«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
10.03.2006

Хирурги и демиурги

Если речь не идет о Страшном суде, человек вправе получить медицинскую помощь.

РПЦ активно пытается наладить диалог с обществом, обсуждая злободневные социальные и этические темы. Одна из самых горячих — биомедицина. С точки зрения церкви не все открытия ученых угодны Богу. Но ученые говорят, что не все их деяния правильно толкуются.

Биомедицина сообщила о новом прорыве. Итальянские ученые из группы генуэзского хирурга Эдуардо Рапозио, научившись выращивать из клеток кожи человека полноценный покров, создали первый в мире банк кожи. “Вклад” в него внесут рабочие с высоким профессиональным риском получения ожогов. При температуре минус 180 градусов в “сейфах” с жидким азотом будут хранить лоскуты кожи, выращенные из волосяных фолликул пожарных и сталеваров.

Следующим шагом хирургов, видимо, станет экстренная помощь и другим людям, пострадавшим во время пожаров. Сейчас ожоговым больным приходится ждать трансплантат в среднем двадцать дней. Часто степень повреждений кожи настолько велика, что она не совместима с жизнью. Судя по всему, медицина еще больше приблизилась к тому, чтобы сохранять жизнь человеку в тех случаях, когда это не представлялось возможным.

Как раз в эти же дни в Москве бурно обсуждалась биоэтика и совместимость научных — в частности медицинских — исследований с религиозными воззрениями. По инициативе РПЦ и Фонда Конрада Аденауэра в Свято-Даниловом монастыре прошла конференция “Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике”.

Представители всех конфессий — и православных, и католиков, и лютеран — единодушно отмечают, что христианство не ставит под сомнение право человека на медицинскую помощь. Медицина давно является делом богоугодным, ее деятельность осенена красным крестом (тем его равносторонним вариантом, который расположен на митре Папы Римского) и полумесяцем. В то же время глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил:
— С точки зрения Библии болезнь и смерть есть результат грехопадения. Пока есть грех, невозможно ставить целью полное преодоление болезней и победу над смертью путем манипуляций над телом человека.

Тем не менее для духовенства никогда не было чуждым отвергать науку. Вот и митрополит Кирилл призвал ученых на сторону религии и пригласил их “изучать физическую природу греха”. Речь идет, видимо, о научении психологов и антропологов точно угадывать развитие греховной мысли в человеческом сознании — от замысла греха до его исполнения.

Главное здесь — не перейти грань. Призыв церкви к ученым пощупать мысль человека, проверить ее на материальность не делает дело более угодным Богу, нежели психологические опыты нацистских врачей. Если верующему трудно понять, что такое “физическая природа греха”, то ученому, вероятно, достаточно этики и знаний, чтобы оставить этот любопытный вопрос на откуп религии и не вмешиваться.
Сферы ответственности давно поделены. Если речь не идет о Страшном суде, который вершится на небесах, человек вправе получить медицинскую помощь, если с ним приключилось несчастье. Не первый год медицина практикует имплантацию искусственных и чужеродных органов в тело человека — почек и сердца. С религиозной точки зрения, процесс отторжения органов после операции подтверждает правоту религиозной морали. Но от науки не отвернуть тех людей, которые с искусственными органами продолжают жить.
Способ выращивания клеток кожи человека, освоенный итальянскими учеными, подпадает под религиозную критику. Наука доказала: человеческая кожа является главным рецептором боли у человека. С точки зрения религии кожа, как главный рецептор боли, служит “приемником покарания за грех”. Коран сулит следующее, одно из самых страшных наказаний для тех, кто не уверовал в Бога: “Поистине, Мы будем (их) жечь в огне. И всякий раз, когда их кожа обгорит, ее заменим Мы другою кожей”.

— Создав Вселенную, Господь дал возможность человеку совершенствоваться, — говорит богослов Вячеслав Полосин. — Поэтому недавняя операция француженке, которой хирурги восстановили нос, откушенный собакой, заслуживает одобрения и с медицинской, и с религиозной точки зрения.

То же самое, видимо, относится и к попыткам улучшить свой внешний облик с помощью косметических операций. Тут паритет тоже соблюден: средств для рубцевания душевных ран и заглаживания нравственных морщин ученые еще не изобрели. Правда, нельзя не заметить, что институт личных психологов, популярный в последние десятилетия на Западе, заслуживает критической оценки: врачи перетянули на себя право выслушивать исповеди. Протестантский мир явно перенаселен пастырями, и у большинства из них — светские лицензии.

Наука и вера притираются не одну сотню лет. Мировые религии считают, что изучение человеком самых сокровенных тайн материального мира может нарушить главный завет, указанный во всех Писаниях: человек не способен в полной мере постичь того, что создано Господом. Вторжение в структуру атомного ядра, изучение “черных дыр” в космосе, выведение живых существ неестественным способом, то есть с помощью клонирования, расшифровка генома человека нарушают договор между человеком и его Создателем.

Но ученым время от времени удается подольститься к священнослужителям. Например, популярны доказательства множества явлений и фактов, указанных в священных Писаниях, которые ранее не имели подтверждения. Пресловутый Большой взрыв, в результате которого возникла Вселенная, согласован и физиками, и клириками. А химики подтвердили, казалось бы, смелое библейское предположение о том, что человек был создан из глины. Выяснилось: в чистой гончарной глине содержится 40 элементов, которые присутствуют и в организме человека. Океанолог Жак-Ив Кусто стал религиозен и принял ислам, говорят, сразу после того, как получил научное доказательство того, что соленая и пресная вода в природе не смешиваются. О таком барьере устами Пророка сказано: “(Тот ли, Кто) между солеными морями и пресною водою рек установил незримую преграду”.

Сегодня, однако, ученые не придают особого значения “естественнонаучной” достоверности Библии или Корана. А верующие продолжают не доверять науке, считая, что весьма опасно делать из людей роботов, вживляя в мозг искусственные приборы как для поддержания в человеке жизни, так и для улучшения ее качества.

В каждом хирурге прячется Демиург, творец мира. В каждом священнике есть комплекс святоши. Соблюдение только одной заповеди может уберечь и тех, и других от ошибок: не равняй себя с Богом. Клятва Гиппократа эту заповедь подразумевает. Кодекс слуги Господа — тем более.

КОММЕНТАРИЙ
Писатель Юрий БУЙДА:

— У РПЦ есть давняя проблема: привыкнув жить в подполье, она никак не найдет общего языка с открытым миром. Ей, конечно, безумно трудно — да еще под грузом традиции, которая в любой церкви — часть сегодняшней жизни (о чем многие просто забывают).
РПЦ после долгих мучений приняла социальную доктрину, но доктрину очень расплывчатую, не являющуюся руководством к действию (как доктрина Второго Ватиканского собора). Подавляющее большинство иерархов живут по известному принципу: “Веруй, не умствуй”.
Исторически сложилось, что РПЦ (и православие) — вера нерассуждающих крестьян и людей, психологически к ним близких (а таких в Москве больше 90 процентов). Говорить о ДНК, клонировании, технологиях и тому подобном в состоянии немногие иерархи и верующие.
Что церковь пытается определить и выразить свое отношение к этим темам — замечательно. Она же лишена возможности запрещать (и слава Богу), но еще не привыкла высказываться, участвовать в диалоге. Учится. Получается. Церковь высказывается, а мы вправе соглашаться или не соглашаться.

Уже неплохо.


Исходная статья: Московский Комсомолец
Авторы:  Игорь Рябов