«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.05.2006

Доступность лекарственной помощи

Перспективы повышения доступности лекарственной помощи.

В Совете Федерации 5 апреля состоялись парламентские слушания, на которых были подведены итоги выполнения Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 в части дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 г. и намечены задачи по его реализации в 2006 г.

Главная цель слушаний, организованных Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, — проанализировать состояние действующего законодательства и нормативно-правового обеспечения в сфере льготного лекарственного обеспечения и определить перспективы дальнейшего развития программы ДЛО, улучшения качества и эффективности лекарств.

Отмечая масштабность и объемы реализации программы, зам. председателя Комитета, председатель подкомитета по здравоохранению, обороту и использованию лекарственных средств, санитарии и гигиене, медицинскому страхованию Б.И. Шпигель подчеркнул, что это одна из крупнейших программ, реализуемых в здравоохранении, на которую были выделены “беспрецедентные финансовые средства”.

Сегодня, когда прошло более года с начала реализации программы ДЛО, можно говорить о работоспособности и состоятельности системы. Однако в 2006 г. на обеспечение медикаментами отдельных категорий граждан из федерального бюджета выделено 29,6 млрд руб., что практически вдвое меньше, чем в прошлом году. В связи с этим главная задача, по мнению Б.И. Шпигеля, “в условиях ограниченного бюджета грамотно управлять расходами текущего года — достроить действующую систему и добиться полного обеспечения каждого льготника необходимыми препаратами”. Б.И. Шпигель поддержал предложение субъектов Федерации, касающееся расширения контингента лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, за счет включения в регистр льготников беременных, детей и некоторых категорий малоимущих граждан.

Очень важно, отмечает Б.И. Шпигель, продолжить совершенствование нормативной базы, регламентирующей реализацию закона № 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения. Прежде всего это касается принятия на законодательном уровне поправок, предусматривающих для льготников, отказавшихся от социального пакета, возможность возврата в программу.

Анализируя итоги внедрения программы ДЛО, руководитель Росздравнадзора Р.У. Хабриев обозначил основные ресурсы контроля Федеральной службы в реализации системы. Это прежде всего контроль за ценами на лекарства: в 2005 г. они были откорректированы по 47 позициям. Проводился еженедельный мониторинг реализации программы, что позволяло оперативно решать возникавшие проблемы, осуществлялись проверки субъектов РФ, особенно тех, где происходили сбои в лекарственном обеспечении федеральных льготников. Р.У. Хабриев отметил большую активность самого населения. Анализ обращений депутатского корпуса, общественных организаций, результатов социологических исследований дал возможность Федеральной службе оценивать состояние дел по лекарственному обеспечению льготных категорий. В течение 2005 г. было проведено 33 проверки в 26 субъектах РФ силами центрального аппарата, 462 проверки — территориальными органами Росздравнадзора.

Основные проблемы реализации программы: большие очереди на прием к врачу (самый высокий процент отмечался в Центральном федеральном округе — 35,15); отсутствие необходимого препарата (Северо-Западный федеральный округ — 28,33%); очереди в аптеках (Южный федеральный округ — 19,49%); недостаток информации (Уральский федеральный округ — 17,04%).

Р.У. Хабриев сформулировал основные направления совершенствования программы ДЛО: оптимизация перечня торговых наименований ЛС; внедрение механизма предельных цен возмещения на лекарства; оптимизация поставок медикаментов с привлечением региональных дистрибьюторов и аптечных сетей.

Останавливаясь на перспективах реализации программы ДЛО в 2006 г., зам. директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России Д.В. Рейхарт обратил внимание на то, что “создана инфраструктура программы ДЛО и сегодня актуальна только точечная настройка отдельных элементов программы”. Но главной проблемой в настоящий момент является регламентация и контроль за работой врачей. Именно врачи сегодня во многом определяют структуру и объемы расходов в программе. “При этом ответственность за принятие решений необходимо поднимать на всех уровнях, включая Минздравсоцразвития России, Росздравнадзор, Федеральный фонд ОМС”, — подчеркнул Д.В. Рейхарт.

За всеми мерами, которые должны быть приняты в этом году, нельзя, по мнению Д.В. Рейхарта, забывать о главном: “Поддержав отечественного больного, мы должны также поддерживать отечественное производство лекарственных средств. На сегодня это одна из приоритетных задач. Полагаю, что все нормативные и правовые акты, которые будут приняты, учтут необходимость развития производства ЛС в стране”.


Исходная статья: Фармацевтический вестник
Авторы:  Т. Панфилова