«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Кто в магистры, а кто в бакалавры

Подписав Болонскую декларацию, Россия выразила желание присоединиться к единому европейскому образовательному пространству, которое предполагается создать к 2010 году. Поэтому к 2006 году вузы должны адаптировать свою систему подготовки кадров к европейской. В том числе это касается и фармацевтического медицинского образования.

Еще в апреле медики жестко высказались против введения двухуровневой (бакалавр-магистр) системы подготовки врачей в нашей стране. Но, как оказалось, это затрагивает не все специальности. Подготовка врачей по направлениям «лечебное дело» и «стоматология» сохранится в традиционной для России форме, а вот «организация здравоохранения», «фармация» и «сестринское дело» вполне могут быть переведены на предусмотренную Болонской конвенцией двухуровневую систему обучения.

Надо сказать, вопрос вступления в Болонский процесс является делом исключительно добровольным. Это означает, что с 2010 года подготовка фармацевтов будет осуществляться по двум направлениям. С одной стороны, сохранятся вузы, выпускающие провизора по традиционной пятилетней программе обучения, и специалиста, прошедшего годичную интернатуру. С другой стороны, появятся вузы, вступившие на путь Болонского процесса и функционирующие по европейским стандартам.

И тут, как показали итоги прошедшего Международного совещания по проблемам высшего фармацевтического образования с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения, прежде всего необходимо навести порядок с терминологией. Ведь понятия «провизор» в Европе нет, там есть «помощник фармацевта» и образовательный уровень у такого специалиста — бакалавр. Фармацевт же имеет магистерскую степень.

 — У нас же, наоборот, высшие учебные заведения выпускают — по названию — провизоров, а средние специальные — фармацевтов. В принципе у нас де-факто двухуровневая система подготовки специалистов фармации уже существует. И с формальной точки зрения выпускники, скажем, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова с дипломом провизора в Европе и некоторых других странах признаются как специалисты, получившие магистерскую степень по фармации. Однако де-юре проблема остается, — говорит ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова академик РАН и РАМН Михаил Пальцев.

Казалось бы, чего проще. Проучившись три года в вузе, студент приобретает степень бакалавра, а затем магистра. Но не все так однозначно. Сейчас практически все фармучилища, которые раньше готовили специалистов со средним специальным образованием, приобрели статус колледжей и утверждают, что готовят бакалавров. Кстати, как говорят специалисты, по содержанию учебных программ обучение в фармколледже действительно ближе к бакалавриату, чем - то, что преподается на первых трех курсах в вузе. Получается, что колледжи, конечно, с определенными оговорками, но все же дублируют программу первых трех курсов фармацевтических вузов. При этом с юридической точки зрения выпускник фармучилища или колледжа является дипломированным специалистом с правом на работу в своей области, а студент после третьего курса еще никто.

Предлагается закрыть в фармвузах подготовку бакалавров, отдав ее полностью в фармучилища и колледжи. Таким образом, для получения степени «магистр фармации» надо будет сначала закончить фармколледж, а затем пройти соответствующее дополнительное обучение в вузе. В последнем случае учиться придется не 5—6 лет, а три года. Такая система как раз принята в Европе.

— Моя позиция такова: провизоров (бакалавров) должны выпускать колледжи и училища, а фармацевтов (магистров) — фармвузы, — говорит Михаил Пальцев.

Следующим основным положением конвенции является введение системы кредитов, зачетных единиц по типу европейской системы единиц ECTS (European Credit Transfer System).

Для того чтобы российский диплом признавали в Европе, нужно будет пройти сложную систему аккредитации. Должна быть проведена экспертиза подготовки программ в вузах. И делать это будут не российские, а европейские специалисты.

В России основной единицей учета трудоемкости всех видов учебной работы являются академические учебные часы. Считается, что введение системы зачетных единиц позволит обеспечить переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу образования «через всю жизнь». В основе системы единиц ECTS лежит определение эффективности учебной нагрузки. Зачетные кредиты могут быть использованы для всех типов преподавания и обучения как в случае формализованного обучения, так и при самоподготовке и других формах обучения. Их можно считать своеобразным международным эквивалентом оценки образовательного процесса. Введение системы зачетных единиц позволит накапливать кредиты как в вузах, так и в системе послевузовского образования с последующим их зачетом. В настоящее время на основании методических указаний Министерства образования и науки России разрабатывается система перевода академических часов в кредиты. В Учебно-методическом объединении по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России разработаны методические рекомендации по данной системе оценки знаний. Согласно рекомендациям одна зачетная единица равняется примерно 36 академическим часам.

—Процесс признания дипломов и внедрения единой системы зачета профессиональных знаний вовсе не нацелен на то, чтобы ломать сложившиеся в той или иной стране стереотипы. Суть в том, чтобы специалист при желании смог бы подтвердить уровень полученных им знаний в любой стране, входящей в Болонский процесс, — считает Михаил Пальцев.

На Международном совещании по проблемам высшего фармацевтического образования обсуждались и другие проблемы. Насторожила участников «вакханалия в открытии фармацевтических факультетов». Многие университеты, в том числе химические, физические осознали, что сегодня фармацевтический бизнес готов оплачивать подготовку специалистов.

— Только за последний год открыто шесть фармацевтических факультетов в университетах России, причем в университетах, которые не имеют соответствующей технической базы. Приходится констатировать, уровень подготовки специалистов снижается, — говорит Михаил Пальцев.

Видно, вхождение вузов в европейский рынок высшего образования будет непростым.

СПРАВКА

Начало Болонсному процессу положила совместная декларация «0 гармонизации архитектуры европейского высшего образования», подписанная Великобританией, Германией, Францией, и Италией 25 мая 1998 года. Болонский процесс предусматривает к 2010 году создание единого европейского пространства высшего образования. Цель - построе ние единой стандартизированной системы обучения, позволяющей повысить занятость и мобильность граждан стран-участниц и сделать более привлекательной для студентов и преподавателей из других стран систему общеевропейского высшего образования.

Во имя реализации поставленных целей страны-участницы должны:

— принять системы сопоставимых степеней образования;
— ввести двухуровневую систему обучения;
— ввести систему академических кредитов;
— содействовать мобильности студентов и преподавателей;
— ввести систему непрерывного образования.

По состоянию на май 2005 года участниками процесса являются 45 государств. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года.


Исходная статья: Парламентская газета , № 194 (1811) 3 ноября, 2005
Авторы:  Ольга Зенькович