«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Приказ от 30 сентября 2005 г. N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации Высших Учебных Заведений"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Приказ
от 30 сентября 2005 г. N 1938

Об утверждении показателей
деятельности и критериев государственной аккредитации
Высших Учебных Заведений

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:

1. Утвердить:
1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).
1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель
В.А.Болотов

Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

Показатели
деятельности высших учебных заведений

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.

Показатель 1.2. Качество подготовки

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность выпускников.

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)

Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Показатель 2.4. Методическая работа

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

Критерии
государственной аккредитации, используемые
при экспертизе показателей деятельности высших
учебных заведений различных видов
 
Показатель    
государственной 
аккредитации   
Наименование критерия государственной   
аккредитации и его значение       
2.1. Спектр       
реализуемых       
основных          
образовательных   
программ          
Число укрупненных групп специальностей     
(направлений подготовки) по реализуемым    
основным образовательным программам:       
для университетов 
- не менее 7           
2.2. Возможность  
продолжения       
образования       
по образовательным
программам        
послевузовского и 
дополнительного   
профессионального 
образования       
Число отраслей науки по специальностям     
научных работников (аспирантуры):          
для университета  
- не менее 5           
Число аспирантов на 100 студентов          
контингента, приведенного к очной форме    
обучения:                                  
для университета  
- не менее 4           
для академии      
- не менее 2           
Процент аспирантов, защитивших             
диссертации не позднее чем через год       
после окончания аспирантуры (от числа      
поступивших):                              
для университета  
- не менее 25          
для академии      
- не менее 25          
Для университета - наличие                 
докторантуры, диссертационных советов,     
реализация образовательных программ        
профессиональной переподготовки и (или)    
повышения квалификации руководящих         
работников и специалистов, научных и       
научно-педагогических работников           
 
Для академии - наличие докторантуры,       
наличие диссертационных советов            
(информационный показатель), реализация    
образовательных программ профессиональной  
переподготовки и (или) повышения           
квалификации руководящих работников и       
специалистов для определенной области      
научно-педагогической деятельности         
Среднегодовой контингент обучающихся по    
образовательным программам                 
профессиональной переподготовки и (или)    
повышения квалификации (чел.):             
для университета  
- не менее 50          
для академии      
- не менее 20          
2.3. Научная,     
научно-техническая
деятельность и ее 
результативность  
Число отраслей науки, в рамках которых     
выполняются научные исследования:          
для университета  
- не менее 5           
Среднегодовой объем финансирования научных 
исследований за пять лет (тыс. руб.):      
для университета  
не менее 10 000        
для академии      
не менее 5 000         
для института     
не менее 1 500         
Среднегодовой объем научных исследований на
единицу научно-педагогического персонала за
пять лет (тыс. руб.):                      
для университета  
- не менее 18          
для академии      
- не менее 12          
для института     
- не менее 5           
 
Среднегодовое количество монографий на 100 
основных штатных педагогических работников 
с учеными степенями и (или) учеными        
званиями, изданных за пять лет:            
для университета  
- не менее 2,0         
для академии      
- не менее 1,5         
для института     
- не менее 1,2         
2.4. Методическая 
работа            
Процент учебных   
дисциплин основных
образовательных   
программ,         
обеспеченных      
учебно-методичес- 
кими комплексами  
- 100%                 
Для университета - использование           
инновационных методов в образовательном    
процессе                                   
Для академии - использование инновационных 
методов в образовательном процессе         
2.5. Квалификация 
педагогических    
работников        
Процент профессорско-преподавательского    
состава с учеными степенями и (или) учеными
званиями:                                  
для университета  
- не менее 60          
для академии      
- не менее 60          
для института     
- не менее 55          
Процент докторов наук и (или) профессоров: 
для университета  
- не менее 10          
для академии      
- не менее 10          
для института     
- не менее 8,5         
Процент профессорско-преподавательского    
состава, работающего в вузе на штатной     
основе:                                    
для вузов,        
существующих от   
трех до пяти лет  
- не менее 30          
для вузов,        
существующих от   
пяти до девяти лет
- не менее 40          
для вузов,        
существующих более
девяти лет        
- не менее 50          
Среднегодовое число защит диссертаций на   
100 человек научно-педагогического         
персонала за 5 лет:                        
для университета  
- не менее 3           
для академии      
- не менее 3           
для института     
- не менее 1           

Дополнительные требования к показателям
и критериям государственной аккредитации
для военных образовательных учреждений
высшего профессионального образования
(высших военно-учебных заведений)

Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).

Показатель 1.2. Качество подготовки

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной
аккредитации для высших учебных заведений
культуры и искусств

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.); опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.