«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.03.2006

Модернизация или развитие

Юрист Виталий Стефанович Четвериков имеет более чем 30-летний опыт педагогической работы в должностях от преподавателя до профессора в системе вузов МВД СССР и России, по совместительству читал лекции в разное время в МГУ, МГИМО, МГИУ, МГОУи МГСУ. Академик международной академии информатизации при ООН, имеет около 200 научных работ, из них 52 учебных пособия. В 2005 году им опубликовано 5 учебников и учебных пособий, из них два с грифом Минобрнауки России.

Виталий Стефанович, то, что образование в России стало хуже, признаёт и руководство Минобрнауки России. Но перед нами сейчас стоит проблема реализации программы модернизации системы образования. Как Вы считаете, в чём здесь основная сложность.

Термин «модернизация» в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова понимается, как сделать что-то, отвечающее современным требованиям, но они могут не соответствовать интересам большинства наших граждан и государствав целом. Иное смысловое значение имеет термин «развитие» образования, который указан в названии Федерального закона принятого от 10 апреля 2000 года № 51 -ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» на 2000-2005 годы означает, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. По существу главная цель развития образования не утратить старое качество и приобрести новое качество. Неслучайно Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 года обратил внимание на то, что «Задачи по модернизации образования должны решаться, но решаться предельно аккуратно», учитывая не однозначность термина «модернизация».

Особое значение имеет научное обоснование главной цели развития образования, которая формулируется на основании выявления и осмысления актуальных проблем, которые перечислены в законе (заметим при этом, что проблемы по природе имеют больше объективный характер, а цели формулируются субъективно с учетом знаний, условий и факторов влияния).

Острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике (как результат радикальной смены собственников, закрепление принципов либерализации в экономике и как следствие оплата труда в бюджет ной сфере, в том числе и преподавателей государственных вузов стала 10-17 раз ниже официальной оплаты соответствующего уровня специалистов в частном секторе экономики. Президент РФ, выступая 25 апреля 2005 года, отметил, что капитализация (прибыль) российских компаний увеличилась в 2 раза, а средний уровень пенсии только достиг минимального прожиточного уровня, хотя экономическая ситуация уже в 2003 году существенно изменилась.

Неполнота нормативной правовой базы в области образования, включая ее пробельность (не все отношения регулируются в достаточной мере) и правовые коллизии (разногласия), а то и просто принятие актов управления противоречащих закону об образовании, что естественно отрицательно сказывается на правоприменительной практике. Например, индивидуальным правовым актом (распоряжением) бывшего Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова была утверждена от 29 декабря 2001 года № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период 2010 года» в которую по настоящее время не внесено ни одного изменения, хотя она во многом противоречит указанному выше закону (который тоже следует уже доработать и продлить срок его реализации, но это уже проблемы законодателя).

Во-первых, законом определен точный срок и порядок реализации Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы, а в распоряжении Михаила Касьянова срок реализации Программы в нарушение закона увеличен в два раза (до 2010 года), во-вторых в распоряжении произошла не безобидная и в нарушении указанного закона подмена термина «развития» образования на термин «модернизация» понимаемый в зависимости от «современных» требований. Не случайно Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 года обратил внимание на то, что «Задачи по модернизации образования должны решаться, но решаться предельно аккуратно», естественно учитывая разное понимание субъектами международного права термина «современных требований», являющихся основанием «модернизации».

Систематическое неисполнение норм законодательства в области образования, а законодательство об образовании в свою очередь имеет собственные комплексные проблемы, т.к. законодательство об образовании включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в редакции 21 июля 2005 года (с 13 января 1996 года внесено 24 изменения и дополнения), а в ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развитии образования» от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ (не внесено ни одного изменения и дополнения) и законы субъектов РФ — курсив автор, а также обилие некачественных (не работающих на цель закрепленную в законе, а то и просто противоречащих закону) подзаконных актов управления в сфере образования, которые частично были отмечены выше.

Выявление и осмысление актуальных проблем позволяет нам квалифицированно сформулировать цель закона и это не простая задача, а через год-два, если этот закон не работает на цель, то в него надо вносить изменения и дополнения, но не в форме подзаконных актов, принимаемых Президентом РФ и Правительством РФ. На практике, к сожалению, все наоборот, вначале формулируется цель как желаемый результат, а потом перечисляются актуальные проблемы, как бы в оправдание этой цели или принимается подзаконный акт и делаются примечания, что эти статьи вступают в силу после принятия соответствующих федеральных законов. Поэтому не удивительно, когда некоторые «крупные» ученые, комментирующие Конституцию РФ, перечисляя нормативные акты по приоритету силы, после указов Президента РФ, называют федеральные законы. Не удивительно, что соискатели второго высшего (юридического) образования на вопрос, кто принимает в РФ законы, отвечают— Правительство или Президент РФ.

Следующая проблема развития образования состоит в том, что Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти за последние три года подверглись радикальной административной реформе, их количество увеличилось в полтора раза. При этом существенно изменен персональный состав руководителей этих органов власти, начиная с Председателя Правительства РФ. Такая радикальная реформа как минимум на год ухудшает управляемость в системе исполнительной власти, в том числе и в сфере образования, так как это связано с процедурами ликвидации прежних органов власти и образования новых, решением организационно-штатных вопросов, определением статуса органов исполнительной власти, компетенции и предметов ведения.

В итоге получается не совсем понятная ситуация, разрабатывали концепцию и утверждали одни должностные лица органов исполнительной власти, а пытаются ее реализовать другие, при этом практически ничего не меняя, что вообще вызывает удивление. Обилие же не однозначных терминов в правовых актах, их недостаточный квалификационный уровень подготовки создает дополнительную неразбериху в правоприменительной деятельности органов исполнительной власти.

Например, в Конституции РФ закреплено, что управление федеральной собственностью является предметом ведения РФ, то есть по этим вопросам должны приниматься федеральные законы, но вместо них до сих пор принимаются не достаточно качественные подзаконные акты.

В исполнительной власти до сих пор делают вид, что не понимают требования Президента РФ о сокращении предметных функций органов исполнительной власти, а не функций государственного управления, все это не способствует развитию образования, скорее работает против него.

Считаю, что однозначное понимание терминов, и не только в юриспруденции, очень серьезная проблема нашего времени. Только устранив «разруху» в мозгах мы начнем реально укреплять государство и повышать авторитет российского образования.

Вы являетесь участником Программы информационной поддержки российской науки и образования, расскажите о ней.


Эта Программа осуществляется с 1994 года Компанией «Консультант Плюс», которая бесплатно обслуживает желающих с ней сотрудничать в этом вопросе преподавателей и студентов учебных заведений, публикующих научную и учебную литературу. Я уже пять лет сотрудничаю с компанией и глубоко удовлетворен результатами этого взаимодействия. Каждый участник программы в своих публикациях указывает, что работа подготовлена с использованием информационных услуг компании «Консультант Плюс».

В учебном центре компании (тел. 710-38-33(34)), каждый желающий преподаватель или студент может пройти курс бесплатного обучения по информационной программе «Технология 3000», получить сертификатов окончании курса и бесплатный диск, содержащий 13000 правовых и финансовых документов. Считаю и не только я, судя по большому отзыву руководителей органов государственной власти, такую работу компании очень продуктивной для развития российской науки и образования.

Как, на Ваш взгляд, обстоит дело с обеспечение студентов вузов и колледжей учебной литературой и как Вы относитесь к тому, что число юридических факультетов постоянно увеличивается, в том числе и в непрофильных вузах?

Вначале об обеспеченности учебной литературой по юридическим дисциплинам. Можно сказать, что ее изобилие, а вот качество желает быть лучшим. Например, по экспертным данным некоторые авторы «умудряются» до 87 процентов объема книги занимать текстами нормативных актов. Понятно, что это мало кого интересует, так как более надежно и дешевле для массового читателя использовать нормативные акты, опубликованные в Российской газете или Собрании законодательства РФ.

Второй момент снижения качества учебной литературы. Очень небольшое количество профессоров публикуют учебную литературу, так как гонорары очень маленькие и даже в сравнении с 2001 года они уменьшились примерно в 3 раза, хотя цены на книги растут.

Существенно увеличилось количество «новобранцев» среди авторов пишущих учебную литературу и, естественно, в целом качество снизилось.

По поводу роста юридических факультетов, можно сказать кратко «спрос определяет предложение». Можно говорить, что он не обоснованно завышен, но народ в большинстве своем «желает быть юристами» или точнее иметь диплом юриста, так как. в России во все времена существовало мнение «Без бумажки, ты букашка». Чрезмерный же рост дипломированных юристов меня не радует, так как качество их подготовки крайне низкое, по существу идет в какой — то мере завуалированная торговля дипломами и неудивительно, что половина обладателей таких дипломов не работает по специальности.

Как правило, возможные попытки профессорско-преподавательского состава повысить требования к оценке знаний студентов на экзаменах и зачетах воспринимается администрацией вуза, мягко говоря, без особой радости. Студенты об этом знают и успешно пользуются этой ситуацией, но во вред своим знаниям.

Я считаю, что образование надо сделать доступным для всех желающих его получить, но ужесточить требования к аттестации знаний студентов в конце изучения курса. Принимать экзамен должны два человека: один — лектор кафедры, другой — предполагаемый работодатель по этой специальности (можно и два преподавателя для объективности). Не прошедшие аттестацию в конце второго курса отчисляется со справкой вуза, определяющей сроки погашения средств затраченных на его образование, что заставит каждого более объективно сравнивать свои желания с возможностями.

Кто освоил два курса и более, но не смог получить диплом вуза, получает диплом профессионального образования, тогда мы укрепим качественно ряды выпускников профессионального образования и обеспечим целостное единство системы российского образования. В результате этого можно реально обеспечит целостное единство российского образования, но с учетом интенсификации общего образования (нельзя увеличивать срок обучения в образовательной школе). Многие скажут, что это дорого для развития образования, но дешевого качественного образования не бывает. Кстати, примерная система образования имеется в Германии. Мы же по затратам бюджетных денег на «модернизацию» образования в год уже затрачиваем больше бюджетных денег, чем на оборону, а образование стало хуже.

Какие у Вас планы на будущее?

Буду краток: основным источником творческой активности является мой внук Анатолий. Хотелось бы, чтобы он жил и работал в правовом государстве. Ближайшие планы — хочу улучшить качество переиздаваемых мною книг по административному и муниципальному праву, по криминологии и правоохранительным органам так, чтобы их уже не было в продаже, с момента поступления в книжные магазины, через 5-6 месяцев.