«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.03.2006

Как найти работу?

Проблема трудоустройства выпускников возникла ещё в 1990 году, так как в это время было принято Постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений.

В конце 90-х годов эта проблема приобрела социальный характер. Письма Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов, Совета ректоров России поставили перед Правительством вопрос о создании новой системы содействия трудоустройству выпускников вузов России взамен отменённой старой. Старая система с организацией в каждом учреждении профессионального образования (УПО) отделов производственной практики и трудоустройства, секторов трудоустройства, а в последнее время и так называемых информационно-консультационных пунктов, различных коммерческих структур, которые также занимались и занимаются вопросами трудоустройства, —проблему не решила. Значит, нужен новый подход, новая концепция государственной системы содействия трудоустройству.

По инициативе ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана Игоря Фёдорова решением Министерства образования и науки РФ был создан Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынкутруда выпускников учреждений профессионального образования. В его задачи входит создание эффективной концепции системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, создание банков данных рынков образовательных услуг, создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования России, разработка научно-обоснованной системы правовой, социальной и экономической защиты дипломированных специалистов. В Министерстве образования и науки России создали рабочую группу из представителей этого министерства, Министерства труда и социального развития России, вузов и НИИ России, РАПОС.

Из всех накопившихся проблем в рамкахтрудоустройства выпускников на первом этапе выделили шесть главных, которые реализовались в шести направлениях будущей программы: «Разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг»; «Формирование системы федеральных, региональных, местных, ведомственных и общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования»; «Разработка научного и учебно-методического обеспечения деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов»; «Организация системы дополнительного профессионального образования незанятых выпускников профессиональных образовательных учреждений»; «Разработка механизмов правовой и социальной защиты абитуриентов, обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования»; «Разработка экономического механизма обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования».

Была также предложена концепция создания системы содействия трудоустройству и занятости в учреждениях профессионального образования, которая должна иметь чётко очерченную структуру. Предполагается, что всероссийская система будет состоять из трёх уровней — федерального, регионального и местного. В зависимости от количества обучающихся в вузе студентов и дифференциации специальностей подготовки могут существовать разные подходы к организации службы (центра) содействия занятости.

Для решения проблемы занятости необходима автоматизированная система обработки информации и управления, позволяющая получать, обрабатывать и выдавать достоверную информацию о состоянии рынка труда и образовательных услуг (наличие рабочих мест, перспективы получения работы поданной специальности, нормативно-правовые и социальные вопросы, а так же возможность обучения соответствующему профилю).

Анализ опыта работы по трудоустройству выпускников образовательных учреждений в странах с развитой рыночной экономикой показал почти повсеместное наличие специализированных систем, включающих нормативно-правовое обеспечение, финансовый механизм, наличие специализированных служб, обеспечение тесных связей с работодателями и т. п. Эта концепция и легла в основу Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынкутруда выпускников учреждений профессионального образования, которая была представлена в 2000 году на совместную коллегию Министерства образования РФ и Министерстватруда и социального развития РФ.

Финансирование, если так можно выразиться, началось с апреля 2001 года. Оно определялось в размере 900 тысяч рублей вместо 13,5 миллионов рублей на первый год (всего 50 миллионов рублей на четыре года), заложенных программой. Министерство труда и социального развития России в финансировании программы не участвовало, хотя соответствующий договор был подписан.

Исходя из сложившейся ситуации, Управляющим комитетом программы было принято решение сосредоточить полученные малые средства только на одном направлении программы — «Разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг».

В реализации участвовали: Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»; Государственная академия инноваций; МЦПТ МГТУ имени Н.Э. Баумана; НИИ высшего образования; Тверской государственный университет; Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова; Ярославский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности; Городская студенческая биржа труда и обучения на базе Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет; Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского; Алтайский государственный университет.

Задача состояла в том, чтобы сделать оболочку информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг. Такая распределенная информационная система поддержки трудоустройства молодых специалистов (сокращённо — РИС) была создана и зарегистрирована в Роспатенте. Она находится в каждом вузе Российской Федерации, приславшем запрос на её получение. Установку осуществляет МГТУ имени Н.Э. Баумана, для бюджетных вузов бесплатно. Разработаны также специальные методические рекомендации для пользования системой.

Работа Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынкутруда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ имени Н.Э. Баумана (далее МЦПТ) в 2005 году строилась на создании эффективной концепции системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования.

На основе пятилетнего опыта работы Центра был подготовлен и издан трёхтомник «Энциклопедия содействия трудоустройству», который является результатом научных исследований МЦПТ, направленных на нормативное и методическое обеспечение работы региональных и вузовских центров содействия занятости, мониторинг их деятельности и разработку рекомендаций по созданию информационных ресурсов в сфере молодежной политики.

Первый том энциклопедии содержит нормативную и методическую базу системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования. Он может быть полезным для работников центров занятости, менеджеров учебных заведений, работников органов управления образованием и другихспециалистов, занимающихся проблемами занятости и трудоустройства выпускников, молодежной безработицы, обеспечения сбалансированности системы образования и рынков труда на федеральном и региональном уровнях.

Во второй том энциклопедии включены данные мониторинга деятельности центров содействия занятости учащейся молодёжи в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Сбор данных о работе центров проводился методом анкетирования посредством почтовой рассылки информационного письма руководителям Ро-собразования. В целях повышения надёжности получения информационного письма центрами оно было опубликовано на сайте МЦПТ и разослано в центры по электронной почте. Данные мониторинга структурированы по федеральным округам и субъектам РФ. Приводятся статистические данные по каждому округу.

В трете мтоме размещены рекомендации по созданию и развитию региональных баз данных и сетевых информационных ресурсов в сфере молодёжной политики. Информация структурирована по приоритетным государственным молодёжным информационным ресурсам и содержит описания источников информации различных типов: законодательство, Интернет, СМИ, литература. Третий том энциклопедии может быть полезным для работников органов по молодёжной политике субъектов Российской Федерации и других специалистов, занимающихся проблемами формирования и развития единого молодежного информационного пространства и соответствующих государственных информационных ресурсов .

По состоянию на 14 декабря 2005 года в учреждениях высшего и среднего профессионального образования (УПО) создано 343 центра содействия трудоустройству выпускников (из них — 228 в вузах, подведомственных Рособразованию). МЦПТ МГТУ имени Н.Э. Баумана разработан ряд рекомендаций по организации работы центров содействия трудоустройства выпускников. Помимо этого оказывается консультативная помощь по организации центров содействия занятости учащихся и выпускников УПО, а также УПО, подчиненных другим министерствам и ведомствам.

Дальнейшие исследования в этой области будут проводиться по всем регионам Российской Федерации. Результаты этих исследований будут широко обсуждаться на конференциях, семинарах, в средствах массовой информации и т. д., и наиболее эффективные методы работы будут рекомендоваться к внедрению.

На наш взгляд, логичным кажется утверждение о том, что Центр должен, помимо деятельности по непосредственному трудоустройству выпускников, осуществлять координирующие функции по организации практик студентов на профильных предприятиях. Это правильно и с точки зрения ведения базы данных на студентов и в отношении отслеживания временной занятости учащихся по специальности, а также последующего трудоустройства выпускников, когда молодые специалисты уже знакомы с условиями труда на определенном предприятии и могут сделать выбор не из абстрактных названий различных фирм, а основываясь на собственном опыте.

Авторы:  Евгений Илясов, кандидат соц. наук, доцент, директор Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации крынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ имени Н.Э. Баумана