«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Как готовить фармацевтов?

В настоящее время на территории России функционируют три фармацевтические академии (Пятигорская, Пермская, Санкт-Петербургская), 37 фармацевтических факультетов при медицинских институтах, а также три факультета при университетах в Воронеже, Москве (Российский университет дружбы народов), Северной Осетии. Ежегодно в вузы для получения фармобразования поступает 2,5 тысячи студентов, и около 2,7 тысяч (включая студентов, обучающихся на коммерческой основе) заканчивают учебные заведения.

На сегодня, пожалуй, самыми обсуждаемыми темами среди фармакологов являются вопросы: как успешно подключить отечественное медицинское образование к Болонской декларации, как совершенствовать и повысить качество фармацевтического образования в России, а также вопросы дальнейшего развития фармацевтического образования в Европейском регионе. К сожалению, до настоящего времени Агентством по здравоохранению и социальному развитию не принято конкретных мер по выполнению рекомендаций апрельского совещания ректоров медицинских и фармацевтических вузов | в части определения перспективных направлений деятельности высшей медицинской и фармацевтической школы по реализации Болонской декларации. Это требует совершенствования процесса подготовки кадров в период обучения в вузе и после его окончания.

В течение двух дней эти и многие другие вопросы обсуждались на Международном совещании по проблемам высшего фармацевтического образования с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). С российской стороны в совещании принимали участие представители Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, ректоры фармацевтических академий, деканы фармацевтических факультетов образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, атак же деканы медицинских (фармацевтических) факультетов государственных университетов.

С докладом выступила региональный советник по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ Галина Перфильева. Она отметила, что в мире установился кризис в кадровых ресурсах, а ведь именно специалисты определяют эффективность здравоохранения. Проблемой кадровых ресурсов является серьезный дисбаланс или несоответствие между подготовкой кадров, содержанием подготовки и потребностями системы здравоохранения, а также населения в медицинской помощи. К сожалению, заметила Галина Михайловна, научные исследования в области кадровых ресурсов самые немногочисленные, поэтому доказательной базы для принятия решений и формирования стратегии во многих странах фактически нет. По ее словам, в прошлом году Всемирной организацией здравоохранения обсуждались вопросы поддержки научных исследований в области кадровых ресурсов. В своем докладе Перфильева остановилась на терминологической совместимости понятий «провизор» и «фармацевт» и выделила такие тенденции образования, как глобализация, интернационализация, внедрение информационных технологий, виртуализация и другие.

На совещании выступили гости — руководитель развития образовательных программ, Школы фармацевтики Лондонского университета Ян Бейтс, президент Мальтийского колледжа фармацевтической практики Мария Кордина и исполнительный директор компании Pharmakon (Дания) Курт Расмуссен.

В ходе заседаний обсуждались общие тенденции фармацевтического образования и оказания фармацевтических услуг, введение бакалавриата и магистратуры в фармацевтическом образовании, взаимоотношение понятий «провизор — фармацевт» в России и Европе. Кроме того, затронули вопросы последипломного и постоянного профессионального развития в фармации, контроля за лицензированием фармацевтической деятельности, а также вопросы аккредитации фармвузов. Надо помнить, что развитие здравоохранения в России в значительной мере зависит от профессионального уровня и качества подготовки фармацевтов, развития новых педагогических технологий, акцента на активность студента и провизора на протяжении всей трудовой деятельности.

По словам ректора Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, академи научных исследований в области кадровых ресурсов. В своем докладе Перфильева остановилась на терминологической совместимости понятий «провизор» и «фармацевт» и выделила такие тенденции образования, как глобализация, интернационализация, внедрение информационных технологий, виртуализация и другие.

На совещании выступили гости — руководитель развития образовательных программ, Школы фармацевтики Лондонского университета Ян Бейтс, президент Мальтийского колледжа фармацевтической практики Мария Кордина и исполнительный директор компании Pharmakon (Дания) Курт Расмуссен.

В ходе заседаний обсуждались общие тенденции фармацевтического образования и оказания фармацевтических услуг, введение бакалавриата и магистратуры в фармацевтическом образовании, взаимоотношение понятий «провизор — фармацевт» в России и Европе. Кроме того, затронули вопросы последипломного и постоянного профессионального развития в фармации, контроля за лицензированием фармацевтической деятельности, а также вопросы аккредитации фармвузов. Надо помнить, что развитие здравоохранения в России в значительной мере зависит от профессионального уровня и качества подготовки фармацевтов, развития новых педагогических технологий, акцента на активность студента и провизора на протяжении всей трудовой деятельности.

По словам ректора Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, академика РАН и РАМН, профессора Михаила Пальцева, существующая сегодня в России система высшего фармацевтического образования и последипломной подготовки специалистов в области фармации в значительной степени отвечает требованиям Болонского процесса. Вместе с тем, по его словам, в российской системе фармацевтического образования существует ряд проблем.

На совещании говорилось о создании единой для всей России системы комплексно-тестовых программ обучения и итогового контроля для фармацевтических академий и факультетов, имеющей государственный стандарт и уровень аккредитации.
По мнению собравшихся, должна быть выработана единая стратегия, направленная на совершенствование всей системы последипломного образования, так как сегодня нет должного взаимодействия между факультетами профессионального последипломного образования вузов и институтами усовершенствования врачей, в которых преподавание должно проводиться по единым требованиям государственных образовательных стандартов.

Необходимо разработать новое поколение квалификационных характеристик специалистов, определиться в отношении стандартов, включив в них количественные критерии качества обучения, которые должны определить специалисты и профессиональные ассоциации. Кроме того, требуется разработка новой модели взаимоотношений, регламентирующих рациональное использование фармацевтических кадров отрасли, подготовленных как за счет средств федерального и регионального бюджета, так и на контрактной основе. Необходимо незамедлительно приступить к разработке Концепции непрерывного профессионального развития провизоров и преподавателей для структурной перестройки фармацевтического образования на основе его непрерывности в течение трудовой деятельности специалиста путем сочетания различных форм и методов обучения, внедрения современных технологий и материальных стимулов.

Нуждается в совершенствовании и адаптации к изменившимся условиям и система педагогической составляющей преподавательского корпуса, а также внутри вузовского контроля качества подготовки провизоров. В этих вопросах Министерство здравоохранения и социального развития России, как и его структуры, отвечающие за систему подготовки фармацевтических кадров должны занять более активную позицию, поддерживать перспективное развитие высшей фармацевтической школы в новых экономических и социальных условиях создания общеевропейского образовательного пространства.

В преддверии совещания ректор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, академик РАН и РАМН, профессор Михаил Пальцев высказал свое мнение о переходе высшего медицинского и фармацевтического образования в России на принципы, провозглашенные Болонской декларацией:

— Сегодня мы должны сохранить систему подготовки специалистов по направлению «лечебное дело» и «стоматология» (так как при нынешнем положении дел переход на модель «бакалавр-магистр» не отвечает реальным возможностям и здравоохранения и высшей медицинской школы). А такие направления как «организация здравоохранения», «фармация» и «сестринское дело», вполне могут быть переведены на предусмотренную Болонской конвенцией двухцикловую систему обучения.

Стоит упомянуть, что на сегодняшний день в российских медицинских вузах студенты получают образование по семи базовым специальностям. В Европе — по трем. При этом фармация там чаще всего вообще относится не к медицинскому образованию, а к химическому или техническому. Безусловно, в буквальном виде нам такой подход копировать не стоит, поскольку и с юридической, и с организационной точек зрения в нашей стране уже сложилась определенная модель подготовки специалистов в области фармации. Все можно сделать и в рамках уже сложившейся системы.

Хотя принципиальных «противопоказаний» к переходу фармацевтического образования на подготовку бакалавров и магистров сегодня практически нет, но существует все же ряд сложностей организационного плана.

Прежде всего, необходимо навести порядок с терминологией, поскольку понимание таких понятий как «провизор» и «фармацевт» в корне отличаются в России и в Европе. Как известно, в Европе понятия «провизор» в большинстве случаев вообще нет — или если есть, то под ним подразумевается что-то вроде «помощника фармацевта», «лаборанта фармацевтического производства» и т. п. И образовательный уровень у такого специалиста — бакалавр. Фармацевт же имеет магистерскую степень, причем в дальнейшем может получить уже ученое звание «доктор философии», или PhD.

У нас же все наоборот: высшие учебные заведения выпускают — по названию — провизоров, а средние специальные (то есть фармучилища и колледжи) — фармацевтов. В принципе, де факто у нас двухцикловая система подготовки специалистов фармации уже существует. И с формальной точки зрения выпускники, скажем, Московской медицинской академии имени Сеченова с дипломом провизора в Европе и некоторых других странах признаются как специалисты, получившие магистерскую степень по фармации. (В дипломах иностранных студентов мы так и пишем — «Магистр фармации».) Однако де юре проблема остается.

Процесс признания дипломов и внедрения единой системы зачета профессиональных знаний, предусматриваемые Болонской декларацией, вовсе не нацелен на то, чтобы каким-то образом ломать сложившиеся в той или иной стране стереотипы. Суть в том, чтобы специалист при желании смог бы подтвердить уровень полученных им знаний в любой стране, входящей в Болонский процесс. При нынешней терминологической путанице сделать это сложно, поэтому тот, кто захочет поехать работать или жить в одну из этих стран, едва ли будет сильно возражать против своего «переименования».

Да и вообще отказываться от такого понятия, как провизор, не стоит — в конце концов, люди к нему привыкли. Другое дело, что процесс получения соответствующих специальностей надо поставить с головы на ноги: провизоров (бакалавров) должны выпускать колледжи и училища, а фармацевтов (магистров) — фармвузы. Такова моя позиция. И хотя я предвижу крайне резкую реакцию на такого рода предложения со стороны наиболее консервативно настроенной фармацевтической общественности, именно эту позицию я намерен предлагать и отстаивать на предстоящем совещании.

Второй крайне важный вопрос связан со специализацией выпускников фармацевтических вузов. Сейчас мы готовим неких абстрактных провизоров, которые потом начинают осваивать необходимые навыки уже в зависимости от своего места работы — аптеки, фармацевтического производства или научной лаборатории. Такое разделение существует во всем мире, и, как нам представляется, именно по этим направлениям должна быть построена подготовка магистров фармации уже на уровне вуза.

К примеру, на фармфакультете ММА есть кафедры аптечной технологии, заводской технологии, а также организации и экономики фармации. Все эти кафедры должны стать выпускающими — готовить магистров фармации («фармацевтов» по новой терминологии) именно по этим узким специальностям.

Очень сложный вопрос — постдипломное образование, которое должно проходить непрерывно и регулярно. Сегодня мы проводим его по трем вышеназванным направлениям, однако, на мой взгляд, перечень специальностей, получаемых в рамках последипломной подготовки и переподготовки, должен быть существенно расширен...


Исходная статья: Вузовские вести, № 20 октябрь 2005 г.
Авторы:  Наталья Кустова и Андрей Шолохов