«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.03.2006

Требуются молодые и талантливые

За последние три года только в рамках Городской программы развития науки и технологий, государственными московскими вузами выполнено более 300 разработок на сумму более 100 миллионов рублей. В конкурсах научно-технических проектов и грантов Москвы участвуют почти две трети вузов Московского региона и среди них: МГУ имени М.В. Ломоносова, МГТУ имени Н.Э Баумана, МИФИ, МИИТ, МАТИ имени К.Э. Циолковского и др. И не просто участвуют, но и становятся победителями.

Московское правительство всё большее внимание обращает на вузовскую науку. И это не случайно: в столице растётчисло высших учебных заведений. Численность аспирантов вузов Москвы составляет почти треть от всех аспирантов России.

Из бюджета столицы ежегодно выделяются средства на содержание и обновление материально-технической части вузов, а также на гранты, премии, стипендии и т. п. Например, в прошлом году в целях поддержки молодых учёных Правительство Москвы присудило премии двадцати лучшим работам, и 26 молодых учёных, среди которых были и студенты, стали лауреатами этой премии.

Другим видом поддержки, более соответствующей нынешним рыночным отношениям, является выполнение вузами городского заказа на научные исследования и разработки в интересах городского хозяйства. Это и разработка альтернативных видов топлива; создание новых видов транспорта и модернизация уже существующих образцов; разработка комплексных физико-химических методов очистки сточных води подготовки питьевой воды методом озонирования и фотодинамики и т. д.

Говоря о вузовской науке, нельзя забывать о её особенностях. Конкретно, о её «встроенности» в систему учебного процесса. На практике это выглядит так: только преподаватель, активно участвующий в научных исследованиях и тем самым постояннообновляющий свой багаж знаний, может обучать студентов действительно на современном уровне.

В то же время, студент, обучающийся на самом передовом оборудовании и знающий реальные проблемы предприятий, после окончания вуза безболезненно включается в работу. В противном случае предприятие вынуждено будет тратить значительные ресурсы на «доучивание» молодого специалиста, а неуверенность молодого специалиста в своих силах на первых порах может стоить ему карьеры.

Сегодня Правительство России ориентирует экономику на инновационный путь развития и, на этой основе, — на удвоение совокупного валового продукта в ближайшие десять лет.

Естественно, многое ожидается в этом плане от высшей школы, так как пока она, к сожалению, еще не занимает должного места в инновационной политике страны, не занимает такого места, как технические университеты в западных странах, которые являются центрами новых технологий и производств. Хотя реальные подвижки наблюдаются и в этом направлении: в некоторых вузах появляются технопарки, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, малые предприятия. К примеру, в МГУ. Это первый в России технопарк, созданный на базе Университета. Сегодня в нём работает более 40 крупных коллективов и около двух тысяч специалистов.

Говоря о науке, нельзя забывать и о таком аспекте: необходимые затраты на качественное обучение одного студента на уровне передовых государств по разным оценкам должно составлять около 5-8 тысяч долларов ежегодно. Бюджетное финансирование государственных вузов в среднем по стране — около 900 долларов. И вузам приходится за счёт хозяйственной деятельности, прежде всего, за счёт работы вузовских научных коллективов изыскивать недостающие средства на обучение студента, на оплату труда профессорско-преподавательского состава.

Сегодня можно смело утверждать, что идеи интеграции образования и науки стали доминирующими в целом ряде вузов Москвы. Причём, прикладная наука, по аналогии с западными университетами, концентрируется вокруг технических вузов столицы. Так, на базе «Станкина» создан Институт конструкторско-технологической информатики. Университетский центр обучения специалистов предприятий и коммерческих структур обеспечивает более тесные связи с предприятиями станкостроительной отрасли города. По существу, «Станкин» становится научно-образовательным университетом.

Вопросом использования на автомобильном транспорте диметилового эфира в качестве моторного топлива и хладоагента в качестве экологически чистого топлива для городского автомобильного транспорта заняты ведущие институты столицы. В этих работах активно принимает участие вузовская наука, в первую очередь МГТУ имени Н.Э. Баумана. На столичных магистралях появились автомобили «Бычок», работающие на этом топливе. Применение диметилового эфира в качестве моторного топлива на транспорте позволит уменьшить экологический ущерб городу в три-четыре раза.

Развитые страны стремятся делать технику как можно миниатюрной, ностольже надежной и долговечной, как и обычная, полноразмерная. А всё это — нанотехнологии. Учёные Московского института стали сплава за тридцать лет разработали и внедрили в производство различные виды наноматериалов с уникальными эксплуатационными характеристиками. А за освоение нанопорошков для приборостро ения группа ученых института совместно с коллегами из других организаций удостоились Государственной Премии.

Среди вузов, в которых хорошо поставлена научная работа, не затерялся и МИИТ, которому поручены вопросы экологии мегаполиса и транспорта московского региона. К тому же на базе Московского госуниверситета путей сообщения создан Городской межвузовский Экспоцентр, который даёт возможность более полно использовать интеллектуальный потенциал, накопленный вузами, что позволяет студентам и молодым учёным знакомиться с результатами наукоёмкой промышленной деятельности города, помогает определиться с направлением своей профессиональной ориентации.

В Московском государственном университете путей сообщения есть Положение о научно-исследовательской работе студентов, в котором по всем существующим в стране законам и рекомендациям предписано, как эту работу вести. Вести во всё время учебы в университете, так как научно-исследовательская работа студентов — составная часть учебного процесса.

Сказано, как и когда это делать: включать НИРС вучебные планы, в учебные занятия и задания изучаемых дисциплин, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, занятия сверх учебного плана. Наконец, вовлекая студентов в научно-исследовательские, конструкторско-технологические, проектные, экономические, юридические и иные творческие объединения, а творчески активных студентов включать в специальные группы повышенной теоретической подготовки, готовя тем самым будущую научную и профессорско-преподавательскую элиту.

И всё это не просто так, а поощряя усилия студентов гра мотами, дипломами, присвоением лауреатского звания, засчитывая результаты работ в качестве лабораторных, курсовых, зачетов и даже экзаменов. А наиболее отличившихся рекомендовать для обучения и стажировки за рубежом, в магистратуре и аспирантуре, назначая им университетские стипендии и выдвигая на соискание государственных стипендий, грантов и т. д.

По итогам прошлого года, участвуя в различных состязательных научных мероприятиях по НИРС, МИИТ занимал видные позиции как среди транспортных вузов, так и среди московских. Реальными стали связи университета с вузами Германии, Франции, Украины, стран Балтии. Сегодня система НИРС университета стала настоящим «подготовительным отделением» аспирантуры. Талантливые студенты — участники СНО, СКБ, других творческих объединений, как правило, продолжают своё дальнейшее образование в качестве стажеров и аспирантов МИИТа. В прошлом году при кафедрах и научных подразделениях функционировало 54 СНО, СКБ, других объединений.

Ежегодным смотром университетской науки является научно-практическая конференция «Наука — транспорту». Последняя прошла в конце апреля прошлого года. В ней участвовали свыше 1 500 студентов, преподавателей, научных сотрудников. Заслушано около 400 докладов. Тезисы лучших из них рекомендованы к публикации в сборнике научных трудов университета, выход которого ожидается на днях.

О работе научных студенческих объединений можно судить, к примеру, по работе СКБ, работающего при Объединенном научно-исследовательском и испытательном центре «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта», который и вырос в свое время именно из СКБ при кафедре «Геодезия» в 1972 году. Бессменные руководители СКБ — профессора Станислав Матвеев, Григорий Бронштейн, Урал Ниязгулов, доцент Мария Садакова и др. В СКБ активно участвовали бывшие студенты, ныне— видные руководители отрасли — вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Сазонов, начальники нескольких железных дорог России.

СКБ — один из ведущих молодёжных творческих коллективов страны. Подтверждение тому — награды Всероссийской выставки Научно-технического творчества молодежи (диплом и золотая медаль «За лучшую техническую разработку») в 2004 году. На «НТММ - 2005», впервые прошедшей под патронажем ЮНЕСКО, научные разработки студентов и аспирантов Центра, в частности, цифровой железнодорожные видеоизмерительный комплекс, с помощью которого можно точно определять положение объектов вдоль железнодорожного полотна, очень заинтересовал деловых людей, посетивших выставку.

Аспиранты Дмитрий Манойло и Андрей Матвеев, докторант Максим Железнов выступали с докладами на Международной конференции «Information in Science», их доклады опубликованы в специальном сборнике; получен патент на изобретение «Способ контроля геометрии железнодорожного пути», а также сертификат соответствия на опорную геодезическую сеть и высокоточную цифровую.

На «НТММ - 2005» не ударили в грязь лицом и другие участники выставки от МИИТа. Многих пользователей сотовой связи заинтересовала программа «WML-Editor», позволяющая быстро создавать аналоги Интернет-страниц для мобильных телефонов. Ее автор — студент 3 курса Института систем управления, телекоммуникаций и электрификации МИИТа Дмитрий Тарасов.

Выпускница 2005 года этого же института Екатерина Балакина представляла на выставке проект «Центра ситуационного управления для московского метрополитена». Система дает возможность диспетчеру знать всё, что происходит на линиях, что в наше неспокойное время очень важно. Работа выполнялась по заказу Московского метрополитена, прошла апробацию на тренажере поездного диспетчера. Есть надежда, что она окажется полезной для работы московской подземки. Екатерина Балакина за свою работу удостоена медали выставки. Такой же награды удостоены Максим Железнов и Кирилл Бугаев.

Интересна и полезна для Москвы разработка аспирантки кафедры «Инженерная экология» Анны Матешевой. Её численная модель прогноза воздействия загрязнения атмосферы автотранспортом и промышленными предприятиями позволяет принимать необходимые управленческие решения по мерам оздоровления городского воздуха.

«За большую работу в деле развития и поддержки научно-технического творчества молодежи» Университет награжден Дипломом ВВЦ.

В открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов России участие миитовцев отмечено медалью и четырьмя дипломами Министерства образования и науки.

Настоящий научный подвиг совершили учёные и студенты МИИТа прошедшим летом — была организована и реализована масштабная научно-исследовательская экспедиция на так называемую «Мёртвую дорогу», транспортную магистраль Салехард— Игарка, которую строили заключенные ГУЛАГа в 1948-1953 годах. Входе экспедиции были выполнены натурные обследования отдельных объектов Полярной железной дороги, проведена их видеосъёмка. Сейчас результаты экспедиции обрабатываются, а путевые заметки её участников публикуетуниверситетская газета «Инженер транспорта».

Конечно же, от московской науки и, конкретно, от вузовской все ждут большей отдачи, чем это было до сих пор. Ожидания вполне обоснованны, ведь в России трудится 12 процентов учёных мира и половина из них — в Москве. Только интеллектуальная собственность России, по оценкам западных специалистов, составляет около 300 миллиардов долларов — есть что реализовывать!

«Мы уверены, что наука может создавать прорывные технологии. Пространство России уникально по возможностям генерации свежих идей. И, чтобы стабилизировать экономику страны, нужно настраиваться не на механический, объемный прирост продукции в реальном секторе экономики, а на политику новых технологических решений. Только в этом случае Россия сможет уверенно встать на один уровень с развитыми странами цивилизованного мира», — выразил эти ожидания в одном из своих выступлений мэр столицы Юрий Михайлович Лужков. И с этими словами трудно не согласиться.

Профессор Борис ЛЁВИН, председатель комиссии по науке Совета ректоров Москвы и Московской области, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

Авторы:  Профессор Борис Левин, председатель комиссии по науке Совета ректоров Москвы и Московской области, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)