«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Аптеки, фирмы, НИИ ждут наших студентов

И.И. Краснюк, декан фармацевтического факультетаВ соответствии с приказом ректора о проведении самообследования на фармацевтическом факультете распоряжением по деканату была создана комиссия, в состав которой, кроме декана, вошли его заместители, председатель методического совета по специальности «Фармация», заведующие кафедр и представители практической фармации (работодатели). На основании документов, поступивших в деканат от кафедр и отчетов за последние пять лет, нами составлена данная аналитическая справка о результатах самообследования.

В составе  Фармацевтический факультета функционирует 11 кафедр: ботаники, медицинской и биологической физики, организации и экономики фармации, органической химии , технологии лекарственных форм, токсикологической химии, фармакогнозии с курсом ресурсоведения, фармакологии, фармацевтической химии с курсом по экологии; аналитической, физической и коллоидной химии; общей фармацевтической и биомедицинской технологии.

На факультете работают два академика РАМН, один член-корр. РАМН, 15% преподавателей имеют звание профессора, более 90% преподавательского состава – доктора и кандидаты наук.

Факультет возглавляет декан д.ф.н., профессор Краснюк Иван Иванович. Общее руководство факультетом
осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет факультета.

Ученый совет анализирует результаты работы, намечает перспективы деятельности факультета. На его заседаниях обсуждаются итоги работы факультета в минувшем учебном году и задачи на следующий год, результаты приема на первый курс, результаты работы иностранных студентов, формирование электронной библиотеки по специальности «Фармация», успеваемость на очном, вечернем и заочном отделениях, работа над Государственным образовательным стандартом третьего поколения, квалификационной характеристикой, Учебным планом, рабочими программами, банком тестовых заданий и ситуационных задач для ИГА, темы дипломных, кандидатских и докторских работ, подготовка к проведению Государственной аттестации студентов выпускного курса дневного отделения и итоги Государственной аттестации на вечернем и дневном отделениях, развитие системы трехэтапного экзамена на кафедрах факультета, методическое обеспечение учебного процесса, вопросы по оказанию помощи в трудоустройстве выпускников, производственной практики и анализ эффективности.

Ежемесячно проводятся заседания учебной части деканата. Основными вопросами этих заседаний являются:

  • подготовка кафедр к началу занятий; к экзаменационным сессиям;
  • проведение экзаменов в три этапа (контроль практических умений, тестирование, собеседование – решение ситуационных задач);
  • текущая успеваемость;
  • подготовка и выполнение студентами дипломных работ как этапа государственной аттестации;
  • организация учебной и производственной практики;
  • работа с иностранными студентами;
  • государственная аттестация студентов 5–6-го курса.

Учебно-методическая работа на факультете проводится под руководством деканата и учебного совета (УМС) по специальности «Фармация».

Основные направления учебно-методической деятельности факультета:

  • Продолжение работы по созданию комплекса учебно-методических материалов кафедр с учетом современных требований, тенденций развития фармацевтического образования, научно-обоснованной интеграции и фундаментализации процесса обучения, необходимости повышения практической подготовки провизоров.
  • Совершенствование учебно-методического обеспечения ИГА.
  • Участие в разработке проектов государственных НД по управлению содержанием и организацией процесса обучения, в том числе с учетом положений Болонской декларации, квалификационной характеристики, государственного образовательного стандарта по специальности «Фармация».
Постоянно растет число зачисленных на первый курс студентов. Конкурс на факультет колеблется от 3 до 4 человек на место. Увеличение приема объясняется повышением престижности профессии и
 востребованностью выпускников факультета аптечной сетью, фармацевтическими фирмами, предприятиями, НИИ фармацевтического, медико-биологического и химического профилей.

Большой интерес для абитуриентов представляет заочное отделение, что объясняется желанием студентов работать по профилю среднего специального образования. Возросло число студентов, обучающихся на контрактной основе.

В целях привлечения абитуриентов и их профориентации проводилась работа в школах № 721, № 35, № 1253 г. Москвы, а также «День открытых дверей» на факультете. Большую интеграционную работу мы проводим с фармацевтическим училищем № 10. Наши преподаватели принимают участие в разработке программ по дисциплинам, преподают на почасовой основе, создают учебники и пособия, в том числе в соавторстве с преподавателями училищ, принимают участие в ИГА выпускников училища.

Обучение студентов на фармацевтическом факультете осуществляется на трех отделениях: очном (срок обучения 5 лет), очно-заочном (вечернем) – срок обучения 5,5 лет (объем аудиторной работы около 45%); заочном – 5,5 лет (объем аудиторной работы – около 30%).

Студенты изучают 33 дисциплины. Число экзаменов – 28. Число зачетов – 27.

После окончания базовой подготовки выпускники фармацевтического факультета проходят специализацию, повышение квалификации и усовершенствование в системе послевузовского профессионального образования, включая:

  • обучение на сертификационных циклах,
  • интернатуру,
  • аспирантуру,
  • докторантуру,
  • соискательство.
Докторантура, аспирантура и соискательство ученой степени доктора и кандидата фармацевтических наук являются основными формами подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и научных кадров.

Для выявления потребности выпускников в помощи при трудоустройстве деканат систематически проводит индивидуальные собеседования со студентами и анкетирование. Значительное количество выпускников изъявляют желание продолжить обучение через аспирантуру и интернатуру.

В результате проведенной кафедрами факультета работы по интеграции учебного процесса разработана сквозная программа вузовского образования по специальности «Фармация». Создан проект нового Государственного общеобразовательного стандарта по специальности «Фармация» с учетом современных требований. Разработан проект новой «Квалификационной характеристики провизора».

ИГА представляет собой комплексный трехэтапный экзамен (те же этапы) по «Фармации».
Защита дипломных работ активно применяется вместо последнего этапа – междисциплинарного собеседования.

Учебный план подготовки провизора обязательно включает дисциплины по выбору (элективы). При их выборе студенты учитывают уровень своей подготовленности и возможности использования
полученных знаний и сформированных умений в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности. Активно используются в учебном процессе деловые игры. Демонстрационный материал представлен с помощью мультимедийной техники и видеофильмов. В помощь студентам на кафедрах созданы электронные учебники и электронные библиотеки.

Студенты активно работают с персональными компьютерами. С помощью компьютеров идет обучение по ряду тем, контроль и самоконтроль усвоения материала.

В течение последних лет на факультете сложилась традиционная форма организации самостоятельной работы студентов. Основой ее является индивидуальный подход к деятельности студентов в группе на практических занятиях и использование учебно-методических разработок управляющего типа.
Практически на всех кафедрах работают докторантура, аспирантура и студенческие научные кружки. Общее количество студентов, ведущих систематические научные исследования на различных кафедрах факультета, более 200 человек.

Главной формой научной деятельности студентов является выполнение дипломных работ, как правило, имеющих комплексный характер. Они выполняются на базах производственной практики, а также в научно-исследовательских институтах и фармацевтических фирмах.

Члены СНО активно участвуют во всех научных студенческих конференциях медицинских и фармацевтических вузов. Так, студенты СНО имеют 4 Международные публикации, сделали 67 докладов на внутривузовских конференциях.

В результате самообследования можно сделать вывод, что состояние учебно-лабораторной базы соответствуют требованиям образовательных программ.

Практика на факультете проводится в соответствии с программой и методическими указаниями по производственной практике студентов фармацевтических институтов и факультетов, и Госстандарту, а также в соответствии с утвержденным планом (всего 10 практик).

Базы практик:

ООО «Компания «Фармпрепараты»
ЗАО «Верофарм»,
ОАО Московская фармацевтическая фабрика,
ЗАО «Минмедпром»,
ПО «Биотехнология»,
ГУ ВИЛАР.

Аптеки "36,6", "Ригла", "Доктор Столетов".

Более 170 аптек Москвы и Московской области различных форм собственности и подчинения, в том числе в аптеках лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Традиционной формой обобщения опыта практической подготовки будущих специалистов является итоговая конференция с участием студентов и преподавателей, которая проводится в конце
учебного года. Особенно интересно эта работа проводится на кафедре технологии лекарственных форм, где студенческое и преподавательское жюри подводят итоги конкурса лучших докладов, представленных на учебно-практическую конференцию, и награждение победителей грамотами.

В настоящее время практически все кафедры факультета полностью обеспечены комплектами учебной литературы, имеющей гриф УМО, содержание которых соответствует разработанным коллективами кафедр программ.

Воспитательная работа деканата и кафедр со студентами проводилась и проводится в соответствии с программой воспитательной работы академии, утвержденной Ученым советом ММА им. И.М. Сеченова.
Эта работа направлена на совершенствование и развитие у сотрудников и учащихся социальной активности, гражданственности, патриотизма, высоких морально-этических качеств, культуры, профессионализма, уважения к традициям ММА, а также создания благоприятных условий для нравственного, интеллектуального, профессионального и физического развития.

В планах воспитательной работы со студентами основные усилия кафедр направлены на воспитание гражданской и профессиональной ответственности, творческой активности, интереса к будущей профессии, умения решать деонтологические задачи.

Выпускники фармацевтического факультета в основном востребованы аптеками Москвы, Московской области, других городов России. Большую потребность в выпускниках факультета ощущают различные фармацевтические фирмы, в том числе с международным участием, различные коммерческие структуры, НИИ, медицинские центры.

Высока потребность в подготовке аспирантов самим факультетом (научно-педагогических кадров для себя). Выпускники приглашаются в аспирантуру ВИЛАР, Онкологический центр. Получают приглашения в РАМН, НЦ экспертизы лекарственных средств и средств медицинского применения, агентство по наркотикам, Институт гомеопатии и натуротерапии ФНКЭЦ традиционных методов диагностики и лечения, в систему МВД.

В целом, положительно оценивая работу факультета, Ученый совет, деканат и методический совет по специальности «Фармация» считает целесообразным обратить внимание на ряд вопросов, требующих быстрейшего их решения.

Что предстоит сделать?

1. С целью совершенствованияподготовки специалистов по специальности «Фармация» и с учетом документов Болонской декларации необходимо сконцентрировать внимание на гармонизации учебных планов и программ с соответствующими материалами Европейских и других университетов мира, осуществляющих подготовку специалистов в области фармации.

2. Осуществлять работу по дальнейшему совершенствованию пакета документов, определяющих цели и содержание додипломной подготовки провизоров (Государственный общеобразовательный стандарт по специальности «Фармация», квалификационная характеристика провизора, сквозная программа вузовского образования по специальности «Фармация» и др.).

3. Совершенствовать методическое обеспечение организации учебного процесса: подготовить новые поколения учебно-методической литературы для студентов с учетом увеличения самостоятельной работы; активнее развивать систему дистанционного обучения, завершить создание электронной библиотеки по специальности «Фармация»; осуществить подготовку и перейти на новый лекционный демонстрационный материал с учетом оснащения аудиторий мультимедийными установками.

4. Осуществлять дальнейшее развитие материально-технической базы факультета.

5. В целях углубления и расширения практических навыков, приобретаемых студентами по специальности «Фармация», рассмотреть вопрос о возможном расширении баз практики.

Авторы:  И.И. Краснюк, декан фармацевтического факультета, профессор и А.А. Сорокина, председатель УМС по специальности «Фармация», профессор