«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.03.2006

Инновационная экономика не за горами

26 февраля состоялась итоговая коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, с докладом об итогах деятельности в 2005 году и задачах на 2006 выступил министр Андрей Фурсенко, с содокладами - руководители федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки России. С выдержками из доклада министра знакомим наших читателей.

— Работа Министерства за прошедший год была ориентирована на реализацию главной задачи его деятельности — развитие человеческого потенциала в интересах экономики и социальной сферы нашей страны.

С одной стороны, министерство завершило реализацию задач предыдущих этапов реформирования науки и образования. И здесь мы смело можем сказать, что они успешно решены. В частности, завершены мероприятия, предусмотренные программами ФПРО на 2000-2005 годы, РЕОИС, "Русский язык" и рядом других проектов.

При этом удалось выдержать, а в ряде случаев превзойти, принятые этими программами и другими решениями Правительства Российской Федерации показатели. Например, в области информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, в строительстве и техническом перевооружении объектов науки и образования, включая оснащение современными учебными и лабораторными классами, ввод новых учебных и лабораторных корпусов, школ и общежитий.

С другой стороны, находясь в условиях проведения административной реформы, Министерство обеспечивало перестройку организационной структуры управления образованием и наукой и разработку новой нормативной правовой базы его деятельности в соответствии с национальными целями страны и стратегическими целями Правительства РФ.

Разработаны и утверждены стратегии Российской Федерации в области развития образования и в области науки и инноваций до 2015 года, Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, приоритетный национальный проект "Образование".

Одновременно мы приступили к созданию задела проведения качественных системных преобразований в возложенных на министерство сферах деятельности.
В частности, коренным образом были изменены подходы к формированию и реализации федеральных целевых программ как в науке, так и в образовании.

Почти в четыре раза была увеличена доля программных мероприятий, осуществляемых Министерством в научно-технической сфере. Этот опыт позволил при разработке бюджета Министерства как субъекта бюджетного планирования на 2006 год увеличить программную часть с 17 до 67 процентов.

Уровень качества профессионального образования выражается в первую очередь в привлечении в экономику высокообразованных специалистов, выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования. Эта задача обеспечивалась в истекшем году через подготовку новых стандартов и программ обучения, переподготовку преподавателей, техническое обеспечение учреждений образования.

В целях обеспечения доступности образования, объективной независимой оценки его качества в 2005 году получила дальнейшее развитие система единого государственного экзамена. Он проводился уже в 78 регионах и более 500 тыс. абитуриентов поступили в вузы по его результатам. При этом число лиц из сельской местности и районных городов (с населением до 100тыс. чел.) составило 56 % от общего числа поступивших. В 2005 году прием сельских ребят увеличился на 10%.

Подготовлен и согласован с субъектами РФ проект федерального закона, предусматривающий введение в Российской Федерации многоуровневой системы высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура, либо подготовка специалиста по моноуровневой программе. Данная мера позволит усилить фундаментальный характер образования и существенно облегчить адаптацию выпускников на рынке труда.

Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации предъявляет новые требования к совершенствованию формирования контрольных цифр приема граждан в федеральные учреждения профессионального образования.

В рамках этой работы произведено поэтапное сокращение контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования на 2005-2006 годы по федеральным органам исполнительной власти с учетом демографического фактора, а также получены решения правительственной комиссии по административной реформе в части сокращения непрофильных для отраслевых вузов специальностей.

Мы должны быть готовы к тому, что по демографическим причинам прием граждан в вузы к 2010 году может сократиться в целом на 25-30 процентов как обучающихся за счет бюджета, так и на условиях полного возмещения затрат.

Важным является непрерывность образования в период всей жизни человека, а значит и повышение квалификации и переподготовка кадров, в первую очередь преподавательского состава. На эти цели в 2005 г. выделены необходимые средства, что позволило после многих лет бюджетной необеспеченности этого направления осуществить переподготовку около 60 тыс. преподавателей вузов и техникумов.

Качество образования в существенной степени зависит от уровня оплаты труда преподавателей, который пока еще остается неудовлетворительным; несмотря на ожидаемый прогресс в ее соотношении со средней зарплатой в экономике, реального прорыва здесь пока не получилось. Среднемесячная номинальная зарплата в образовании в 2005 г. составила 5959 руб. или 66,3 процентов к соответствующему показателю в экономике.

С целью изменения системы оплаты труда работников образования и повышения ее уровня завершается работа по подготовке перехода на отраслевую систему оплаты труда, в том числе педагогов в общеобразовательных учреждениях. Доклад по данному вопросу направлен в Правительство Российской Федерации.

Реализация этой задачи в комплексе с мерами, предусмотренными приоритетным национальным проектом "Образование" будет способствовать решению поставленной Президентом задачи по увеличению заработной платы учителя не менее чем в 1,5 раза в реальном выражении.

Вместе с тем, говоря о национальном проекте "Образование" необходимо особо отметить, что это не только и не столько возможность получить дополнительное финансирование.

Реализация Национального проекта призвана стать катализатором долгосрочных системных и институциональных изменений по основным направлениям развития образования.

Национальный проект позволит определить лидеров и предоставить им государственную поддержку в осуществлении инноваций.

Принципиально важно, что мы обеспечили широкое участие в этом процессе представителей образовательного и предпринимательского сообщества.

Министерством в 2005 году сделан серьезный задел по разработке нормативно-правовой базы этого проекта. Опережая реализацию других национальных проектов, уже принят пакет документов по доплатам за классное руководство, господдержке инновационных школ и вузов и ряду других направлений, позволивших обеспечить начало финансирования этих мероприятий.

Суммируя деятельность министерства в сфере образования считаю необходимым отметить, что реализация национального проекта «Образование» и приоритетных направлений развития образовательной системы, наша деятельность в тесном взаимодействии и сотрудничестве федеральных, региональных и муниципальных органов власти, работодателей и институтов гражданского общества станет основой для эффективного решения главных проблем сферы образования.

Министерством разработан проект Стратегии государственной молодежной политики в РФ, предусматривающей систему взаимосвязанных целевых программ, проектов и мероприятий, обеспечивающих увеличение вклада молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие государства и гражданского общества в Российской Федерации. Одновременно разработан проект ФЦП «Молодежь России».

Стратегия представлена в Правительство РФ в октябре 2005 г. Надеемся, что в ближайшее время она будет рассмотрена и будут приняты содержательные решения, включая утверждение вышеназванной программы.

В рамках национального проекта «Образование» подготовлены проекты Указа Президента РФ о государственной поддержке талантливой и способной молодежи и постановления Правительства Российской Федерации о механизмах государственной поддержки талантливой молодежи, что позволит в 2006 г. поощрить премиями Президента 2,5 тыс. талантливых молодых граждан.

Необходимость ориентации российской науки и образования на потребности экономики и общества, повышения эффективности научных исследований и разработок оп-ределя ют еще одну цель М инистерства — создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

Сформирована система определения приоритетов для государственной поддержки в научно-техннологической сфере и обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях. Указанные изменения нашли отражение при уточнении приоритетов реализации в 2005 - 2006 году, федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» в 2002-2006 годах.

Отработаны механизмы сквозной поддержки инновационных проектов на стадиях инновационного цикла от «генерации знаний» через «разработку технологий» к «коммерциализации технологий». В этой связи необходимо отметить реализацию инновационных проектов государственного значения, начатых 3 года назад. Всего в работе девять таких проектов, из которых 2 проекта вышли на уровень инвестиционных и переданы на экспертизу в Минэкономразвития России.

На эти проекты выделены бюджетные средства в объеме 2,76 млрд. рублей, а прогнозируемый суммарный ежегодный объем продаж инновационной продукции уже в 2006 г. составит около 5 млрд. рублей.
Приращение номинального ВВП в 2003-2007 гг. составит 22,3 млрд. руб., а к 2010 году — 53,5 млрд. рублей.

Тем самым продемонстрирована эффективность ВИП-проектов как инструмента частно-государственного партнерства в разработке и освоении передовых технологий.

В новой разрабатываемой ФЦП по науке на 2007-2012 годы предусматривается существенное увеличение объема финансирования таких проектов на базе созданной организационной системы принятия решений, обеспечивающей согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

В отчетном периоде активно решались вопросы развития инфраструктуры в науке и инновациях. Созданные инновационно-технологические центры в Томске и Зеленограде на базе высших учебных заведений стали основой для двух технико-внедренческих особых экономических зон, 31 элемент производственно-технологической инфраструктуры (центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и другое) а также профинансировано 850 новых малых инновационных предприятий.

Проведена также значительная работа по формированию средств Венчурного инновационного фонда, призванного существенно расширить масштабы государственной поддержки развития инновационной деятельности, привлечение внебюджетных источников финансирования наукоемких инновационных проектов и создание организационной структуры системы венчурного инвестирования.

Развитие индустрии прямых и венчурных инвестиций в России является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики. По результатам прошедших пяти венчурных Ярмарок, в которых приняли участие 218 компаний из 45 городов, около 40 — уже получили инвестиции и коммерческие кредиты на сумму 70 млн. долларов. Еще около 40 компаний ведут переговоры об инвестициях.

Министерством разработан проект Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года, который в декабре 2005 года в основном одобрен Правительством Российской Федерации и 10 дней назад утвержден на Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике с учетом согласований всеми федеральными органами исполнительной власти.

Одним из инструментов достижения целей решения задач, стоящих перед Министерством в области образования и науки, является международное сотрудничество.
При всем его многообразии бесспорным приоритетом следует считать развитие контактов на европейском пространстве и, прежде всего, с Европейским Союзом.

Основой этих контактов является разработанный Министерством совместный план действий по формированию общего пространства России и ЕС в сфере образования и науки, включая культурные аспекты, одобренный в мае 2005 года на саммите Россия-ЕС (так называемая "Дорожная карта").

Большая работа была проведена министерством в 2005 г. по обеспечению бюджетного финансирования сфер образования, науки и инноваций.

Объем финансирования раздела "Образование" составил в 2005 году - 160,5 млрд. рублей. На 2006 год предусмотрено финансирование раздела "Образование" в объеме 201,6 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на науку гражданского назначения составляют свыше 1,7 процента к расходам федерального бюджета.

Общий объем ассигнований по гражданской науке в соответствии с принятыми решениями предусмотрен в сумме 72,4 млрд. рублей (в 2005 году—58,3 млрд. рублей, в 2004 году-46,2 млрд. рублей). Рост по сравнению с 2005 годом — 24,2 процента, в том числе 27,5 процента — фундаментальные исследования, 20,9 процента — прикладные научно-исследовательские работы.

Общий объем бюджетного финансирования по субъекту бюджетного планирования Минобрнауки России составил в 2006 году 193,5 млрд. рублей (2005 год - 137,3 млрд. рублей), рост — 40,9 процента.

Вместе с тем нас беспокоит, что при планировании бюджетных ассигнований на гражданскую науку мы следуем абсолютным значениям, предусмотренным Основами политики в области науки и техники до 2010 г., что в условиях интенсивного роста ВВП и общих расходов бюджета ведет к снижению доли финансирования науки. В ситуации, когда наши мировые конкуренты (в частности, страны ЕС) считают своей стратегической целью повышение доли внутренних расходов на науку до 3%, нам также пора ориентироваться на удельные показатели.

Авторы:  Андрей Фурсенко, Министр образования и науки РФ