«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.04.2006

Организация лекарственного обеспечения сельского населения

Почти треть населения РФ (38,8 млн человек, или 27%) проживает в сельской местности, насчитывается более 130 тыс. сельских населенных пунктов с численностью около 1 тыс. человек. При этом, по данным Росстата, 22% сельчан — старше трудоспособного возраста. Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи сельскому населению является важнейшей задачей в условиях модернизации здравоохранения.

ЮРГЕЛЬ Николай Викторович,
руководитель регионального управления Росздравнадзора по Москве и Московской области

За последнее десятилетие система лекарственного обеспечения в России претерпела кардинальные изменения: бурно растет количество аптечных учреждений, сосредоточенных в основном в городах. Таким образом, лекарственное обеспечение сельских жителей (как населения в целом, так и отдельных наиболее социально уязвимых категорий граждан) улучшилось недостаточно. По данным исследований, проведенных в Сибири в 2004 г., уровень лекарственного обеспечения населения по льготным и бесплатным рецептам в 2 раза ниже, чем в городах. Мировая практика показывает, что не существует корреляции между плотностью аптечной сети в стране и уровнем обеспечения лекарственными средствами жителей удаленных районов.

Организация лекарственного обеспечения населения в сельской местности в силу ряда объективных факторов имеет свою специфику, характерную для различных регионов.

Наиболее актуальными проблемами лекарственного обеспечения населения в сельской местности являются: недостаточно развитая инфраструктура системы лекарственного обеспечения населения; значительная удаленность и труднодоступность населенных пунктов, отсутствие устойчивой связи; низкая укомплектованность кадрами, недостаточная квалификация специалистов, а также преобладание населения с низким уровнем доходов.

Следует отметить, что проблемы лекарственного обеспечения сельского населения имеют место во многих странах и решаются государством и муниципалитетами в той или иной степени в зависимости от социально-экономического развития страны. Как показало исследование зарубежной практики, в ряде стран накоплен определенный опыт подходов к решению этих проблем. Критериями оценки эффективности лекарственного обеспечения удаленных сельских районов, труднодоступных мест с низкой плотностью проживания населения могут быть:

* возможность врачей реализовывать медикаменты пациентам — это в какой-то степени решает проблемы при недостатке аптек и специалистов с фармобразованием. Так, на долю товарооборота, обеспечиваемого врачами, приходится от 1 (Бельгия, Ирландия) до 20% (Нидерланды). Товарооборот больничных аптек составляет от 10 (во Франции) до 30% (в Греции). В большинстве стран эта величина достигает 15%;
* возможность реализации ЛС и парафармацевтической продукции в магазинах, по почте; заказа ЛС по Интернету и пр.

В Великобритании около 4 тыс. врачей (около 12% общего числа врачей общей практики) имеют право по рецептам реализовывать лекарства своим пациентам. Из списка безрецептурных препаратов население может приобрести ЛС в специальных отделах магазинов и супермаркетах, в магазинах на автозаправках и т.д.

В Словении врачи общей практики имеют также право их реализовывать в населенных пунктах, расположенных более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы лекарств поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договоры.

В Финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные ЛС продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая ныне система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), обеспечивающих лекарствами, постепенно уменьшается за счет новых аптек.

В Дании проблема лекарственного обеспечения сельского района решается с помощью аптек-сателлитов и киосков в магазинах, разрешенных только в сельской местности, поскольку больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарств населению.

В Испании самые высокие показатели доступности аптечных услуг. Лекарства отпускаются только в аптеках. Количество аптек регулируется законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку.

В Канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью интернет-аптек, пользующихся популярностью, доставка лекарств осуществляется по почте.

В силу своей географической особенности в Австралии наиболее специфичный подход к решению этой проблемы: там нет особых различий между аптеками разных регионов, но существует серьезная диспропорция аптек сельской местности. Лекарственное обеспечение осуществляется через местных врачей общей практики, получающих разрешение на реализацию ЛС населению. Лекарства безрецептурного отпуска могут продаваться в супермаркетах, на автозаправочных станциях, но отсутствуют интернет-аптеки. Государством выделяются кредиты на открытие аптек в удаленных районах и покупку существующих, находящихся на грани банкротства. Кроме того, есть срочная служба, обеспечивающая замену фармацевта в течение 24 часов.

Таким образом, проблемы лекарственного обеспечения сельского населения решаются в основном с привлечением врачей, имеющих право реализовывать лекарственные препараты; почтовых офисов, осуществляющих доставку лекарств, и магазинов.

В период социально-экономических преобразований в нашей стране резко обозначились диспропорции между городом и селом в качестве и объемах оказываемой медицинской и лекарственной помощи.

Одним из решений проблем доступности лекарственной помощи является реализация Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 в части дополнительного лекарственного обеспечения.

В реализации системы ДЛО в сельской местности субъектов Федерации задействовано около 6 тыс. пунктов отпуска, из них более 2,5 тыс. — при ФАПах.

В малонаселенных труднодоступных районах с длительной сезонной изоляцией населения медработники ФАПов (фельдшеры, акушерки, медсестры) выполняют ряд не свойственных им функций, значительно расширяющих их обязанности, в т.ч. по вопросам обеспечения населения ЛС.

Одной из первостепенных задач повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению является организация дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарствами по рецептам врача (фельдшера).

С этой целью Минздравсоцразвития России рекомендует проведение следующих организационных мероприятий.

Органам управления здравоохранением субъектов РФ: при необходимости предоставить фельдшеру, самостоятельно принимающему больных, право назначать ЛС отдельным категориям граждан в системе ДЛО нормативным актом органа управления здравоохранением субъекта РФ; включить указанных фельдшеров ФАПов в “Справочник врачей и фельдшеров, имеющих право на выписку рецептов отдельным категориям граждан”, ведение которого осуществляется ТФОМС, в соответствии с утвержденным 07.07.2005 г. Минздравсоцразвития России “Регламентом создания, ведения и распространения справочников и классификаторов, используемых для информационного обеспечения мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению”.

ЛПУ обеспечивают в ФАПах (их структурных подразделениях) наличие основных нормативных правовых документов, регламентирующих организацию обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми ЛС.

В соответствии с утвержденным органом управления здравоохранением субъекта Федерации регламентом взаимодействия участников ДЛО аптечные учреждения и ЛПУ информируют ФАПы о наличии ЛС в аптечном учреждении, осуществляющем отпуск медикаментов отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера).

В момент замещения фельдшера ФАПа медсестрой рецепты выписывает врач ЛПУ (во время плановых выездов на ФАП, посещения пациентов на дому, приема в поликлинике ЛПУ). В случаях заболеваний, требующих долгосрочной поддерживающей терапии, выписка необходимых ЛС по решению врачебной комиссии ЛПУ может осуществляться на курс лечения индивидуально каждому больному.

В целях улучшения доступности лекарственной помощи гражданам сельской местности целесообразно в ФАПах организовать аптечные пункты продажи населению ЛС, ИМН, а также отпуска необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера) при наличии лицензии на осуществление фармдеятельности.

При отсутствии экономической целесообразности или наличии причин, препятствующих организации аптечных учреждений, помощь в реализации лекарств населению может оказывать фельдшер ФАПа на основании договорных отношений с аптечной организацией.

Доставка необходимых ЛС организуется аптекой, аптечным пунктом, ЛПУ, фельдшером или фарморганизацией, в т.ч. специально оборудованным автотранспортом (автоаптеками), на основании разрешения Росздравнадзора, которое выдается при предоставлении данных об оснащении автотранспорта и маршруте его передвижения.

В труднодоступные районы сельской местности, где отсутствуют ФАПы, а также аптечные учреждения, фарморганизации должны обеспечивать доставку необходимых лекарств.

Вопросы медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельского населения требуют доработки, изменений нормативно-правовых документов на основании изучения как советского, так и современного российского и международного опыта.

Исходная статья: "Фармацевтический вестник"