«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.03.2006

Курсом социального партнерства

14 февраля 2006 года в Федеральном агентстве по образованию под председательством руководителя агентства Григория Балы-хина состоялось расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы Рособразования в 2005 году и задачам на 2006 год.

В заседании коллегии приняли участие представители Минобр-науки России и Рособрнадзора, других федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, научных и общественных организаций, руководители подведомственных Рособразованию образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

В ходе заседания коллегии обсуждались итоги 2005 года, была дана оценка результатов проделанной работы, определены первоочередные задачи, стоящие перед Рособразованием в 2006 году, состоялся обмен мнениями по многим актуальным, требующим незамедлительного решения вопросам.

В докладе руководителя Рособразования Григория Балыхина был отмечен устойчивый рост уровня образования населения России. В настоящее время высшее профессиональное образование имеют порядка 190 человек из тысячи, а к 2008 году эта цифра вырастет до 200. Продолжает сохраняться конкурс при поступлении высшие и средние профессиональные учебные заведения.

В 2005 году контрольные цифры приема в 250 подведомственных Рособразованию учреждений начального, 897 — среднего и 341 — высшего профессионального образования выполнены в полном объёме и составили на все формы обучения соответственно 69,1 тысячи человек, 258,5 тысячи человек и 457,8 тысячи человек.

На протяжении последних лет, по 2004 год включительно, сохранялась тенденция ежегодного увеличения, хотя и незначительного по объёму, контрольных цифр приёма в учреждения профессионального образования. С 2005 года начался процесс постепенного сокращения приёма, что связано в первую очередь со складывающейся в России демографической ситуацией, а также оптимизацией перечня специальностей и направлений подготовки.

Так, в 2005 году выпуск из девятых классов общеобразовательных учреждений сократился по сравнению с 2004 годом на 12,3 процента, выпуск из одиннадцатых классов сократился на 4 процента. В 2010 году выпуск сократится соответственно на 35 процентов и на 42,2 процента. В связи с этим, на 2005/2006 учебный год контрольные цифры приёма по подведомственным агентству учреждениям были сокращены на очную форму обучения на 1,2 процента, на очно-заочную и заочную — на 9,3 процента. Проектом контрольных цифр приема на 2006/2007 учебный год предусматривается сокращение контрольных цифр приёма в целом на 10,9 процента.

По состоянию на начало 2005/2006 учебного года в подведомственных Рособразованию учебных заведениях трудятся около 300 тысяч преподавателей, в том числе в вузах — 223,2 тысячи человек, 11 процентов из которых имеют учёные степени доктора и 48 процентов — кандидата наук.

Подготовка кадров высшей квалификации в 2005 году проводилась в 329 аспирантурах с общей численностью аспирантов 84 тысячи человек и 240 докторантурах с общей численностью докторантов 3,1 тысячи человек. Наметилась тенденция постепенного снижения среднего возраста профессорско-преподавательского состава подведомственных образовательных учреждений, что в известной степени связано с повышением эффективности работы аспирантур и докторантур, иллюстрацией которого могут служить следующие данные об окончании обучения с защитой диссертации в срок подготовки: 34,9 процента от фактического выпуска аспирантов (для сравнения, этот показатель в 2004 году — 32,8 процента, в 2003 году — 26,5 процента) и 34 процента от общего выпуска докторантов (в 2004 году — 30,9 процента, в 2003 году — 26,5 процента).

В 2005 году в системе образования прошли повышение квалификации более 60 тысячи преподавателей, специалистов и учителей, причём 4 тысячи преподавателей вузов смогли осуществить повышение квалификации за счёт дополнительно выделенных средств федерального бюджета в объёме 125 миллиона рублей.

Рособразование тесно сотрудничает с Рособрнадзором по вопросу усиления контроля за качеством образовательных услуг, предоставляемых подведомственными учебными заведениями. В 2005 году были проведены проверки выполнения государственного образовательного стандарта, лицензионных требований и нормативов в вузах Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей. Результаты проверки послужили основанием для ликвидации ряда филиалов вузов, приостановления действия лицензий, а отдельные вузы получили предупреждения, которые впоследствии, в случае неисправления выявленных недостатков, могут послужить основанием для лишения их государственной аккредитации в целом или по отдельным образовательным программам.

Большое внимание Рособразование уделяет кадровой работе с руководителями подведомственных высших учебных заведений, в особенности, контролю за процедурами избрания ректоров, разработкой и утверждением штатного расписания административных подразделений вузов.

Практически не меняется ситуация, касающаяся нерациональности структуры управления вузами, количество проректоров в которых достигает 10-12 человек при том, что многие крупные и авторитетные вузы обходятся 4-5. Всего же в настоящее время насчитывается 76 различных наименований проректорских должностей, что также нельзя признать нормальным явлением.

За истекший год проявилась устойчивая тенденция омоложения ректорского корпуса, активизировалась работа по подготовке кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности в вузах. Если год назад более 50 процентов ректоров были старше 60 лет, то сейчас их доля составляет 37,8 процента. Обновление ректорского корпуса идет прежде всего за счёт избрания коллективами вузов 40-50-летних руководителей, имеющих опыт работы проректорами, деканами, заведующими кафедрами.

При этом для максимально эффективного использования опыта ректоров, много лет возглавлявших крупнейшие вузы, но срок полномочий которых истёк из-за возрастных критериев, будет иметь законодательное закрепление института президентства в высшей школе, положительно зарекомендовавшего себя в ряде вузов, но не имеющего пока официального правового статуса, над чем в настоящее время ведется соответствующая работа.

Продолжился процесс оптимизации сети подведомственных Рособразованию учреждений профессионального образования, на правленный на совершенствование управления профессиональным образованием, приведение в соответствие подготовки кадров к реальным потребностям федерального, региональных и местных рынков труда, достижение наибольшей эффективности работы всей системы. В 2005 году осуществлен комплекс мероприятий по передаче в ведение 79 субъектов Российской Федерации 2536 учреждений НПО и 191 учреждения СПО, с принадлежащими им имущественно-земельными комплексами. Одновременно с этим проводилась работа по передаче из других министерств и ведомств в ведение Рособразования 453 учреждений, в том числе одного учреждения НПО, 438 учреждений СПО, шести вузов и восьми учреждений ДПО.

Сформированная в настоящее время сеть подведомственных Ро-собразованию учреждений образования включает 1 714 учреждений и организаций, в том числе 341 высшее учебное заведение, 893 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 251 учреждение начального профессионального образования, 41 учреждение дополнительного образования, 107 научно-исследовательских организаций, 81 федеральное государственное унитарное предприятие. Таким образом, в Рособразовании на сегодняшний день сконцентрировано 77 процентов федеральных образовательных учреждений, в которых работают 68 процентов профессоров, доцентов и преподавателей и учатся около 70 процентов обучающихся от общего количества всех работающих и обучающихся федерального сегмента системы профессионального образования.

В рамках организации работы по подготовке высокопрофессиональных кадров для зарубежных стран как важной составной части российского экспорта образовательных услуг в 2005 году было обеспечено обучение в российских вузах за счёт средств федерального бюджета свыше 40 тысяч иностранных граждан более чем из 150 государств мира. Численность студентов только из стран СНГ, обучающихся на бюджетной основе, составила 24 тысячи человек.
На развитие образования начиная с 2004 года ежегодно направляется из всех источников финансирования свыше триллиона рублей, что позволило довести долю совокупных расходов на образование в 2005 году до 5,4 процента от ВВП и приблизить Россию к уровню, достигнутому в среднем по странам ОЭСР.

Бюджет Рособразования в 2005 году выполнен агентством в полном объёме и строго в соответствии сутвержденной структурой расходов. Определённые трудности в исполнении бюджета истекшего года были связаны с введением новой бюджетной классификации Российской Федерации, принципиально отличающейся от прежней, но эта проблема была решена совместными усилиями с Минобрна-уки России, Минфином России, ЦК профсоюза работников народного образования и науки. Также с 2005 года по системе Рособразования успешно и своевременно внедрена в действие новая Инструкция по бюджетному учету, главным отличительным признаком которой является единый План счетов бюджетного учета для всего сектора государственного управления с интегрированной в него бюджетной классификацией.

В истекшем году продолжилась разработка отраслевой системы оплаты труда и подходов к нормативно-подушевому финансированию, началась практическая отработка этих механизмов на уровне субъектов Российской Федерации в системе общего образования. Эту проблему необходимо решить и в системе профессионального образования.
В 2005 году Рособразование являлось государственным заказчиком по 16 программам в сфере образования и молодёжной политики.

В рамках 8 федеральных целевых и одной государственной программы в сфере образования и молодёжной политики в 2005 году было заключено и реализовано 599 государственных контрактов на сумму более 4,2 миллиарда рублей (не считая инвестиций).

На реализацию всех мероприятий и проектов только одной Федеральной программы развития образования было выделено из средств федерального бюджета более 4,4 миллиарда рублей, в том числе на капитальные вложения — свыше 2,6 миллиарда рублей.

Объём финансирования федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» в 2005 году составил свыше двух миллиардов рублей, а реализация её мероприятий позволила поднять техническую обеспе ченность российских школ до уровня — один компьютер на 50 учащихся. Только за счёт средств федерального бюджета в рамках ФЦП РЕОИС для городских и поселковых школ поставлено 19,1 тысячи компьютеров для учеников и 1,9 тысячи компьютеров для учителей, другая оргтехника и комплектующие на общую сумму 459 миллиона рублей.

В 2005 году в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) деятельность Рособразования осуществлялась по 14 федеральным целевым программам и непрограммной части с общей инвестиционной составляющей в объёме более 8 миллиардов рублей. Общая площадь 502 строящихся в настоящее время объектов сферы образования превышает 2 миллиона квадратных метров. Основные результаты данной работы в 2005 году: выполнены строительно-монтажные работы на сумму более 11,7 миллиардов рублей в том числе за счёт средств федерального бюджета — 8,6 миллиардов рублей; введено в эксплуатацию 75 объектов общей площадью 305,1 тысячи квадратных метров, в том числе 10 объектов в Чеченской Республике, две общеобразовательные школы на 600 учащихся каждая и два детских сада в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания; увеличен норматив обеспеченности обучающихся с 9 до 11 метров учебно-лабораторных площадей на одного студента; введено в эксплуатацию 21,3 тысячи квадратных метров площадей общежитий и жилых домов, что позволило обеспечить жильем около 2 000 иногородних студентов, свыше 500 семей профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и работников образовательных учреждений.

До 2006 года Рособразование выступало в качестве государственного заказчика подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище». Общий объём финансирования подпрограммы составил в 2005 году 16,66 миллиарда рублей, из которых на долю федерального бюджета приходится 1,05 миллиарда рублей. Остальное — это деньги субъектов Российской Федерации, средства предприятий и других внебюджетных источников. В рамках подпрограммы улучшили свои жилищные условия более 54 тысяч молодых семей, что значительно превышает намеченные на 2005 год показатели.

В 2005 году Рособразование выступило разработчиком Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, созданной на основе интеграции ФПРО и ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 годы)», и федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)». Общий объём финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 5 лет составит 61,9 миллиарда рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета — 45,3 миллиарда рублей. На финансирование федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)» предусмотрено в общей сложности 1,3 миллиарда рублей.
Также Минобрнауки России совместно с Рособразованием разработали проект концепции федеральной целевой программы «Молодёжь России» на 2006-2010 годы. Однако его рассмотрение отложено до принятия Стратегии государственной молодёжной политики Российской Федерации, проект которой будет обсуждаться в апреле 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации. Основным принципом Стратегии является переход от пассивно ориентированной поддержки к активному стимулированию процессов инновационной активности молодёжи за счёт инвестиций в становление социально успешной личности.

Основой деятельности Рособразования в 2006 году станет работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование», которая рассматривается в комплексе с выполнением плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), текущей и перспективной деятельностью Рособразования по дальнейшей модернизации системы образования.

Работа по реализации национального проекта идёт строго в соответствии с сетевым графиком, утверждённым Министерством. В агентстве создан и действует штаб по реализации национального проекта.

Приоритетная государственная поддержка лидеров образования будет осуществляться путем стимулирования не менее 30 вузов и 6 тысяч школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, поддержки талантливой молодёжи, представители которой получат 5 тысяч грантов, и поощрения двадцати тысяч лучших учителей.

Одной из основных задач проекта должно стать централизованное подключение 100 процентов общеобразовательных учреждений к сети Интернет, а также — при условии дополнительного финансирования в объёме 4,1 миллиарда рублей — дооснащение учреждений образования компьютерным оборудованием, что позволит достичь среднего уровня оснащенности не более 35 учеников на один компьютер и приблизить Россию к мировым лидерам в области информатизации образования.

Подготовлено и находится на рассмотрении постановление Правительства по созданию новых университетских центров межрегионального развития на базе действующих вузов в Южном и Сибирском округах. Параллельно завершается подготовка необходимых правительственных документов по созданию в Санкт-Петербурге и московском регионе двух современных бизнес-школ.

Рособразование заключило соглашения с большинством регионов по реализации подпроекта, предусматривающего установление дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство. Уже перечислены средства, необходимые для реализации подпроекта в I квартале текущего года, начаты выплаты вознаграждения учителям.

Большая совместная работа с органами управления образованием регионов намечается по реализации принятых по инициативе депутатов Государственной Думы фракции «Единая России» подпро-ектов «Сельский школьный автобус», осуществляемому на условиях софинансирования с объёмом ассигнований из федерального бюджета 1 миллиард рублей, а также «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием», в рамках которого предстоит поставить для учебных кабинетов сельских школ на сумму 2,3 миллиарда рублей учебное и учебно-наглядное оборудование, при этом объём средств, направляемых в одно образовательное учреждение, составит до 450 тысяч рублей.

Бюджет Рособразования на 2006 год был сформирован с учетом принимаемых в ведение агентства образовательных учреждений из других министерств и ведомств. В целом же с учетом средств, выделенных на национальный проект, он вырос по сравнению с 2005 годом на 47 процентов и составил 132 миллиарда рублей.

В 2006 году существенно возрастут расходы на капремонт и на оборудование, расходы, связанные с введением в строй новых объектов и на пополнение библиотечных фондов, по целому ряду других статей бюджетных расходов.Впервые предусмотрены расходы на оплату проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, и на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпус-калицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Значительно увеличен бюджет Рособразования за счёт роста фонда заработной платы и стипендиального фонда.
Предусмотрено 1,7 миллиарда рублей на повышение с 1 ноября 2006 года надбавок за учёную степень профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам вузов и НИИ: докторам наук с 1,5 до 7 тысячи рублей, у кандидатам наук — с 900 рублей до трёх тысяч рублей.

Среди проблемных вопросов финансирования деятельности подведомственных образовательных учреждений остаются практически полное отсутствие выделения целевых средств на расходы по услугам связи, транспортным услугам и командировочным расходам. Также недостаточно средств на обеспечение проведения производственной практики.

Чтобы решить вопрос о финансировании из федерального бюджета санаторно-курортного лечения и отдыха студентов, необходимо внесение соответствующих изменений в статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Сложным и до конца не решённым вопросом является изыскание средств и определение порядка уплаты подведомственными учреждениями земельного налога и налога на имущество. На эти цели Ро-собразованию необходимо выделить подведомственным учреждениям 8 миллиардов рублей компенсации. Учреждениям, не представившим необходимые документы в Рособразование, эти налоги придется платить за счёт внебюджетных средств, а при их отсутствии — за счёт уменьшения их бюджетных средств.

На проведение мероприятий по 13 федеральным целевым программам, госзаказчиком или соисполнителем которых является Рособразование, предусмотрено в 2006 году почти 13 миллиарда рублей, что на 8,9 процентов больше, чем в 2005 году.

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2006 год предусмотрен лимит государственных капитальных вложений свыше 10 миллиардов рублей. Кроме того, Федеральной целевой программой развития образования с текущего года впервые планируется строительство студенческих общежитий вузов, что не только улучшит обеспечение иногородних студентов жилой площадью, но и снизит социальную напряженность, обусловленную значительной дифференциацией в имущественном положении молодых людей.

Несмотря на окончание в 2005 году федеральной целевой программы «Молодёжь России», в 2006 году будет осуществлено финансирование в размере 120 млн. рублей перечня основных мероприятий, направленных на реализацию государственной молодёжной политики, отработку механизмов инновационных подходов к организации работы с молодёжью.

Рособразование должно обеспечить организационно-методическое сопровождение разработки проекта федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 и последующие годы.
Необходимо разработать предложения по созданию федерально-региональной системы мониторинга хода реализации ФЦП в области образовании и молодёжной политики, системы индикаторов и показателей изменений в образовании и мониторинга их достижения.

Будут организованы: работа по анализу потребностей в специальностях, по которым осуществляется подготовка кадров, с учётом спроса на специалистов и демографической ситуации в конкретном регионе; разработка и реализация перспективных планов повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава с учётом всё возрастающих требований куров-ню теоретической и методической подготовки.

Особое внимание в 2006 году также будет уделяться совершенствованию кадровой работы с руководителями подведомственных образовательных учреждений, втом числе мерам по «омоложению» директорского корпуса учреждений среднего профессионального образования, в котором в настоящее время около 1/3 составляют руководители в возрасте старше 60 лет.

Определяющим в деятельности по реформированию подведомственной сети является интеграция образовательных учреждений и организаций, ядром которой в большинстве случаев будут выступать высшие учебные заведения, и создание на этой базе университетских комплексов. Перспективной является модель создания учебно-научно-производственных комплексов, в состав которыхвключаются промышленные предприятия и научно-исследовательские учреждения.

Остро стоит проблема с оптимизацией разветвленной сети филиалов вузов. На сегодняшний день их насчитывается 911, в том числе 309 филиалов московских вузов и 73 филиала санкт-петербургских. При этом около 40 процентов всех филиалов расположены в крупных городах, которые имеют свои вузы, ведущие подготовку специалистов по тем же специальностям.

Продолжится процесс передачи учреждений СПО и НПО в ведение регионов. На федеральном уровне при этом необходимо сохранять учреждения начального и среднего профессионального образования, которые, являются базовыми для подготовки кадров по экономикообразующим отраслям, являются учебно-методическими центрами и экспериментальными площадками для разработки и апробации нового содержания образования. При этом возможно создание интегрированных многоуровневых учреждений начального и среднего профессионального образования. Часть образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования с учетом их профильности будет интегрирована в структуру вузов.

Серьёзного решения требует проблема приведения в соответствие нормативной базы в связи с передачей в ведение Рособразования 223 учреждений среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, в постоянном (бессрочном) пользовании которых находятся 320 тысячи гектаров земли, необходимой им для успешного осуществления образовательной деятельности.

В настоящее время ведется работа по созданию Межведомственного совета по делам иностранных учащихся, который наряду с вопросами интернационального воспитания молодёжи, призван вместе с правоохранительными органами координировать и вопросы обеспечения безопасности иностранных учащихся в России.

В число основных мероприятий Плана по проведению в 2006 году Года России в Китае, ответственность за реализацию мероприятий которого в гуманитарной сфере возложена на Рособразование, включены форум ректоров ведущих университетов России и Китая, выставка образовательных услуг российских вузов «Российские университеты в третьем тысячелетии», российско-китайский фестиваль студенческой молодёжи, а также конкурс среди китайских учащихся на лучшее знание русского языка.

Выступавшие ректоры Владимир Васильев, Людмила Вербицкая, Александр Белоконь, высоко оценив конструктивную работу Рособразования и его руководителя Григория Балыхина в 2005 году, вместе с тем отметили, что совместными усилиями надо решать проблемы воспитания студенчества, снижения негативного влияния СМИ на формирование личности, искажение русского языка, укрепления здорового образа жизни. Ректоров весьма беспокоит ход развития вузовской науки, возможное введение налогов на землю и имущество, вопросы укрепления учебно-материальной базы, строительства общежитий. И, конечно, зарплата профессорско-преподавательского состава, которая должна быть увеличена в разы. Все эти и другие вопросы должны быть обсуждены на Госсовете, который запланирован на 24 марта сего года.

Почти в самом конце коллегии Рособразования выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что с 2000 года, когда началось системное возвращение государства в образование, многое удалось сделать. Вместе с тем, по его словам, проблемы растут. Грядущий демографический спад их усугубит ещё более. Поэтому необходима реструктуризация образовательной сети. К оценке работы учреждений профессионального образования необходимо привлекать работодателей.

В заключение министр поблагодарил Рособразование за хорошую работу и высказал надежду, что втекущем годуудастся решить многие острые вопросы. Какие проблемы, в каком порядке и как нужно решать? У собравшихся, естественно, были разные ответы. Но в одном все были едины: курс на социальное партнёрство, выбранный руководством Рособразования, приведёт к существенному успеху.

Авторы:  Подготовил Андрей Борисов