«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
15.05.2006

За качественное и доступное образование

24 марта состоялось заседание Государственного совета, на котором рассмотрен вопрос «О развитии образования в Российской Федерации». Последний раз президент, правительство, губернаторский и экспертный корпус обращались к этой теме пять лет назад. В результате ситуация с образованием в России не значительно улучшилась.

Президент вынес эту сферу в отдельный национальный проект, на который планируется потратить немалые средства. И хотя, как отметил Владимир Путин, за эти самые пять лет расходы федерального бюджета выросли в пять раз, а консолидированного — в три, они не идут ни в какое сравнение с «вложениями» этого года. Если в 2005 году на образование потратили 5 миллиардов рублей, то в текущем эта статья расходов вырастет в три раза. Причем без учета возможного участия бизнеса, который вроде бы не против проявить свою социальную ответственность и на образовательном направлении, благо, что для этого есть и объективные предпосылки.

Во вступительном слове Президент РФ Владимир Путин, в частности,сказал:
— Сегодня мы рассматриваем вопросы, связанные с развитием отечественного образования. Мы хорошо знаем, уровень образования —это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах. В последние годы мы последовательно и предметно стали заниматься развитием отечественного образования. Наего подъем были направлены немалые для России ресурсы.

Так, за пять пос-леднихлет расходы федерального бюджета возросли почти в пять раз, консолидированного — в три раза. Речь не о процентах, а увеличение в разы. Причем, существенный рост ассигнований отмечен именно в региональных и муниципальных бюджетах.
Несмотря на это, коренной модернизации отрасли пока не произошло. Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений, мы, в том числе, начали реализацию национального проекта «Образование». В регионы пошли дополнительные средства на поддержку учителей и талантливой молодежи, на техническое перевооружение и внедрение информационных технологий.

Хотел бы выразить сегодня признательность российским регионам, вам, уважаемые коллеги, за активное подключение к реализации проекта и, разумеется, за ваши собственные, региональные, дополнительные инициативы и средства.

Повторю еще раз приоритетные задачи в этой сфере.

Прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество — соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база.
Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда.

Во-вторых, в образовании должны, наконец, появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы.

Регионы и само образовательное сообщество вполне в состоянии сегодня, могут внедрять более активно и смелее нормативно-подушевое финансирование. Деньги должны идти прежде всего на обучение конкретного человека: ученика, студента, ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждения.

Правительству следует выделить необходимые средства для оказания содействия органам власти субъектов Федерации в разработке и внедрении в школах такой системы финансирования. Она призвана повысить эффективность расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану здоровья детей и воспитательную работу.
Прошу вас, уважаемые коллеги, — знаю, что в некоторых регионах такая работа уже проводится, проводится успешно, многие готовы к ней приступить, хотят этого, — прошу Правительство поддержать деньгами, финансами, предусмотреть их уже в этом году.

В-третьих, система образования действительно должна быть ответственна за результаты воспитательной работы, за воспитание личности. Разумеется, здесь крайне важна позиция родителей и гражданского общества. Но педагоги, которые так много времени проводят на самой близкой дистанции с учащимися, должны быть прямо заинтересованы в успехе воспитательной работы.

И вы знаете, национальным проектом «Образование» ставилась задача побудить педагогов к воспитательной работе. Учитель, получающий достойное содержание, сможет уделять этой работе больше времени и сил, а не просто гнаться за часами учебной нагрузки.
Повторю, мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на принципы работы, адекватные времени. Оттого, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра.

Современное образование нуждается и в современных педагогических кадрах.

Квалифицированные педагоги — это реальная сила качественного обновления наших вузов и школ.

В образование должны прийти подготовленные люди, подготовленная молодежь. Она должна принести за собой новые и передовые методики, подходы, вузовскую науку. В этой связи считаю оправданной специальную поддержку инновационных программ развития ряда университетов и вузов.

В стране должны быть образовательные центры, которые служат эталоном совершенствования отечественной высшей школы и развития науки. Надеюсь, что выделяемые в рамках проекта немалые средства, направляемые на инновационную деятельность в вузах, сыграют свою роль. Думаю и рассчитываю на то, что Министерство образования и науки самым лучшим образом подготовится для того, чтобы выбрать те вузы, которые действительно проводят инновационную деятельность и заслуживают поддержки государства.

Несколько слов о начальном и среднем профессиональном образовании. Подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз. Порой теряется сам смысл образования в этом звене, а ведь его главное предназначение — воспроизводство квалифицированных кадров среднего звена, кадров, столь востребованных нашей промышленностью, АПК и сферой услуг.

Сегодня нужно проанализировать содержание и саму направленность программ среднего профобразования, сориентировать их на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда, при этом учесть потребность разных территорий в специалистах. Здесь Федерации надо поработать вместе с регионами, это еще одна сфера совместного приложения усилий.

Нужно также продолжить передачу учреждений начального и среднего профобразования на уровень регионов. Там, где это произошло, уже была отмечена реальная практическая отдача.
Наша страна все активнее участвует в международных образовательных процессах. Однако, интеграция образовательных рынков невозможна без обеспечения доступа людей к глобальным системам и источникам информации, без совместимости образовательных стандартов.
Россия, как страна-председатель «восьмерки», в этом году предложила рассмотреть на саммите системные вопросы образования. В конечном итоге, качественное образование работает на интересы мирового хозяйства, а его интеграция способствует сближению национальных культур, сказывается на взаимопонимании народов и государств, на укреплении международной стабильности.

Наконец, в интересах самого российского образования — наращивать экспорт наших образовательных услуг, ведь подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих, а обмен опытом стимулирует совместный поиск новых технологий и инвестиций. Вот почему нужно открывать зарубежные филиалы российских образовательных учреждений, расширять доступ в российские вузы для иностранных студентов и преподавателей, а для поступающих в наши вузы из стран СНГ — максимально снять сохраняющиеся ограничения. Прошу Правительство особо обратить на это внимание. Это самые близкие к нам партнеры, к тому же — носители схожих традиций в образовании.

В заключение, еще раз подчеркну: Россия, обладая серьезными конкурентными преимуществами в образовании, обязана сегодня их с выгодой использовать. Здесь мы должны четко работать на всех уровнях власти, в тесном партнерстве с обществом.

Президента поддержал губернатор Карелии Сергей Катанандов, возглавлявший рабочую группу Госсовета. Переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей услуг он назвал одной из главных задач. Для обеспечения оптимального расходования средств, особенно на этапе высшего образования, он предложил ввести в действие контрактную систему «государство — вуз — обучаемый».

В губернаторском корпусе все-таки остаются определенные опасения. В первую очередь они боятся, что вслед за борьбой за оптимизацию расходов может развернуться кампания по сокращению числа высших учебных заведений. Об этом решился сказать руководитель Томской области Виктор Кресс: «Я против университизации всей страны». Но и практику повсеместного сокращения и слияния вузов, когда в регионе остаются один-два крупных университета, тоже считает неприемлемой. Если государство считает важным оптимизировать свои расходы на образование, то оно должно и дать определенную финансовую самостоятельность высшим учебным заведениям, которой сейчас у последних нет.

Во-первых, считает Кресс, можно дать университетам право создавать наукоемкие предприятия, а во-вторых, обязать их заниматься инновационной деятельностью, о необходимости которой вчера не говорил разве что ленивый.

Как рассказал выступавший с докладом министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, на нормативное финансирование уже перешли Санкт-Петербург и Тюменская область. «Хотя реально к этому практически готова треть регионов», — заметил министр. По его словам, в 2007 году подобная практика будет использоваться повсеместно.

В качестве другого необходимого финансового компонента модернизации образования Андрей Фурсенко назвал переход на отраслевую систему оплаты труда. Как пояснил Владимир Якушев, губернатор Тюменской области, в которой подобная система действует с 1 сентября 2005 года, суть новшества в том, что «размер заработной платы зависит не от количества обучаемых классов, а от числа учеников, 70 процентов средств направляется на оплату объема оказания услуги, а 30 процентов — на премирование и стимулирование качества».

Президент призвал также активнее включиться в образовательную деятельность промышленников и предпринимателей, до сих пор отказывавшихся выдавать чиновникам прогнозы по рынку труда и спросу на специалистов на ближайшие 5-10 лет. Владимир Путин пояснил, что ожидает от бизнесменов не столько спонсорскую поддержку школ и университетов, которая достаточно широко ведется бизнесом в последние годы, сколько выработку профессиональных требований и критериев к выпускникам средне-специальных и высших учебных заведений.

С последним предложением Президента РФ тут же согласился президент Российского союза промышленников Александр Шохин. Он заявил, что его коллеги как раз планируют разработать и систематизировать квалификационные критерии к основным профессиям. Подобные критерии, по его словам, могли бы стать наглядным пособием для педагогов, составляющих учебные программы в вузах. Однако, заниматься прогнозами спроса специалистов на рынке труда бизнес, в лице Шохина, отказался. Президент РСПП пояснил, что его коллеги считают подобную аналитику уделом государства.

Фурсенко предложил сделать обязательной сдачу ЕГЭ по определенному числу предметов. По остальным выпускники могут определяться сами, хотят ли они тестироваться или сдавать более привычным способом. Ноте предметы, которые необходимы для поступления в высшее учебное заведение, должны быть в обязательном порядке сданы в рамках ЕГЭ.

При этом, в качестве основного языка на школьных экзаменах должен выступать русский, считает министр. Тут вмешался глава Татарстана Минтимер Шаймиев. Он привел в пример национальные школы, выпускники которых, возможно, не так хорошо могут быть готовы к сдаче русского языка по сравнению с теми учениками, кто изучает его с первого класса. А если это еще и сельские школьные учреждения, то тогда процент выпускников, поступающих оттуда в вузы, может значительно сократиться, что пойдет вразрез с идеей доступности.

Андрей Фурсенко на это принялся оперировать цифрами, а они доказывали, что с введением ЕГЭ число учеников сельских школ, которые затем успешно пошли получать высшее образование, выросло на 10 процентов. «Доступность оказалась выше», — констатировал он. К тому же разработана программа поддержки сельских школ, их укрупнение и внедрение программы «Школьный автобус». Что касается языковой проблемы, то здесь будет развернута система дополнительных курсов по русскому языку. Владимир Путин идею поддержал, подчеркнув, что необходимо делать дополнительные шаги для привлечения талантливых ребят из национальных регионов и села.

В заключительном слове на заседании Госсовета РФ Владимир Путин отметил:
— Образование — это, безусловно, один из важнейших приоритетов в деятельности государства. Предложенная недавно для реализации дополнительная, по сути, целевая программа, названная приоритетным общенациональным проектом в области образования, — не только средство для решения давно назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее всего, это способ еще раз сосредоточить усилия и внимание государства и общества на проблемах образования, способ побудить всех нас к поиску наиболее эффективных путей развития в этой сфере, способ придать всем нам мужества для принятия необходимых, но выверенных решений.

Сегодня мы говорили о дошкольном воспитании, школьном образовании, специальном профессиональном и высшем образовании. Рабочая группа Госсовета проделала огромную работу. Сергей Леонидович Катанандов начал заниматься этой темой еще несколько лет назад. Считаю, что сформулированные руководителями регионов предложения могут быть положены в основу плана практических действий по совершенствованию системы образования в нашей стране.

Система детских дошкольных учреждений — это отдельная, безусловно, тесно связанная проблемами демографии тема. Она требует отдельного рассмотрения, особого нашего внимания.

Школа, одна из проблем здесь — большое количество малокомплектных школ в России. Очевидно, что здесь существует несколько вопросов, на которые следует обратить внимание рабочей группы.

Первое. Содержание таких школ обходится очень дорого, а образование остается весьма на низком уровне. Вместе с тем согласен с теми, кто считает, что, решая эти сложные вопросы, мы должны руководствоваться особенностями регионов, особенностями территорий и муниципалитетов.

Практически все выступавшие говорили о необходимости применения новых методов и форм организации системы образования, предлагали шире внедрять систему нормативно-подушевого финансирования в школах.

Вместе с тем, нормативно-подушевое финансирование невозможно без определения так называемой базы подушевого финансирования. Это значит, что ее нужно оценить по объективным критериям. Нужно заранее понять, что будет с этой базой происходить по мере ее внедрения в практику, с тем чтобы она не уменьшалась и не ухудшалась, с тем чтобы мы полностью исключили какие бы то ни было искушения властей по мере внедрения системы постоянно эту базу уменьшать.

Это значит, что заранее нужно определить объемы и источники финансирования муниципалитетов, регионов, конкретных учреждений, переходящих на предлагаемую рабочей группой систему финансирования школ.

Внедрение предлагаемых преобразований должно улучшать систему образования, а не ухудшать ее. Это значит, что действовать нужно очень аккуратно, постепенно расширяя базу эксперимента, расширяя его географию, прежде всего за счеттех регионов, которые хотят внедрять эту систему и которые готовы к ее внедрению.

Мы пока говорим об эксперименте, но, естественно, он должен проходить на легальной основе, а это значит, что все правовые ограничения должны быть устранены.

Наконец, последнее. Принцип бесплатности школьного образования должен быть обеспечен безусловно.

Мы много говорили о вузах и их инновационной деятельности. Это очень важная составляющая вузовского образования. Конечно, государство должно оказывать поддержку прежде всего тем высшим учебным заведениям, которые в состоянии эффективно использовать выделяемые государством на эти цели средства.

На этот год предусмотрено пять миллиардов, на следующих год — пятнадцать миллиардов рублей. И нет необходимости всуе упоминать Стабилизационный фонд Правительства. Нужно сначала освоить предлагаемые ресурсы, а государство, Правительство, Министерство образования и науки должны выработать объективные критерии оценки готовности вузов не по громким названиям и титулам, а исходя из их реальной готовности к инновационной деятельности.

От результатов по использованию предлагаемых и выделяемых ресурсов будет в значительной степени зависеть и их вузовское будущее, их реальный статус в будущем, их привлекательность для абитуриентов и уровень поддержки со стороны государства.

Сегодняшнее совещание — только этап в большой и системной работе по совершенствованию системы образования в Российской Федерации. По итогам сегодняшнего совещания будут, как обычно, сформулированы необходимые поручения Правительству. Жду от федеральных и региональных властей слаженной и эффективной работы на этом направлении.

Исходная статья: "Вузовский вестник"
Авторы:  По материалам прессы и информагентств подготовил Андрей Борисов