«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Тенденции российского фармобразования: присоединение к Болонскому процессу

11-12 октября в Москве в Центре Международной торговли состоялось международное совещание ректоров фармацевтических академий и деканов фармацевтических факультетов образовательных учреждений России по проблемам высшего фармацевтического образования с участием экспертов ВОЗ. Совещание было посвящено стратегиям дальнейшего развития фармацевтического образования в Европейском регионе и вопросам повышения качества фармацевтического образования в нашей стране.

ПРОВИЗОР ИЛИ ФАРМАЦЕВТ?

Основной задачей пленарного заседания стало информирование, присутствующих о состоянии дел с подготовкой кадровых ресурсов для здравоохранения в мире. Основные проблемы этого процесса и пути их решения в своем докладе освятила региональный советник по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗГ.М. Перфильева.

Докладчик, в частности, отметила, что страны Европейского региона ВОЗ по уровню медицинских кадровых ресурсов находятся в благополучном положении: на 1 тыс. населения здесь приходится 10,5 медицинских работников, тогда как средний показатель в мире составляет 4 работника здравоохранения на 1 тыс. населения.

Глобальный кризис кадровых ресурсов обусловлен неравномерностью их распределения: медицинских работников катастрофически не хватает в странах Африки и Азии, в то же время существуют неконтролируемые миграционные процессы - отток квалифицированных медицинских кадров из развивающихся стран в экономически развитые. Особенно активно рекрутингом в развивающихся странах, в частности, в ЮАР, занимается Великобритания.

Для оценки дефицита в кадровых ресурсах ВОЗ проводится работа по созданию Единого классификатора кадровых ресурсов, а для регулирования миграционных процессов - специальных этических кодексов. Для увеличения количества медицинских кадров в мире ежегодно открывается около 100 новых учреждений медицинского образования, однако их открытие не всегда влечет повышение качества образования.

Что касается России, то важным моментом является тот факт, что у нас традиционно в дипломе человека с высшим фармацевтическим образованием стоит специальность -«провизор», тогда как в Европе и многих других странах специалиста с высшим или университетским фармобразованием называют «фармацевт», а сотрудник со средним фармобразованием именуется «помощником фармацевта» или «ассистентом фармацевта». Специальность «провизор» в большинстве стран отсутствует как таковая, и в связи с этим у наших специалистов за рубежом возникают дополнительные трудности.

Выступление исполнительного директора компании Pharmakon (Дания) К. Расмуссена было посвящено причинам внесения изменений в подготовку фармацевтических кадров.

Должно быть рациональное использование пациентом медикаментов, выписанных врачом. К. Расмуссен отметил, что ассортимент ЛС очень широкий, но, в связи с их высокой ценой, лекарственная помощь доступна далеко не всем. В этих условиях задача фармацевта обеспечить качественное обслуживание пациента, реализуя свою консультационную функцию. Основной проблемой фармацевтических кадров в Дании является то, что только 10-15 % выпускников вузов с фармацевтическим образованием идут работать в аптеку, остальные - в фармацевтическую промышленность и дистрибьюцию.

Свой взгляд на образование в области здравоохранения изложил руководитель развития образовательных программ, профессор Школы фармацевтики Лондонского университета (Великобритания) Я. Бейтс.

Он указал на растущую популярность фармацевтического образования у молодежи, и отметил, что большой проблемой сегодня является содержание учебных программ. С развитием науки встает вопрос увеличения преподаваемых дисциплин и общего объема предоставляемых знаний, но нагрузка на учащихся становится чрезмерной, и образование постепенно приобретает формальный характер.

Характеризуя современных студентов, докладчик также отметил, что среди молодых людей очень распространен «плагеаризм» - списывание готовых работ из Интернета. При этом 20 % студентов считают такую ситуацию вполне нормальной.

НЕ МЕНЯТЬ НАЗВАНИЯ, А ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С СУТЬЮ

Обсуждение соответствия фармацевтического образования в России международным требованиям обсуждалось на Секции А «Базовое фармацевтическое образование: изменение в структуре и содержании. Устранение несоответствия между потребностями общества и фармацевтической практикой»

На заседании было отмечено, что в настоящее время на территории нашей страны базовое фармацевтическое образование можно получить в трех фармацевтических академиях (Пятигорской, Пермской, Санкт-Петербургской), на 37 фармацевтических факультетах при медицинских институтах и 3 факультетах при университетах.

Е.Н. Вергейчик, ректор Пятигорской фармацевтической академии рассказал об истории развития фармацевтического образования в России. Говоря о современном состоянии фармобразования, докладчик отметил, что 4 профильных фармацевтических дисциплины сегодня занимают только 30 % учебного времени, и в результате выпускник получает хорошую базовую подготовку, но к практической работе готов только на 70 %.

Согласно опросу, только 20 % выпускников, которые приступили к своей деятельности в качестве руководителей, довольны своими знаниями. В то же время ранняя специализация, по мнению докладчика, снижает общий уровень образования, поэтому узкие специальности в большем объеме должны преподаваться на этапе постдипломного образования.

Е.Н. Вергейчик также выразил скептическое отношение к переименованию специальности «провизор» в «фармацевт», потому что «мы с вами, например, все преподаем одно и то же, а называемся по-разному, и наоборот. Вопрос названия и вопрос признания нашего образования в западном мире - это разные вопросы».

Е.Н. Вергейчику возразил ректор Ташкентского фармацевтического института А.Ю. Ходжаев, который отметил, что у себя в Узбекистане они давно уже выпускают специалистов с высшим фармобразованием - «фармацевтов», а со средним образованием - «помощников фармацевтов». Если же речь идет об интеграции в международное сообщество, то необходима соответствующая смена мышления.

Заведующий кафедрой фармацевтической химии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова А.П. Арзамасцев напомнил коллегам, что на данный момент важнее не изменять названия, а определиться с сутью предоставляемого в России фармацевтического образования. «Мы не знаем пока картину преподавания в западных вузах, так стоит ли нам свое хорошее образование менять на неизвестное, чужое?»- спросил А.П. Арзамасцев, подразумевая грядущее присоединение РФ к Болонскому процессу. - Нужно внимательно во всем разобраться, и любые изменения вводить эволюционным, а не революционным путем».

Заведующая кафедрой фармакологии с курсом технологии лекарств ФППОП Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Н.Д. Бунатян, высказывая свое мнение, отметила, что «присоединение к Болонской декларации - это благо, и не стоит отталкивать протягиваемую нам из-за рубежа «руку помощи».

Обсуждая переход к двухступенчатой системе образования, докладчик отметила, что в случае с фармацевтическим образованием, в отличие от врачебного переход на такую систему, вполне возможен. Бакалавриат может продолжаться 4 года, однако бакалавр не должен приступать к самостоятельной практической деятельности, не пройдя так называемую «специалистратуру» (постдипломное образование, аналогичное сегодняшней интернатуре, цель которого - практическая специализация будущего провизора).


 

Справка МА

Болонская декларация - документ, подписанный в 1999 г. в Болонье министрами образования 29 стран Европы с целью создания единой общеевропейской системы образования, обеспечивающей свободное перемещение дипломированных специалистов на рынке труда в объединенной Европе.
На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечены 45 европейских стран, включая Россию, которая официально присоединилась к нему в 2003 г. Теперь нашей стране до 2010 г. предстоит принять ряд мер по модернизации собственного образования. Обязательства по реформированию высшей школы, в частности, включают переход на двухуровневую систему образования: «бакалавр-магистр».

Присоединение к Болонской декларации позволит повысить конкурентоспособность наших специалистов на европейском рынке труда, а также увеличить привлекательность российских вузов для иностранных студентов.

Основные направления внедрения фармацевтических услуг были обсуждены на заседании секции В.
Заседание открыла Доктор М. Кордина, президент Мальтийского колледжа фармацевтической практики обзором о навыках, необходимых для преподавания фармацевтических специальностей, а также обсудила с присутствующими проблемы безрецептурного отпуска препаратов, важность работы фармацевта-информатора в предоставлении услуг населению.

ИНФОРМАЦИЯ - ИНСТРУМЕНТ ФАРМАЦЕВТА
По докладу Г. В. Шашковой (ММА им. Сеченова) «Информационное обеспечение при назначении и применении лекарственных средств».

Национальная политика по рациональному использованию ЛС, которая разработана Всемирной организаций здравоохранения, имеет два основных направления, включенных в эту программу, - предоставление специалистам и населению объективной и современной информации о ЛС и стратегия образовательной деятельности по рациональному использованию ЛС. Программа принята в нашей стране и закреплена на государственном уровне.

Докладчик остановилась на той работе, которая сегодня ведется по программе дополнительного лекарственного обеспечения в рамках 122 Федерального закона, затронула проблемы информационного обеспечения специалистов. В этой работе принимают участие разные категории специалистов, которые сегодня столкнулись с очень большими проблемами в образовательном секторе.

Если провизоров начали обучать после принятия ряда законов в рамках фармацевтического образования, то с врачами вопрос поставлен иначе.

На сегодняшний день задача, срочно поставленная Президентом, - это создание программы обучения врачей первичного звена - терапевтов, педиатров, руководителей поликлиник!

Чтобы восполнить эту проблему в Минздравсоцразвития был сдана соответствующая программа, в ней предусмотрен лекции, которые будут вести специалисты-провизоры.

Цель системы льготного лекарственного обеспечения ее стоит в оказании качественной лекарственной помощи, в е основу положен перечень ЛС, который отпускается по рецепту врача или фельдшера при оказании дополнительной бес платной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной и социальной помощи. Очень быстро растут перечни ЛС в системе ДЛО, ведется большая работа по информированию цепочки врач - аптека-больной.

Г.В. Шашкова рассказала о своем участии в экспертиз списков ЛС. Эта работа свелась к исправлению ошибок в перечне МНН, который не выдерживает никакой критики, не говоря уже о тех постулатах, которые известны - критерии отбора, полное несоответствие международной практике.

Перечень ЛС при оказании дополнительной бесплатно! медицинской помощи включает в себя следующие наименования:

- международное непатентованное наименование
- национальное непатентованное наименование
- химическое название
- торговое наименование,
- состав действующих веществ (для комбинированных
препаратов). 

Иногда химическое название указано так, что информатору очень сложно разобраться. Поэтому речь идет о том, как разобраться в растущем ассортименте. Проблема заключается в привлечении провизоров и других отраслевых специалистов к составлению перечней списков и всей сопутствующей работе - информационному сопровождению.

С 1993 г. существует проект «Национальный менеджмент», проведена масса образовательных программ - все знали, как делать, но не делали. Сейчас немногие фармацевты и врачи знают, что такое МНН, возникает путаница, ошибки в написании. Поэтому важно этот вопрос сделать одним из составляющих образовательного процесса. Важно выявить, кто будет оказывать эту услугу, кто будет учить? Специальная программа обучения сейчас разрабатывается.

Кроме МНН существуют ТН (торговые названия) - здесь тоже проблема. Сегодня из всех документов исчезла латынь, действует приказ Минздравсоцразвития РФ № 257 от 22.11.2004 г., где указано, что наименование ЛС выписывается на латинском языке или по МНН. Спустя два месяца после этого приказа вышло директивное письмо, указывающее, что выписывать ЛС нужно только по МНН. Опять возникает полное противоречие с международной практикой.

На сегодняшний день в образовательных программах отсутствует методология информирования и оказания медицинской и лекарственной помощи. Цель информирования о ЛС - это возможность осознанного выбора предназначения лекарственного препарата и содействие правильному, эффективному и безопасному применению лекарств. В цепочке врач - провизор в основе всего должен быть больной. Врач несет ответственность за качество медицинской помощи, а провизор несет ответственность за отпуск и качество препарата. В данное время существует проблема назначения препарата без учета ситуации в аптеках (может быть, с учетом ДЛО эта проблема уже снята), проблема замены препаратов, когда провизор должен отменить решение врача.

При безрецептурных рекомендациях провизор должен обладать соответствующими знаниями, брать на себя ответственность. Права пациентов зафиксированы законодательно - существует закон «О защите прав потребителей», масса других законов.

На сегодняшний день существует несколько причин недостатков информирования - это несовершенство правовой базы, отсутствие методологии информирования пациентов - потребителей медицинских услуг, недостаточная профессиональная информированность врачей и провизоров, менталитет врача, отсутствие навыков информирования. В таких условиях возрастает роль отраслевых служб информации.

НАВЫКИ ЕСТЬ, РЕСУРСОВ НЕ ХВАТАЕТ
По докладу СВ. Кононовой, декана фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии.

Докладчик затронула проблему навыков и ресурсов, когда у профессорско-преподавательского состава достаточно навыков, но существует нехватка ресурсов. И одним из главных ресурсов, которых не достаточно, - законодательный. Второй ресурс - проблемы на уровне исполнительной власти. Когда студенты фармацевтических факультетов выходят в жизнь, они не могут реализовать знания, приобретенные за годы учебы. Хотя в настоящее время важность оказания именно фармацевтической помощи значительно возросла. Общеизвестно, что сегодня рецептурные лекарственные средства отпускаются в аптеках без рецепта. Очень часто фармацевты -практические работники - нарушают действующие нормативные акты.

Поэтому у преподавательского состава сейчас много функций. Если рассматривать одну из этих функций – коммуникативно - развивающую, то необходимо пересмотреть концепцию преподавания, когда много говорится об организации лекарственного обеспечения населения, народа, государства, и очень редко звучит слово «личность».

 При выполнении диагностической функции, преподаватели изучают студентов, их потребности, способности, выясняют, что они хотят и куда собираются пойти работать. Следующая функция преподавателя - посредническая. Преподаватель - это посредник между другими дисциплинами, и если он как посредник сумел аккумулировать в свой предмет знания из других областей, то эффективность преподавания в целом будет выше. Проблема состоит в том, что когда приходит молодой специалист, он хорошо ориентируется лишь в определенной области деятельности, и теряется, когда выходит за эти рамки. В этом случае налицо не до конца использованный педагогический ресурс.

 Если говорить о том, какие изменения необходимо внести в существующие учебные курсы, стоит упомянуть о том, что учебный план перегружен. Если бы с первых шагов, например, с неорганической химии, начать говорить о лекарственных препаратах, косвенно останавливаться на их действии, то к началу изучения фармацевтической химии студенты многое освоят. Об экономике отрасли также необходимо говорить с первых курсов. Когда студенты придут на экономику управления, у них будут совершенно другие знания. И когда они научатся рассматривать фармацевтическую помощь, это будут подготовленные специалисты, экономически умеющие обосновать свои решения.

 Государство, профессорско-преподавательский состав должны делать акцент на пациента, ставить его во главе пирамиды системы лекарственного обеспечения. В основании пирамиды должен быть фармацевтический бизнес, законодательная и исполнительная власть. В данном случае исполнительная власть - это врач.

Еще один важный вопрос - недостаточность законодательных ресурсов. Сегодня необходимо законодательно закрепить нормальную фармацевтическую терминологию, переплетающуюся с медицинской, чтобы все медики и фармацевты говорили на одном языке.

Что касается исполнения законов, то у всех у нас есть одна обязанность, записанная во многих нормативных документах - обеспечивать население безопасными и эффективными лекарственными средствами. Поэтому студентам необходимо постоянно внушать, что обязанность выполнять порождает право требовать условия для выполнения этой обязанности.

Заканчивая доклад, С.В. Кононова процитировала слова В.И. Вернадского: «Рост научного знания в XX веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемые явления, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения».


 

ОТ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДО ЛЕКАРСТВА НА ПОЛКЕ

По докладу Е. А.. Максимкиной: «Рациональный фармацевтический менеджмент и практика его преподавания в фармацевтическом Вузе на примере Московской Медицинской Академии»

 Одна из волнующих на сегодня тем - тенденции пересмотра ориентиров с продукта на пациента. Если специалист не знает продукта, значит, не понимает и нужды пациента. Рациональный Фармацевтический Менеджмент (РФМ) - это не только рациональное разрешение, отбор, распределение товара и предоставление рациональных услуг, но и рациональный подбор и расстановка кадров, рациональный отбор информации, а также рациональная организация процесса.

 Докладчик отметила, что в центре внимания должна быть самостоятельность обучаемого, но, как «ни один плод не может быть выращен без труда искусного садовника», так и студент не может изучить азбуку, его должен кто-то научить. Другое дело, когда речь идет о процессах, о технологиях обучения.

Говоря о включении отдельных элементов РФМ в образовательный стандарт специалиста, докладчик обратилась к нескольким факторам.

 Во-первых, политический фактор, обусловивший реформы политических институтов Российской Федерации. Во-вторых, экономический, вовлекший за собой информационные процессы в экономике, обеспечил использование и рыночных механизмов взаимодействия, и государственного влияния на различные процессы.

Третий аспект - международный.
Если трактовать цикл фармацевтического менеджмента так, как это принято в международной практике, то он включает четыре основных направления:

- рациональный отбор
- рациональные закупки
- рациональное распределение
- рациональное использование лекарственных препаратов

Обучение на стадии «отбор лекарственного препарата» предполагает знание:

- принципов (доказанная эффективность и безопасность, соотношение затрат и эффекта использования, стабильность при хранении, запросы потребителей и факторный анализ)
- методов, которые позволяют осуществить такой рациональный подход (фармакоэкономические методы, метод ABC, экономико-математические методы)

Реализация обучения проводится в рамках формирования стандартов лечения, определения потребностей и спроса, и информационного обеспечения фармацевтического бизнеса. Но, основная проблема заключается в том, достаточно ли времени, чтобы студент получил знания по каждому из этих направлений. Например, на определение потребностей и спроса даны лишь 2 часа лекций и 6 часов практического занятия. Соответственно, встает проблема самостоятельного обучения.

Следующая стадия - закупка лекарств, которая также предполагает знание принципов надлежащей практики закупок, конкурсный отбор (один из основных обязательных элементов), оценку поставщиков по критериям, обеспечение качества продуктов. Немаловажны и такие аспекты, как деловая этика партнера, и критерии компетентности специалиста.

Реальную проблему для российского образования представляет отсутствие целостности модуля РФМ.

 Кроме того, мы еще не определились с тем, на какое место, какого уровня мы готовим специалиста. Пока у нас функционально роль фармацевтического работника заканчивается на стадии отбора-закупки, и очень маленькая роль распределения. Также регулирующие государственные органы отказались от термина «распространение», хотя практика лечебной деятельности предполагает именно распространение лекарственных препаратов внутри стационаров. И было бы не рационально отказываться от данной терминологии и от данных навыков обучения.

Кроме того, проблема, которую хочется «поднять» - это распределение модуля в рамках двух ступеней - бакалавр и магистр. Когда профессор из Мальты Мария Кордина докладывала о том, что необходимо выпустить полностью компетентного специалиста, возник вопрос: насколько компетентного? Если он будет компетентен во всем вплоть до возможности учить других, то чему же он будет учиться оставшуюся жизнь, если мы предполагаем обучение, «красной нитью» проходящее через всю жизнь?

Еще одна проблема - сочетание теоретического курса и отработка практических навыков.

Требует пристального внимания и вопрос технологии обучения. Какие технологии используются? То, что пациент должен быть в центре внимания, это ясно всем, но с помощью каких технологий обучить этому специалиста, на каких примерах это можно отработать?

Требуется приобретение навыков взаимодействия при решении управленческих задач с разными специалистами.

«Умение выбирать из явных вариантов - необходимо для выживания, а умение создавать альтернативы - необходимость для процветания».

По итогам Международного совещания по проблемам высшего фармацевтического образования была организована пресс-конференция, в ходе которой ректор ММА им. И.М. Сеченова академик М.А. Пальцев выразил озабоченность качеством подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием в нашей стране.

В частности, он отметил, что в настоящее время в России фармацевтических вузов и факультетов различной подчиненности насчитывается 43 - т. е. больше, чем было в свое время на всей территории СССР. Все чаще фармацевтические факультеты открываются на базе даже немедицинских вузов, при этом в ряде регионов таких учебных заведений насчитывается уже не по одному. К примеру, в Воронеже и в Северной Осетии по два фармацевтических вуза - при этом качество преподавания в большинстве случаев оставляет желать лучшего.

«В ряде случаев даже наличие рядом медицинского вуза не решает проблемы, так как преподавание профильных для фармацевтов дисциплин должны вести специалисты соответствующего уровня», - подчеркнул М.А. Пальцев. - Порой такие дисциплины, как фармацевтическую химию, фармакогнозию, организацию экономики фармации преподают врачи, химики, биологи или даже просто работники практической фармации. Это совершенно недопустимо - ведь даже преподавание медицинских дисциплин вроде патологии или клинической фармакологии на фармфакультетах имеет свою специфику.

В результате мы получаем перепроизводство специалистов с дипломами о высшем фармацевтическом образовании, профессиональный уровень которых не отвечает современным требованиям. Эту ситуацию необходимо срочно решать...».

Не менее важной, по мнению ректора ММА им. И.М. Сеченова, является проблема взаимоотношений государства с выпускниками медицинских и фармацевтических вузов, обучающихся на бюджетной основе. Как отмечалось в ходе пресс-конференции, сегодня в фармацевтическом секторе рынка труда возникла парадоксальная ситуация. Государственные вузы, бесплатно (т. е. за счет бюджета) обучающие студентов одной из самых востребованных специальностей, выплачивающие им различные стипендии, в итоге просто отдают молодых специалистов в частные структуры. При этом в государственных и муниципальных аптеках наблюдается острый дефицит кадров.

Выходом, по мнению участников пресс-конференции, могла бы стать жесткая контрактная система, согласно которой «бюджетные» выпускники должны были бы отрабатывать определенное время по направлению Минздравсоцразвития РФ.


Исходная статья: Московские Аптеки № 10 от 24 октября 2005 г.
Авторы:  Ольга Иванова, Елена Пигарева, Людмила Шеина