностей для образования (это дополнительные деньги для создания новых программ, для получения нового оборудования), это еще и определенная реклама. Так что я не исключаю, что некоторое влияние на распределение рынка платных услуг этот конкурс тоже окажет.

Е. Карасева из Екатеринбурга волновало, как рассматривается вопрос повышения зарплаты преподавателям высшей школы?

— Этот вопрос рассматривается все время, и тут есть несколько аспектов. Одни из них в том, что
мы считаем, что и в сфере науки и образования необходимо отказываться от единой тарифной сетки, которая в свое время сыграла положитель ную роль, но сейчас, по-видимому, является сдерживающим фактором для развития ряда составляющих бюджетного сектора. Соответствующие разработки ведутся в Минздравсоцразвития. Мы участвуем в этих работах в той части, которая нас касается. Это нормативно-законодательное обеспечение перехода на новую систему оплаты труда.

Вторая составляющая - это то, что по инициативе «Единой России» в закон о бюджете была включена позиция, по которой с 1 ноября увеличиваются надбавки за степени, в том числе преподавателям вузов (до 3 тыс руб.  кандидатам наук и до 7 тыс. руб.  докторам наук). Это существенное увеличение зарплаты наиболее квалифицированных преподавателей. Далее мы в рамках этого конкурса считаем, что часть денег может идти на дополнительную оплату, на грантыпреподавателям, которые предлагают новые образовательные услуги. Это временное повышение, деньги, которые идут на выполнение конкретных
задач, также постоянно растет финансирование высшей школы.

Бюджет растет каждый год. Мы считаем, что опережающими темпами по отношению к бюджету должна расти обеспеченность каждого бюджетного места обучающегося студента, с тем чтобы в конце концов довести бюджетную обеспеченность каждого студента до той реальной суммы, которую надо тратить, чтобы дать ему хорошееобразование. Сегодня эта сумма явно недостаточная.

Плюс к этому есть еще одно важное направление, которое сейчас реализуется в общеобразовательной школе и должно быть реализовано в системе профобразования, когда деньги идут за студентом. Реализацию данной системы мы разрабатываем. Я бы не хотел, говоря о зарплате преподавателям, сосредотачиваться только на той части зарплаты, которая является обязательной и привязана исключительно к образовательному процессу. Я являюсь сторонником единой тарифной сетки, потому что считаю, что в состав зарплаты преподавателя должны входить и деньги, которые онполучает за проведение научных исследований, это тоже составляющая часть его оплаты.

На сегодняшний день реальная система оплаты труда преподавателей особенно в известных вузах существенно отличается от того, что мы видим в статистике и прессе. Мне говорили ректоры многих вузов, что хороший преподаватель, профессор, даже доцент получает в общей сложности сумму, несравнимую с тем, что есть в штатном расписании. Эта сумма составляет 20-30 тыс. руб. в месяц.

А.Федоров из Санкт-Петербурга поинтересовался, каким Вы видите будущее проекта «Национальное образование»?

— Блестящим. Я сказал об этом вначале и повторю: я вижу это как инструмент, на котором мы отработаем более масштабные изменения в системе образования. Я считаю, что это главная за
дача данного проекта, и мне кажется, что на сегодняшний день эти задачи шаг за шагом выполняются.

Я могу в качестве конкретного примера привести привлечение общественности к решению задач в сфере образования. Мы можем сказать, что по выбору критериев оценки учителей школ, вузов общественность очень широко участвовала. Сегодня я знаю, что выдвижение на конкурсах в регионах лучших учителей, лучших школ осуществляется активнейшим участием общественных институтов. Я считаю важным, что в этой сфере появились широко обсуждаемые и воспринятые сообществом критерии вплоть до того, что «что такое хорошо и что такое плохо».

Мыв рамках проекта образования сумели на практике реализовать принцип нормативно подушевого финансирования, а также привязали выделение ресурсов в регионы не к количеству школ или учителей, а к количеству школьников, и при этом учли особенности сельских школ. Мы сделали ставку на новое качество преподавания при отборе школ, учителей и вузов - это тоже очень важно, потому что
обществу дан сигнал, что государство ждет от системы образования. Поэтому если все эти принципы будут отработаны в рамках национального проекта, а потом будут перенесены на всю систему образования в рамках существующих и вновь появляющихся программ, нацеленных на развитие образования, то я считаю, что национальный проект свою задачу в полной мере выполнит.

В заключении встречи Андрей Фурсенко поблагодарил всех за вопросы.

— Они были достаточно конкретные и затрагивали самые чувствительные точки, не все, но многие
из них. Я хотел бы пожелать и корреспондентам, и слушателям позитивного отношения к тому, что
происходит. Обращать внимание, в первую очередь, на те возможности, которые предоставляют
новые проекты, я имею в виду не только наши проекты, но и проекты наших коллег в области здраво
охранения, социальные проекты в области жилья.

А также желаю видеть не только те недостатки и те проблемы, которые возникают. Конечно, в каждом
типе проектов есть очень много недоработок. Мы это чувствуем. Например, самая простая вещь -
выплаты классным руководителям. И то оказалось, что есть огромное количество нестыковок, фор
мальных проблем и так далее. Но я все-таки призываю к позитивистскому взгляду на жизнь и реа
лизацию этих проектов. Я вижу по оценке, которую мы получаем из регионов от тех, кто непосред
ственно заинтересован в этих проектах, что определенные результаты есть. Я бы призвал всех те
положительные результаты упоминать и представлять наряду с теми недостатками и проблемами,
которые возникают. Я не призываю к лакировке действительности, но я считаю, что важен баланс. На
сбалансированном подходе кэтим проектам я хочу закрыть нашу пресс-конференцию.


Исходная статья: "Вузовский вестник"