«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
07.03.2006

Нанороботы в медицинских целях

"…Использование нанороботов в медицинских целях, прогнозируемое уже через 10-15 лет, станет началом перехода человека из эволюционно-биологической формы Хомо Сапиенс в совершенно новое, технологически саморазвивающееся существо — Нано Сапиенс. Разумная жизнь на Земле стремительно завершит свой эволюционный этап и будет далее развиваться в наноформе, по законам саморегулирования".

Это, безусловно, центральный и один из самых шокирующих выводов сделанных В. К. в его блестящем философско-литературном дебюте "Нано Сапиенс или Новые Царства". Автор книги – аналитик, социолог и инженер, ранее не был знаком широкой публике как философ. Тем удивительней интеллектуальная революционность и неординарность его монографии.

Я не случайно начал с цитаты, определяющей, как мне кажется, наиболее важную мысль книги. Дело в том, что хотя работа и написана максимально доходчиво, принять её идеи, даже когда понимаешь их рассудком, очень не просто.

Непросто, прежде всего, на эмоциональном уровне, базирующемся на общепринятом антропоцентрическом взгляде на мир, где человек — это вершина и смысл творения. Приведённая цитата позволяет сразу же продемонстрировать ракурс взглядов автора и уровень обсуждаемых в монографии проблем.

Конец эволюции

Свой удивительный прогноз автор обосновывает тем, что разработка нанороботов (сверх-микроскопических механизмов, способных манипулировать веществом на уровне отдельных молекул и атомов) неизбежно приведёт к использованию их в качестве абсолютного лекарства и к беспрецедентному по своим возможностям вмешательству в функционирование человеческого организма субклеточном уровне и выше (здесь и далее я, по понятным причинам, избегаю технических подробностей).

Эти возможности, а также объективное несовершенство нашего тела, приведут к его радикальному "переустройству" и, достаточно быстро, к переходу от бытия человека в виде существа биологического, эволюционного, к существу технологическому, самоуправляемому, к переносу природного дара мыслить из телесной оболочки "человека разумного" в совершенно новую материальную форму существования интеллекта – в форму, которую автор назвал Нано Сапиенс (НС).

С момента начала перехода уже не среда через механизмы наследственности будет определять развитие человека, а собственная воля НС. При этом сам переход будет происходить столь стремительно, что многие из ныне живущих могут стать, по мнению В. К., непосредственными участниками этого поразительного процесса!

Нано Сапиенс будут неизмеримо более приспособлены к жизни, но не будут улучшенной копией человека, по типу Супермена.

Это будут совершенно новые существа, новый тип организмов, функционирующих, скорее всего, на небиологических принципах, практически бессмертных, не нуждающихся в одежде, жилищах, органической пище, воде и кислороде и имеющих возможность постоянно "модернизировать" свои "тела" (материальные носители личности).

Они не будут, как человек, создавать для жизни искусственную окружающую среду, а будут приспосабливать к среде свои организмы, что более эффективно с энергетической точки зрения

У них не будет полов, полового размножения, инстинктов. Им не нужны будут большинство сегодняшних технических приспособлений, часть из которых будет интегрирована в их организмы. В их мире не будет болезней и страданий.

Им неведомы будут агрессия, преступность, стремление к экспансии и войнам. То, что можно назвать их телами, вряд ли будет напоминать тела человеческие. Вообще число "тел" у одной личности не будет ограничиваться одним.

Объединённые информационными сетями НС будут обладать всеми знаниями, доступными их сообществу, без необходимости обучения. Изменчивость их тел и общность знаний позволят на случай физического уничтожения сохранять лишь относительно небольшой объём "восстановительной" информации о личных особенностях каждого НС.

Миры НС, Новые Царства, как не без поэтичности называет их автор монографии, будут отличаться от миров человеческих сильнее, чем "амеба времён зарождения жизни на Земле отличается от современного человека. Общее у НС и человека будет только одно – способность мыслить".

Однако, по мнению автора, и НС — это не окончательная трансформация. В определённой перспективе "человечество" состоящее из индивидуумов НС, всё более интегрируясь на информационном уровне, сольётся в единую личность — Мегасапиенс, "тело" которой может быть как вообще не определено в пространстве, так и иметь крайне малый размер. Разумеется, конкретные детали тут тонут в дымке будущего.

Кому это нужно? Объективные процессы и объективные потребности

Возникает, разумеется, вопрос – а что, собственно, вынудит людей пойти на такие радикальные перемены? Для чего уходить от сегодняшней цивилизации, где мы худо-бедно устроены?

Автор считает, что это произойдёт без участия нашей воли, по определённой цепочке, где каждый последующий шаг определяется предыдущим, приводя, в конечном счёте, к результатам, которые, могут и не являться реализацией некоей первоначальной цели (так, впрочем, происходят все события в истории).

Первоначально человек "запустит в себя" нанороботов, чтобы не иметь болезней и оставаться здоровым бесконечно долго.

Это будет означать обретение практического индивидуального бессмертия.

Возникновение индивидуального бессмертия приведёт, в свою очередь, к тому, что из двух процессов, обеспечивающих постоянное существование жизни — размножения и сохранения индивидуальной жизни — размножение станет излишним, так как существование жизни будет полностью обеспечено более простым способом – личным бессмертием индивидуумов.

Размножение станет нецелесообразным и будет прекращено что, в свою очередь, сделает ненужным существование двух полов и половых различий, которые, вместе с инстинктом размножения также будут "упразднены" (не забывайте, человек сможет полностью управлять своим телом и мозгом!).

Фактически с этого момента это будет уже не человек, а НС. Кроме этих процессов, параллельно будут проводиться самые различные трансформации тел, прежде всего, для приспособления к окружающей среде и "оснащения" их различными дополнительными способностями.

Однако кроме этой цепочки перемен, мало зависящих от воли человека, существуют и объективные факторы, позволяющие рассматривать переход как возможную альтернативу сегодняшней ситуации:

Во-первых, человек, по мнению автора, во многом есть жертва двоевластия своих управляющих центров – интеллекта и эволюционно-биологических инстинктов. Негативные последствия их взаимодействия и борьбы за верховенство в "управлении" человеком и есть, как считает автор, первопричина войн, преступности, фобий, социальных катаклизмов, непреодолимых в рамках "проекта" Хомо Сапиенс.

Разум не может возобладать в этой борьбе, а, следовательно, никогда не будут преодолены без перехода, индивидуальные и общественные проблемы ("вызовы"), не разрешаемые, а лишь постоянно трансформируемые и перемещающиеся на новые уровни.

Во-вторых, автор считает, что переход — это единственный способ повысить возможность выживаемости разумной жизни, которая сейчас совершенно беззащитна перед глобальными природными катаклизмами.

За время существования жизни на Земле исчезло огромное количество видов, исчезло без следа немало государств и народов, и то, что Хомо Сапиенс ещё существует — это лишь удачное стечение обстоятельств, но везение не бывает бесконечным.

Нужны принципиально новые, далеко выходящие за рамки существующих возможностей меры по физической защите разумной жизни, и переход — именно такая мера.

В-третьих. У человека разумного даже теоретически нет возможности выжить из-за присущей нам от природы экстенсивной парадигме развития. Ресурсы планеты конечны и не могут выдержать бесконечное наращивание потребления.

Идея же экспансии на другие планеты представляется не только сомнительной в этическом смысле, но, по оценке серьёзных учёных, технически утопичной.

Переход позволит самым радикальным образом снизить потребление ресурсов и освободить разум от зуда покорительства.

Автор анализирует в своей работе и другие аргументы. Так, только переход поможет, например, преодолеть парадокс искусственного интеллекта. Отказаться от попыток создания мозга более мощного, чем у человека неразумно и нереально, создав же можно оказаться глупее своего творения. НС разрешит эту дилемму просто, "подключив" этот мозг себе.

Автор говорит читателям: примерьте ситуацию на себя – разве можно отказаться от бессмертия и здоровья? От того, что бы безболезненно "вживить" в голову компьютер? Или от расширения диапазона комфортных температур для тела до нескольких сотен градусов по сравнению с нынешними несколькими десятками, и так далее?

Таким образом, существуют разнообразные предпосылки для перехода разумной жизни на земле от биологического к технологическому этапу развития.

Сотни тысяч и миллионы лет живое на Земле развивалось по законам биологической эволюции, независимо от воли живых существ. И вот приближается, по мнению автора, момент, когда разумная жизнь станет способной изменять самоё себя, своё тело, свой организм, свою психику и свой интеллект в тысячу раз быстрее и эффективней, чем это делала природа.

Наступает этап технологического, волевого развития разума на Земле. Это и есть переход к Нано Сапиенс!

Читателю в этом месте книги стоит, пожалуй, немного перевести дух, ибо дальше автор рассуждает, ни много, ни мало, об универсальных законах развития разумной жизни во Вселенной!

Универсальные закономерности?

В. К. пишет: все мыслящие существа во Вселенной, появляющиеся в результате процессов подобных земным, развиваются по законам эволюции от низших форм к более высоким.

Если им удаётся пройти сквозь Сциллу остановки развития мозга (как это произошло, например, с дельфинами) и Харибду природных или техногенных катастроф, то рано или поздно появляется письменность, тепловая машина, атомная бомба и компьютер, потому что законы информатики, математики и физики, на которых они базируются, едины для всего мира.

Эти события могут происходить быстрее или медленнее в пределах нескольких тысячелетий. Но если разумная жизнь сохраняется на планете какой-то определённый срок, сравнимый со сроком существования человека (некая временная константа), то она неизбежно приходит к этапу нанотехнологий и к возможности свободно управлять своим телом!

Из этого следует, что все мыслящие существа, если им удастся "дожить" до нанотехнологического уровня, переходят в силу общности физических и информационных законов, в стадию НС, а затем превращаются в Мегасапиенс (МС)!

Другими словами, вне зависимости от того, как начинает своё развитие мыслящая жизнь, в конечном итоге, она всегда вступает в наноэтап своего развития, и через него приходит к одному и тому же виду (типу) мыслящего существа, или, если угодно, мыслящей формы материи — МС!

В. К. развивает свои мысли и об иных закономерностях развития, в том числе об универсальности этапов и уровней взаимодействия разума с окружающей средой.

Первый этап – пред-интеллектуальная или эволюционная фаза. По В. К. это период, от зарождения жизни до первичных проявлений разума в артефактах (первых орудий труда, наскальных изображений или элементов одежды), характерен эволюционным приспособлением организмов к окружающей среде.

Следующая фаза наступает с момента начала конструктивной деятельности разумных существ. Это период технологического воздействия разумных существ на физический мир с целью приспособления окружающий среды к потребностям их организмов.

Это период, в самом пике которого сейчас находится человечество, когда мыслящие существа повсеместно окружают себя искусственной средой в виде жилищ, одежды, средств транспорта и так далее.

Фаза искусственной среды продолжается до реального внедрения нанороботов в медицину. С этого времени наступает начало нового этапа — целенаправленного, технологического приспособления организмов — носителей разума (НС) — к окружающей среде.

С этого момента разумные существа, уже в наноформе, начинают приспосабливать свою "телесную оболочку" к среде, наделяя её высокой устойчивостью к климатическим и физическим факторам среды.

Спираль развития замыкается, таким образом, на более высоком уровне, проходя цикл "приспособление организмов – приспособление среды – приспособление организмов".

…И борьба с терроризмом

Автор особо подчёркивает, что его книга — это не прогноз отдалённого будущего, что переход — не дело грядущих веков, а цепь событий, к которым мы идём, сами пока этого не осознавая, семимильными шагами.

По объективным причинам, начавшись, переход будет весьма быстрым. Несмотря на вовлечённость всех людей, он не потребует, из-за "супертиражируемости" нанотехнологий, разворачивания каких-то особых производственных мощностей и будет происходить повсеместно и практически единовременно.

Именно поэтому в работе много внимания уделяется тому, что нужно делать уже сегодня: от научного осмысления грядущих процессов и принятия регулирующих мер на уровне отдельных государств и мирового сообщества до популяризации и широкого разъяснения идеи перехода.

Эти меры, по В. К., необходимы для обеспечения гуманизма, справедливости перехода, для поддержания особо необходимой в этот период социальной стабильности, для защиты от негативных эксцессов.

Переход, ещё не начавшись, может самым серьёзным образом повлиять на наш сегодняшний мир, сменить многие акценты и приоритеты.

Так называемая концепция "наноконтроля", предлагаемая автором, может, например, решительным образом способствовать снижению насилия, преступности и, прежде всего, уровня терроризма в современном мире.

Послесловие автора

Мы лишь коснулись некоторых основных тем этой книги, насыщенной интересными рассуждениями, примерами, мыслями. Можно не сомневаться, что идеи автора найдут своих сторонников и своих противников.

Книга в целом не лишена определённых недостатков, прежде всего литературных. Но самый серьёзный недостаток монографии — это её нанотираж.

Остаётся надеяться, что попытки автора, который, как мне известно, ищет подходящее издательство, увенчаются успехом и она будет опубликована тиражом, достойным этой, безусловно, интересной и незаурядной книги.


Исходная статья: Membrana
Авторы:  Владимир Михайлович Кишинец, кандидат философских наук, инженер, социолог.