«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.01.2006

Алкоголь ночной Москвы

Мэрия Москвы разрешила продажу алкоголя ночью только 1000 магазинов, а днем – только в круглосуточных торговых точках.

Покупка алкоголя после 23.00 скоро может составить проблему. Только около 1000 из всех магазинов власти Москвы разрешат торговать крепкой алкогольной продукцией крепче 15 градусов в ночное время, сообщил в среду руководитель московского Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. По мнению экспертов, это вызовет значительное подорожание алкогольной продукции и сильный рост «серых» продаж.

Аналитики рынка уверены, что указанного правительством Москвы количества магазинов будет явно недостаточно для реализации крепких напитков в ночное время в полном объеме, однако крупные торговые сети, в свою очередь, успокаивают покупателей. По их мнению, данный запрет не стоит воспринимать в штыки – никаких негативных последствий для потребителя он не вызовет.

Никаких негативных последствий.

Список магазинов, которым будет дан карт-бланш на ночную торговлю крепкими напитками, будет составлен районными управами вместе с префектурой соответствующего округа в течение ближайших двух месяцев. Остальные магазины смогут продавать алкоголь в столице лишь с 8.00 до 23.00. Причем даже днем розничная продажа крепких напитков будет разрешена только тем торговым предприятиям, которые работают круглосуточно, сообщает РИА «Новости».

Напомним, что московские власти ввели ограничение на ночную торговлю алкоголем уже с начала этого года. Однако реально данный запрет действовать пока не начал. По словам директора по коммуникациям торгового дома «Перекресток» Александра Бархатова, «остановить ночную торговлю алкогольной продукцией в начале года не представлялось возможным хотя бы потому, что данный запрет был опубликован только 11 января».

«В настоящий момент торговая сеть продолжает реализовывать алкогольную продукцию в обычном режиме, – рассказал он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Кроме того, прекращение ночной реализации крепких напитков было бы нелогично еще и потому, что московское правительство хотело упорядочить, а не запретить ночную торговлю».

Он также отметил, «что пока непонятно, каким образом будут выбираться магазины, которым дадут зеленый свет на ночную торговлю крепкими напитками». «Этот механизм пока не определен, – пояснил Александр Бархатов. – «Перекресток» сразу же после выхода постановления разослал в управы разных округов письма, уточняющие вопросы по процедуре выдачи карт-бланша, в частности перечня необходимых для ее получения документов, но никакого ответа сеть пока не получила».

По мнению эксперта инвестиционного холдинга «Финам» Константина Петояна, «скорее всего право на продажу алкоголя сохранят круглосуточные сетевые супермаркеты, а также достаточно большие магазины в центре жилых кварталов, работающие в формате самообслуживания». «По крайней мере, такое решение было бы логичным, – считает он. – Однако нельзя исключать, что главным при выборе магазина будет не формат магазина, а отношения его владельцев с кем-то из чиновников».

«При этом тысячи магазинов, скорее всего, недостаточно, – заявил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Стоит вспомнить, что еще несколько лет назад руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков утверждал: префектурам необходимо увеличить количество магазинов, круглосуточно торгующих спиртным, причем их адреса должны быть хорошо известны местным жителям, чтобы не бегали они по Москве в поисках левого спиртного».

Говоря о целесообразности данного запрета, участники рынка отмечают, что это решение было принято в рамках программы наведения порядка в алкогольной отрасли. Правда, в чем конкретно состоит задумка московских властей, они объяснить не смогли. По словам Александра Бархатова, никаких негативных последствий (например, повышения цены или расцвета торговли алкоголем из-под прилавка) ожидать не стоит.

Новая вспышкиа самогоноварения.

Константин Петоян, в свою очередь, придерживается другого мнения. «У московских чиновников странная логика – вряд ли по ночам в магазины за алкоголем ходят школьники или воспитанники детских садов, как об этом сказано в постановлении (магазинам, расположенным вблизи детских и образовательных учреждений, продавать водку по ночам запрещается)», – удивляется Петоян.

«Запрет на ночную торговлю алкоголем не имеет смысла в плане борьбы за здоровье нации – желающий всегда найдет алкоголь, правда, его качество скорее всего будет далеко от оптимума, – развивает свою мысль аналитик. – Одновременно рассматриваемый запрет приведет к сокращению товарооборота в ритейле – то есть сократится налогооблагаемая база. Кроме того, предложенное решение является потенциально взяткоемким. Нельзя с уверенностью говорить, что отбор магазинов будет полностью непредвзятым», – отметил Константин Петоян.

Говоря о влиянии данного запрета на цену крепких напитков, аналитик отмечает, что «скорее всего появится три цены на алкоголь». Для начала будет дневная цена, которая вряд ли будет существенно отличаться от нынешней, – спрос на алкоголь в условиях, когда он доступен в большом числе точек, достаточно эластичен.

Ночная цена будет превышать дневную в 1,5–2 раза. Наконец, вновь появятся нелегальные торговцы алкоголем. Цена на их продукцию будет превышать дневную лишь на 20–25%, уверен аналитик.

«Сейчас такая торговля практически отсутствует – в ней просто нет необходимости, – отметил Петоян. – Однако после введения в действие указанного запрета до 50% ночной торговли алкоголем перейдет в «серую» зону. Кроме того, можно ожидать новой вспышки самогоноварения, ориентированного на наименее обеспеченные слои населения», – предрек эксперт.

Помимо пока еще не вступившего в силу ограничения ночной торговли спиртным мэрией Москвы был принят ряд других юридических актов, упорядочивающих торговлю алкогольной продукцией. В частности, с 1 января 2006 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в Москве выдаются или продлеваются только организациям, чей оплаченный уставный капитал составляет не менее 1 млн. рублей.
Однако под это требование не попадают организации, включенные в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, – у них размер оплаченного уставного капитала составляет не менее 300 тыс. рублей. Требования к минимальному размеру уставного капитала не распространяются также на организации общественного питания, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Также был принят закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».


Исходная статья: Взгляд
Авторы:  Сергей Левкин