«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
02.05.2006

Национальный проект “Здоровье”: стратегия и перспективы

“На сегодняшний день здравоохранение в структуре приоритетов государства пока еще не вышло на тот уровень, который нам необходим”, — заявил зам. министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубов на пресс-конференции, состоявшейся в РИА “Новости” 4 апреля.

Основной задачей национального проекта “Здоровье”, констатировал В.И. Стародубов, является решение на федеральном уровне ряда проблем, стоящих перед муниципальными и субъектными учреждениями здравоохранения. В первую очередь усилия были акцентированы на первичном звене оказания медпомощи, которое является стержнем всех проблем, стоящих перед отраслью. Пациент, нуждающийся в медпомощи, прежде всего сталкивается с врачами первичного контакта, к которым относятся участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики либо семейные врачи. По словам В.И. Стародубова, действия по укреплению первичного звена предусматривали несколько направлений. Первое — стимулирование работы в первичном звене: так, выплата надбавки к зарплате врачей в размере 10 тыс. руб. и медсестер в размере 5 тыс. способствовала увеличению по сравнению с концом 2005 г. числа участковых врачей и медсестер.

Начало реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 в части дополнительного лекарственного обеспечения показало, что часть врачей не совсем подготовлена и не заинтересована в работе по выписке медикаментов в рамках программы ДЛО. И все же, считает В.И. Стародубов, программа сработала вполне удовлетворительно: “Если мы начинали с уровня выписки льготных рецептов в январе 2005 г. с 5-6 млн в месяц, то в декабре 2005 г. количество выписанных рецептов достигало 30 млн”.

Очень важный аспект — строительство высокотехнологичных медицинских центров. В.И. Стародубов подчеркнул, что это больницы высокого уровня, в которых должны будут тиражироваться уже отработанные наукой технологии. В 2006 г. планируется построить центры по направлениям: нейро- и кардиохирургия, травматология и ортопедия. Кроме того, предусмотрено в полтора раза повысить тарифы и значительно увеличить (до 101 тыс.) количество квот на оказание дорогостоящей медпомощи.

Комментируя роль и перспективы развития фондов медицинского и социального страхования, зам. министра отметил, что деятельность их во многом перекликается. Это позволяет подключать те или иные рычаги для решения различных задач. К примеру, фонд социального страхования подключен для решения вопросов санаторно-курортного обеспечения.

В то же время, на взгляд В.И. Стародубова, система фондов социального страхования должна быть единой в широком смысле слова, в нем могут функционировать разные направления: медицинское, социальное, пенсионное. Сейчас Минздравсоцразвития России координирует работу разных фондов, но в дальнейшем эти направления должны развиваться в составе единого фонда социального страхования. Государство при этом должно определиться, каких принципов социального партнерства оно будет придерживаться: будет ли это система, основанная на патерналистской модели, когда государство является гарантом выплаты всех социальных пособий и льгот, или это будет система социального страхования, ориентированная на гражданина, который будет в какой-то мере отвечать за себя (помимо государства). К примеру, за здравоохранение должно отвечать государство. Однако граждане нередко наносят такой ущерб своему здоровью, что никакому государству помочь им не под силу, т.к. расходы на медицинские технологии возрастают в разы. В связи с этим профилактическое направление, укрепление первичного звена здравоохранения является важнейшей задачей.

“Все наши действия, — сказал В.И. Стародубов, — направлены на обеспечение определенного уровня бесплатности медицинской помощи, гарантированной государством. Однако нас тревожит не столько возрастающий уровень платности медицинской помощи, сколько то, что эта платность становится неконтролируемой. В этой ситуации наши врачи оказались заложниками: государство декларировало бесплатную медицинскую помощь, а на деле не финансировало тот мандат, который им выдало”. Необходимо отработать механизм, считает В.И. Стародубов, в соответствии с которым будет ясно, какие виды бесплатной медпомощи государство гарантирует, а за что гражданин будет доплачивать сам. Это достаточно сложная в идеологическом плане работа, связанная с тем, насколько адекватно будут обеспечены затраты: будет ли это государственная система финансирования либо страховая модель. Поэтому на сегодняшний день здравоохранение в структуре приоритетов государства еще не вышло на тот уровень, который необходим. По словам В.И. Стародубова, в российском здравоохранении столько проблем, что потребуются не один-два, а больше национальных проектов.

Исходная статья: Фармацевтический вестник
Авторы:  Т. Борисова