«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Болонская декларация: подготовка кадров

Решение Ученого совета Московской медицинской академии им. И.С. Сеченова по вопросу: «Опыт и перспективы последипломной подготовки специалистов санитарно-эпидемиологической службы на базе научно-исследовательских институтов РАМН и Росздрава» от 7 ноября 2005 года.

 Заслушав и обсудив доклад декана медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования (МПФ ППО) профессора А.М. Большакова, Ученый совет академии отмечает, что на факультете проводится важная работа по обеспечению единства и преемственности образовательного процесса на додипломном и последипломном этапах.

В соответствии с Законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другими нормативно-правовыми документами на факультете были разработаны: 8 государственных образовательных стандартов по всем основным специальностям послевузовского профессионального образования (по общей гигиене, эпидемиологии, социальной гигиене и организации санэпидслужбы, дезинфектологии, бактериологии, вирусологии) и по 5 специальностям, требующим углубленной подготовки специалистов гигиенического профиля (по гигиене питания, гигиене детей и подростков, коммунальной гигиене, гигиене труда).

Для реализации государственных стандартов на факультете созданы все необходимые профильные кафедры и другие структурные образования. В настоящее время функционируют 11 кафедр; 2 курса и 2 учебных центра в г.Москве и г.Туле. Важнейшей особенностью научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности факультета является то обстоятельство, что большинство кафедр работает на базе головных, ведущих научных институтов академии медицинских наук и МЗ РФ в области профилактической медицины и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Сотрудничество с НИИ и ЦГСЭН оформлены договорами.

Интеграция ведущих научных центров страны в области гигиены и эпидемиологии в систему последипломного профессионального образования ММА им. И.М. Сеченова позволяет на высоком научно-методическом уровне проводить профессиональное образование и повышение квалификации кадров медико-профилактического профиля в широком диапазоне актуальных проблем гигиены, эпидемиологии, микробиологии с учетом современных достижений медицинской науки, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны здоровья населения и окружающей среды и требований практики, быстрому внедрению последних научных достижений в программу подготовки и переподготовки профессиональных кадров и обеспечивать преемственность в системе «наука–образование–практика».

Для успешного внедрения государственных стандартов сформирован высококвалифицированный коллектив: на штатных 67,25 единицы профессорско-преподавательского состава работают: 10 академиков РАМН, 3 член-корр. РАМН, 47 профессоров, 39 доцентов и 6 ассистентов.

Важным направлением в реализации разработанных стандартов является разработка учебно-методических документов, ситуационных задач и тестовых заданий. Все кафедры в широком плане ведут подготовку и издают собственные учебные руководства, методические разработки к семинарским и практическим занятиям по основным разделам учебных программ, которые постоянно обновляются и совершенствуются.

Так за 1993–2005 гг. кафедрами факультета разработано учебных планов и программ: для сертификационных циклов – 23, для циклом тематического усовершенствования – 51, для циклов общего усовершенствования, переподготовки – 9 и первичной специализации – 8.

С учетом новых требований проведена работа по совершенствованию и корректировке тестовых заданий и ситуационных задач для оценки знаний и умений слушателей циклов усовершенствования и врачей на квалифицированных экзаменах.

В настоящее время кафедры МПФ ППО располагают свыше 6000 тестовых заданий и около 1000 ситуационных задач по основным специальностям (бактериология, вирусология, общая гигиена, дезинфектология, социальная гигиена и организация санэпидслужбы, социально-гигиенические лабораторные исследования, эпидемиология) и специальностям, требующим углубленной подготовки (гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, коммунальная гигиена).

На циклах усовершенствования осуществлялась подготовка по 15 основным и узким специальностям врачей медико-профилактического профиля, помощников санитарных врачей, а также врачей лечебного профиля (в основном, по специальностям «профпатология», «инфекционные болезни»).

Значительный удельный вес в учебном процессе занимают врачи-интерны (главным образом, по специальностям «общая гигиена» и «эпидемиология»).

На факультете в 1993–2005 гг. обучено более 22 тысяч курсантов, 650 интернов, средняя нагрузка на 1 преподавателя составила 4,8. Наиболее высокая нагрузка отмечалась на кафедрах социальной гигиены и организации санэпидслужбы с курсом лабораторного дела, гигиены, гигиены питания и токсикологии, эпидемиологии, наиболее низкая – на кафедре вирусологии и железнодорожной гигиены.

Научная тематика кафедр факультета тесно связана с основными разделами образовательных программ стандартов и охватывает широкий спектр актуальных вопросов ков санитарных врачей, а также врачей лечебного профиля (в основном, по специальностям «профпатология», «инфекционные болезни»).

Значительный удельный вес в учебном процессе занимают врачи-интерны (главным образом, по специальностям профилактической медицины. За отчетный период было издано: руководств – 23, учебников – 5, справочников – 11, учебных пособий – 15 и 45 монографий. Вместе с тем, Ученый совет отмечает, на факультете еще недостаточно используются в учебном процессе все имеющиеся возможности потенциала НИИ.

Не в полном объеме проводится психолого-педагогическая подготовка профессорско-преподавательского состава кафедр. Медленно внедряются современные методы интенсивного и дистанционного обучения, в том числе с привлечением информационных технологий.

Ученый совет ММА им. И.М. Сеченова решил:

1. Одобрить работу факультета по подготовке кадров медико-профилактического профиля на базе НИИ РАМН и РОСЗДРАВА.

2. Декану факультета, профессору А.М. Большакову, заведующим кафедр факультета продолжить работу по созданию нового поколения государственных образовательных стандартов, внедрению в образовательную деятельность компьютерных обучающих и контролирующих знания систем различного типа: электронные учебные пособия, профессиональные задачи, проблемные ситуации, учебные игры (тренажеры). Активизировать работы по индивидуализации обучения, использованию методов и средств активного и интенсивного обучения.

Отв. А.М. Большаков. Срок исполнения III квартал 2006 г.

3. Провести обсуждение на Ученом совете факультета вопроса «О подготовке
кадров медико-профилактического профиля на послевузовском этапе медицинского
образования в свете решений Ученого совета ММА им. И.М. Сеченова по реализации Болонской декларации».

Отв. А.М. Большаков. Срок – апрель 2006 г.

4. Перевести работу деканата МПФ ППО на электронную систему учета и отчетности по основным видам деятельности («Электронный деканат»).

Отв. А.М. Большаков. Срок исполнения IV квартал 2006 г.

Контроль за выполнением настоящего решения возложить на проректора по учебной работе профессора Г.М. Кавалерского.


Авторы:  Председатель Ученого совета академии, академик РАН и РАМН, профессор М.А. Пальцев; Ученый секретарь Совета, профессор В.В. Андрианов