«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.04.2006

Страстная неделя

На чем стоит пасхальная радость.

Православные верующие встретили Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Сегодня наступает последняя перед Пасхой, самая торжественная и трагическая в христианском понимании Страстная седмица. До сих пор главный православный праздник Воскресения Христова не является в России государственным, что не мешает властям активно его праздновать, а главным телеканалам страны - всю ночь транслировать богослужение.

Страстная - время самых проникновенных и трагических служб, которые никогда более не повторяются в году. Каждая служба воспроизводит в хронологической последовательности события последних дней земной жизни Христа, когда Спасителя предали, истязали, судили и распяли.

В эти дни евангельские чтения напоминают христианину о том, что именно завещал Иисус ученикам, как они отрекались от Него и как не верили.

Издавна те, кто по тем или иным причинам не постился, в это время наверстывали упущенное. В старину люди собирались вместе, чтобы сообща говеть и ходить в храм. С Великой среды прекращались всякая работа и учеба. Теперь такие подвиги под силу разве что монахам да деревенским жителям.

Расписание служб

В каждом храме вывешивается расписание служб Страстной седмицы - оно не всегда совпадает по времени с обычным распорядком повседневных богослужений.

В эти дни совершается обряд соборования, когда всех желающих семикратно помазуют маслом в знак оставления духовных немощей.

В Великую среду вечером совершается общая исповедь - для тех, кто считает своим долгом причаститься утром в Великий четверг (в этот день совершается воспоминание Тайной вечери Христа с 12 учениками).

В Великий четверг вечером читаются Двенадцать Евангелий - 12 отрывков из четырех евангельских текстов, повествующих о последних днях Иисуса Христа.

Поразительно, что в Вербное воскресенье, а также на соборовании, исповеди и причастии Страстной седмицы в храмах российских не протолкнуться, а на чтении Двенадцати Евангелий и службах выноса Плащаницы и погребении Плащаницы (когда вспоминаются собственно страдания, распятие, смерть и погребение Спасителя) храмы, наоборот, безлюдны.

Как и две тысячи лет назад, мало людей остаются с Христом униженным и распятым, но миллионы - с воскресшим и дарующим надежду на жизнь после смерти.

Хлопоты домашние

В Великий четверг принято убираться в доме перед Пасхой, мыть окна, готовить пасхальные кушанья.

Именно в этот день пекут или покупают куличи, готовят пасху, красят яйца, чтобы потом освятить их после литургии Великой субботы. Во дворах храмов ставят столы, где прихожане раскладывают свои пасхальные яства, а священник кропит их святой водой. По обычаю прихожане жертвуют часть снеди нищим, чтобы и тем было чем разговеться в утро Воскресения Христова.

Тщетные предостережения

Сегодняшний православный люд, который пока не удалось сосчитать ни церкви, ни социологам, ни властям, весьма вольно обращается с обычаями Страстной и Светлой седмицы.

Ежегодно клирики неустанно напоминают, что на Пасху не ездят на кладбища, для этого установлен специальный день - Радоница - на второй после Пасхи Фоминой неделе.

Однако по навязанной в советские времена неоязыческой традиции народ и в Великую субботу, и в Пасхальное воскресенье упорно устремляется на кладбища, где крошит голубям куличи и яйца, пьет водку и зажигает пасхальные свечи.

Так или иначе, путаница в обычаях остается, а Пасха по-прежнему не является государственным праздником.

Праздник праздников

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в конце 1990 года впервые обратился к властям с просьбой сделать Рождество и Великую пятницу выходными днями.

В 1993 году Борис Ельцин, с оглядкой на Запад, сделал Рождество праздничным днем (с 2001 года 7 января официально стал нерабочим днем). Пасха же таковым не является до сих пор, хотя во всех христианских странах - католических, протестантских и православных - нерабочими днями официально являются Великая пятница и Светлый понедельник.

Не вспомнили власти об этом российском календарном казусе и в 2004 году, когда началась кампания по введению нового "красного дня календаря" - невиданного доселе праздника Дня народного единства 4 ноября.

В результате "идеологической" перекройки российского календаря исчезло 7 ноября, появился праздник, совпадающий у православных с днем Казанской иконы Божией Матери, а самое главное торжество христианского мира - Воскресение Христово - праздником не считается, что не мешает чиновникам страны, четко улавливая дух времени, мелькать в пасхальных телерепортажах.

Победа над страстями в эфире

В последний раз Страстная неделя была омрачена скандалом на "околоцерковную" тему в 1997 году.

Тогда НТВ, руководимое Владимиром Гусинским, заранее объявило о готовящемся накануне Пасхи показе фильма "Последнее искушение Христа".

Не объяви об этом руководство телекомпании, мало кто из православных заметил бы.

Однако скандал разросся. Церковь выразила просьбу перенести показ, НТВ кричало об ущемлении свободы слова, газеты печатали карикатуры на Иисуса Христа, Деву Марию, апостолов и Марию Магдалину.

В итоге НТВ перенесло трансляцию и впоследствии получило рекордный рейтинг на первые 5 минут показа "Последнего искушения". Дальше аудитория заскучала и переключила кнопку.

С тех пор власти стараются избегать скандалов на Пасху. Телеканалы - Первый, Россия, ТВЦ и с 2003 года НТВ - транслируют пасхальное богослужение.

С 2003 года при поддержке фонда Андрея Первозванного, главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, полпредов президента и других чиновников в Россию из храма Воскресения в Иерусалиме в Великую субботу спецрейсом привозится Благодатный огонь.

Как молятся о схождении огня, как он возжигается, как его везут в лампадах - теперь обо всем этом обыватель узнает из телерепортажа НТВ.

Сами светские власти, олигархи и мастера культуры, за редким исключением, ожидают прибытия Благодатного огня вместе с президентом в главном храме страны - храме Христа Спасителя в Москве.

Таковым храм Христа стал в 2000 году (само здание Церкви не принадлежит, а находится в федеральной собственности). До того Патриарх служил в Богоявленском храме в Елохове, куда простой народ пускали, хотя и по пропускам, телекамер было мало, а чиновники приучались стоять среди народа, хотя креститься и христосоваться не умели.

Скорее верблюд в угольное ушко

Вовсе не с приходом Владимира Путина власть начала примерять благочестивые личины на Пасху. Не все шло гладко, но движение было поступательным.

Борис Ельцин, как и Владимир Жириновский, первыми публично причастились в 1997 году, не слишком уверенно осенив себя крестным знамением.

Кстати, Ельцин однажды на Пасху поздравил народ и с Рождеством Христовым. В 1998 году он на Пасху уехал в Токио, чем вызвал бурю в СМИ. Не меньшую уже Ельцин-пенсионер вызвал, когда на Пасху 2000 года появился в храме в Тропареве.

Владимир Путин в свой первый президентский год молился в родном Санкт-Петербурге, а в 2001-2005 годах - в храме Христа Спасителя. Он стал первым публичным политиком в России, который правильно крестится, знает, как вести себя в храме. В 2003 году, когда Патриарх по болезни не служил на Пасху, президент встречал Воскресение Христово в Душанбе.

Путин никогда не идет с крестным ходом - обычно он, как и часть прихожан, остается в храме. Правда, в храме Христа он отделен от олигархов и чиновников, а те - от народа, который стоит на улице.

Нищих здесь нет, так что элита не может подать милостыню и похристосоваться с униженными и оскорбленными наших дней. А ведь этой радости не были лишены даже цари.

А вот телезрители лишены права даже слышать президентский ответ Патриарху, когда происходит обмен пасхальными подарками. Во всем остальном, если не считать отсутствие Пасхи в реестре государственных праздников, у нас полная видимость симфонии властей. 


Исходная статья: Газета
Авторы:  Надежда Кеворкова