«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
02.05.2006

Национальный проект как первый этап модернизации здравоохранения

В Государственной думе 5 апреля в рамках правительственного часа с информацией о ходе реализации национального проекта в области здравоохранения выступил министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Ю. Зурабов.

Как сообщил министр, основными параметрами проекта, утвержденными президиумом Совета по реализации приоритетных национальных проектов 21.12.2005 г., предусматривается два основных блока мероприятий: развитие первичного звена медико-санитарной помощи и обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для граждан Российской Федерации.

В течение I квартала с.г. работа Минздравсоцразвития России, подведомственных служб и агентств была в основном сосредоточена на решении нескольких задач. Во-первых, вся нормативная база, которая регулирует деятельность в области здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта, на сегодняшний день подготовлена и принята.

Сформированная нормативная база по реализации проекта включает четыре федеральных закона, 14 постановлений правительства и 24 приказа Минздравсоцразвития России, федеральных служб и агентств, которые входят в структуру министерства. Помимо этого заключены договоры со всеми ЛПУ муниципального уровня, которые оказывают первичную медпомощь, с территориальными ФОМС и дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми медработниками, которые включены в федеральный реестр соответствующих категорий.

Подводя итоги проведенной в I квартале 2006 г. работы по приобретению медоборудования, М.Ю. Зурабов выразил удовлетворение достигнутыми результатами. Удалось добиться условной экономии финансовых средств, направляемых на эти цели, в размере 5 млрд руб. Эта экономия была достигнута благодаря тому, что цены на необходимые медоборудование и ЛС были снижены против рыночных на 30-50%. И дополнительно к этому организации, выигравшие конкурсные торги, предоставили еще по целому ряду позиций серьезные финансовые скидки, что дало возможность закупить существенно больший объем медицинского и диагностического оборудования, чем планировалось. Например, рентгеновское оборудование было закуплено в объеме более чем на 1 тыс. единиц.

В 2006 г. запланированы беспрецедентные объемы вакцинации населения. В частности, по гепатиту В предполагается провести вакцинацию 10 млн школьников в возрасте до 17 лет. Будет проведена вакцинация детей от краснухи в возрасте 5—7 лет и девочек в возрасте 14—17 лет. В 2007 г. предусмотрена дополнительная вакцинация от краснухи молодых женщин в возрасте до 30 лет. Все эти меры дадут гарантию, что популяционный иммунитет к этому заболеванию в Российской Федерации будет устойчиво сформирован.

Во избежание поствакцинальных осложнений при вакцинации от полиомиелита для детей с хроническими патологиями, первичным или вторичным иммунодефицитом будет закуплено 450 тыс. доз импортной инактивированной полиомиелитной вакцины. Это позволит практически полностью исключить возникновение поствакцинальных осложнений полиомиелита. В результате проведения таких мероприятий, уверен министр, Российская Федерация будет оставаться зоной, свободной от полиомиелита.

В течение I квартала (до 01.03.2006 г.) были заключены соглашения со всеми 89 субъектами Федерации о взаимодействии между федеральным Центром и органами исполнительной власти субъектов по реализации приоритетного национального проекта. На сегодняшний день согласованы сетевые графики и планы реализации национального проекта с 47 субъектами Федерации, что предполагает уже не просто наличие соглашения как такового, а детальный поэтапный план его реализации. Министр выразил надежду, что эта работа будет завершена в течение ближайших двух-трех недель, поскольку степень готовности в субъектах достаточно неплохая.

В заключение он сообщил, что первые 6 млн доз вакцины от гепатита В поступили в 54 субъекта Федерации, в связи с чем можно рассчитывать, что в апреле начнется работа по вакцинации соответствующих категорий населения. Кроме того, в субъекты начало поступать первое оборудование, в частности во Владимирскую область были отгружены первые четыре рентгеновских маммографа.

В ходе правительственного часа М.Ю. Зурабову депутатами было задано более 20 вопросов. Отвечая на вопрос, предполагается ли увеличение заработной платы узким специалистам, он сообщил, что “в отношении узких специалистов предполагается повысить тарифы на медуслуги, оказываемые специалистами в первичном звене, эта работа начнется со II квартала этого года”.

В рамках национального проекта на 2006 г. предусматривается выделить из федерального бюджета 2 млрд руб. и 1,9 млрд руб. из средств Фонда соцстрахования на диспансеризацию работающих граждан, занятых в бюджетной сфере, на производствах с особо вредными и опасными факторами.

В рамках диспансеризации предполагается выявить заболевания по следующим основным направлениям: сахарный диабет, туберкулез, сердечно-сосудистые и заболевания опорно-двигательного аппарата.

“Все ожидают очень больших результатов от национального проекта, и прежде всего это касается снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний”, — пояснил депутат Н.Ф. Герасименко. По мнению М.Ю. Зурабова, национальный проект в целом должен повлиять на объективные показатели, характеризующие состояние здоровья населения: прежде всего это детская и младенческая смертность, средняя продолжительность жизни. Что касается сердечно-сосудистых заболеваний, то удельный вес смертности по этой причине недопустимо велик, считает министр.

В последнее время увеличилось количество контрафактной продукции, однако, по словам М.Ю. Зурабова, это объясняется ростом ее выявляемости: “На сегодняшний день мы лучше представляем себе, как складывается ситуация на отечественном фармрынке и какой процент этого рынка занят контрафактной продукцией — как той, которая производится за пределами России, так и той, которая производится в нашей стране.

Могу вам со всей ответственностью заявить, что в рамках программ, которые реализуются в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004, контрафактной продукции нет. Контрафактная продукция обращается на других сегментах рынка”. В последнее время Росздравнадзором, органами МВД России проведен ряд серьезных операций по изъятию контрафактной продукции на миллионы долларов США. Имеется полная информация о том, кто ее производит и как. “Должен сказать, что качество контрафактной продукции неплохое”, — отметил министр. Она мало чем отличается от той продукции, которая производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии или обладающих авторским правом. Это, по мнению министра, безусловно вопиющие факты. Президент России дал жесткую установку Минэкономразвития России, МВД России, правоохранительным органам и Минздравсоцразвития России более активно работать по пресечению поставок и производства контрафактной продукции. Известно, что руководители ряда государственных предприятий оборонного комплекса были сняты с работы в связи с обнаружением фактов производства контрафакта.

Комментируя объемы финансирования программы ДЛО, М.Ю. Зурабов констатировал, что на 2006 г. запланирована меньшая сумма по сравнению с 2005 г. Вполовину сократилась и численность тех, кто в этом году воспользовался правом на получение льготных лекарств. Поэтому напряженность в смысле финансового обеспечения чуть более высокая, чем в прошлом году. В 2005 г. коэффициент обращаемости, т.е. частота посещений гражданами ЛПУ, была ниже, средняя стоимость рецепта — тоже ниже, но в 2006 г. есть уверенность, что обязательства в отношении выписки рецептов будут профинансированы на 100%.

В январе 2005 г. было выписано 2,2 млн рецептов, в декабре — 30 млн. Дело в том, что граждане запасались лекарствами на ближайшие полгода — именно те, кто написал заявление с просьбой о выходе из системы. В результате произошел гигантский скачок в расходах.

Отмечая важность и своевременность национального проекта в области здравоохранения, депутаты согласились с тем, что национальный проект “Здоровье” — наиболее проработанный среди приоритетных национальных проектов, хотя всех проблем, накопившихся в сфере здравоохранения, он решить не сможет.

Исходная статья: Фармацевтический вестник
Авторы:  Т. Лебедева