«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Для кого готовим специалистов?

11–12 октября с.г. в Москве, на Краснопресненской набережной, в Центре международной торговли состоялось Совещание ректоров академий и деканов факультетов России с участием экспертов ВОЗ по стратегии развития фармацевтического образования в Европе.

Основная тема пленарных заседаний, выступлений на секциях, дискуссий – качество подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием. Вхождение России в Болонский процесс требует значительного изменения в этой отрасли образования.

Именно об этом говорил в одном из своих выступлений на Совещании ректор ММА им. И.М. Сеченова академик РАН и РАМН М.А. ПАЛЬЦЕВ.


Парадоксальная ситуация в отечественной фармации: государственные вузы, обучающие студентов на бюджетной основе, выплачивают им, естественно, стипендии, в конце учебы выдают дипломы, а выпускники идут работать в частные структуры. Отдаем им подготовленных нами специалистов, не получая при этом никакой компенсации.

Старая система распределения, трудоустройства ныне не срабатывает. Выход есть: жесткая контрактная система. Тот, кто получил высшее специальное образование, должен отработать определенный срок в государственных учреждениях по направлению Минздравсоцразвития
РФ.

Необходимо срочно разработать новую модель взаимоотношений, регламентирующих рациональное

использование специалистов отрасли, подготовленных как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и на контрактной основе.
В стране, как грибы после дождя, растет и растет число фармацевтических вузов и факультетов. Год назад их было 38, сегодня уже 43! В Воронеже и Северной Осетии по два таких учреждения. Фармфаки появились даже на базе немедицинских вузов.
Как правило, новые вузы и факультеты не только плохо обеспечены материальной базой, но еще хуже то, что там часто начисто отсутствуют высокопрофессиональные фармацевтические преподавательские кадры. Обучают студентов врачи, химики, биологи, работники практической
фармации. При всем уважении к этим специалистам ясно, что качество подготовки студентов резко снижается. Преподавание таких медицинских дисциплин как патология, фармакология, клиническая фармакология имеет свою специфику. Ее надо знать. Вхождение же в Болонский процесс не только не снимает вопросы качества подготовки специалиста, а наоборот повышает требования к нему, чтобы он стал конкурентоспособным в условиях рынка – у нас в России и в зарубежных странах.
Ответственность же за качество подготовки специалиста, как и раньше, лежит, конечно, на преподавателях вуза. В итоге – на вузе, подготовившем выпускника-специалиста. Ректор ММА им. И.М. Сеченова обратил внимание на то, что в связи с Болонской декларацией в России, видимо, заметно возрастет число студентов-иностранцев. А потому необходимо ускорить разработку и
внедрение в учебный процесс методических и контрольно-измерительных материалов на иностранных языках – английском и французском. На фармфаке академии такие материалы уже есть. Но их пока мало...

Ректоры и деканы единогласно высказались на Совещании за организацию курса информатики на базе кафедр фармакологии, а не физики, как это имеет место сейчас, например, в ММА. Раньше
приходилось учить студентов прежде всего работе с компьютером. Теперь они умеют это делать еще до поступления в вуз. Будущим фармацевтам нужна не просто информатика, а фармацевтическая информатика.

Студенты должны работать с реальными, а не абстрактными программами. С теми, которые в аптеке: информация о наличии препарата, его дозировке и возможной замене, фармацевтической и фармакологической совместимости, фармакокинетике и фармакодинамике, побочных действиях
лечебного средства...
«Кафедра фармакологии фармакологического факультета ММА им. И.М. Сеченова методически обеспечена для проведения такого курса», – сказал академик РАН и РАМН М.А. Пальцев на Совещании ректоров фармацевтических академий и деканов фармацевтических факультетов образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования с
участием экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Владислав ЛИХОЛИТОВ

Авторы:  Владислав Лихолитов