«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Тенденции российского фармобразования: присоединение к Болонскому процессу

11-12 октября в Москве в Центре Международной торговли состоялось международное совещание ректоров фармацевтических академий и деканов фармацевтических факультетов образовательных учреждений России по проблемам высшего фармацевтического образования с участием экспертов ВОЗ. Совещание было посвящено стратегиям дальнейшего развития фармацевтического образования в Европейском регионе и вопросам повышения качества фармацевтического образования в нашей стране.

ПРОВИЗОР ИЛИ ФАРМАЦЕВТ?

Основной задачей пленарного заседания стало информирование присутствующих о состоянии дел с подготовкой кадровых ресурсов для здравоохранения в мире. Основные проблемы этого процесса и пути их решения в своем докладе освятила региональный советник по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗГ.М. Перфильева.

Докладчик, в частности, отметила, что страны Европейского региона ВОЗ по уровню медицинских кадровых ресурсов находятся в благополучном положении: на 1 тыс. населения здесь приходится 10,5 медицинских работников, тогда как средний показатель в мире составляет 4 работника здравоохранения на 1 тыс. населения.

Глобальный кризис кадровых ресурсов обусловлен неравномерностью их распределения: медицинских работников катастрофически не хватает в странах Африки и Азии, в то же время существуют неконтролируемые миграционные процессы - отток квалифицированных медицинских кадров из развивающихся стран в экономически развитые. Особенно активно рекрутингом в развивающихся странах, в частности, в ЮАР, занимается Великобритания.

Для оценки дефицита в кадровых ресурсах ВОЗ проводится работа по созданию Единого классификатора кадровых ресурсов, а для регулирования миграционных процессов - специальных этических кодексов. Для увеличения количества медицинских кадров в мире ежегодно открывается около 100 новых учреждений медицинского образования, однако их открытие не всегда влечет повышение качества образования.

Что касается России, то важным моментом является тот факт, что у нас традиционно в дипломе человека с высшим фармацевтическим образованием стоит специальность -«провизор», тогда как в Европе и многих других странах специалиста с высшим или университетским фармобразованием называют «фармацевт», а сотрудник со средним фармобразованием именуется «помощником фармацевта» или «ассистентом фармацевта». Специальность «провизор» в большинстве стран отсутствует как таковая, и в связи с этим у наших специалистов за рубежом возникают дополнительные трудности.

Выступление исполнительного директора компании Pharmakon (Дания) К. Расмуссена было посвящено причинам внесения изменений в подготовку фармацевтических кадров.

Должно быть рациональное использование пациентом медикаментов, выписанных врачом. К. Расмуссен отметил, что ассортимент ЛС очень широкий, но, в связи с их высокой ценой, лекарственная помощь доступна далеко не всем. В этих условиях задача фармацевта обеспечить качественное обслуживание пациента, реализуя свою консультационную функцию. Основной проблемой фармацевтических кадров в Дании является то, что только 10-15 % выпускников вузов с фармацевтическим образованием идут работать в аптеку, остальные - в фармацевтическую промышленность и дистрибьюцию.

Свой взгляд на образование в области здравоохранения изложил руководитель развития образовательных программ, профессор Школы фармацевтики Лондонского университета (Великобритания) Я. Бейтс.

Он указал на растущую популярность фармацевтического образования у молодежи, и отметил, что большой проблемой сегодня является содержание учебных программ. С развитием науки встает вопрос увеличения преподаваемых дисциплин и общего объема предоставляемых знаний, но нагрузка на учащихся становится чрезмерной, и образование постепенно приобретает формальный характер.

Характеризуя современных студентов, докладчик также отметил, что среди молодых людей очень распространен «плагеаризм» - списывание готовых работ из Интернета. При этом 20 % студентов считают такую ситуацию вполне нормальной.

НЕ МЕНЯТЬ НАЗВАНИЯ, А ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С СУТЬЮ
Обсуждение соответствия фармацевтического образования в России международным требованиям обсуждалось на Секции А «Базовое фармацевтическое образование: изменение в структуре и содержании. Устранение несоответствия между потребностями общества и фармацевтической практикой»


На заседании было отмечено, что в настоящее время на территории нашей страны базовое фармацевтическое образование можно получить в трех фармацевтических академиях (Пятигорской, Пермской, Санкт-Петербургской), на 37 фармацевтических факультетах при медицинских институтах и 3 факультетах при университетах.

Е.Н. Вергейчик, ректор Пятигорской фармацевтической академии рассказал об истории развития фармацевтического образования в России. Говоря о современном состоянии фармобразования, докладчик отметил, что 4 профильных фармацевтических дисциплины сегодня занимают только 30 % учебного времени, и в результате выпускник получает хорошую базовую подготовку, но к практической работе готов только на 70 %. Согласно опросу, только 20 % выпускников, которые приступили к своей деятельности в качестве руководителей, довольны своими знаниями. В то же время ранняя специализация, по мнению докладчика, снижает общий уровень образования, поэтому узкие специальности в большем объеме должны преподаваться на этапе постдипломного образования.

Е.Н. Вергейчик также выразил скептическое отношение к переименованию специальности «провизор» в «фармацевт», потому что «мы с вами, например, все преподаем одно и то же, а называемся по-разному, и наоборот. Вопрос названия и вопрос признания нашего образования в западном мире - это разные вопросы».

Е.Н. Вергейчику возразил ректор Ташкентского фармацевтического института А.Ю. Ходжаев, который отметил, что у себя в Узбекистане они давно уже выпускают специалистов с высшим фармобразованием - «фармацевтов», а со средним образованием - «помощников фармацевтов». Если же речь идет об интеграции в международное сообщество, то необходима соответствующая смена мышления.

Заведующий кафедрой фармацевтической химии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова А.П. Арзамасцев напомнил коллегам, что на данный момент важнее не изменять названия, а определиться с сутью предоставляемого в России фармацевтического образования. «Мы не знаем пока картину преподавания в западных вузах, так стоит ли нам свое хорошее образование менять на неизвестное, чужое?»- спросил А.П. Арзамасцев, подразумевая грядущее присоединение РФ к Болонскому процессу. - Нужно внимательно во всем разобраться, и любые изменения вводить эволюционным, а не революционным путем».

Заведующая кафедрой фармакологии с курсом технологии лекарств ФППОП Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Н.Д. Бунатян, высказывая свое мнение, отметила, что «присоединение к Болонской декларации - это благо, и не стоит отталкивать протягиваемую нам из-за рубежа «руку помощи».

Обсуждая переход к двухступенчатой системе образования, докладчик отметила, что в случае с фармацевтическим образованием, в отличие от врачебного переход на такую систему, вполне возможен. Бакалавриат может продолжаться 4 года, однако бакалавр не должен приступать к самостоятельной практической деятельности, не пройдя так называемую «специалистратуру» (постдипломное образование, аналогичное сегодняшней интернатуре, цель которого - практическая специализация будущего провизора).

Справка МА

Болонская декларация - документ, подписанный в 1999 г. в Болонье министрами образования 29 стран Европы с целью создания единой общеевропейской системы образования, обеспечивающей свободное перемещение дипломированных специалистов на рынке труда в объединенной Европе.

На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечены 45 европейских стран, включая Россию, которая официально присоединилась к нему в 2003 г. Теперь нашей стране до 2010 г. предстоит принять ряд мер по модернизации собственного образования. Обязательства по реформированию высшей школы, в частности, включают переход на двухуровневую систему образования: «бакалавр-магистр».

Присоединение к Болонской декларации позволит повысить конкурентоспособность наших специалистов на европейском рынке труда, а также увеличить привлекательность российских вузов для иностранных студентов.

Основные направления внедрения фармацевтических услуг были обсуждены на заседании секции В.

Заседание открыла Доктор М. Кордина, президент Мальтийского колледжа фармацевтической практики обзором о навыках, необходимых для преподавания фармацевтических специальностей, а также обсудила с присутствующими проблемы безрецептурного отпуска препаратов, важность работы фармацевта-информатора в предоставлении услуг населению.

ИНФОРМАЦИЯ - ИНСТРУМЕНТ ФАРМАЦЕВТА
По докладу Г. В. Шашковой (ММА им. Сеченова) «Информационное обеспечение при назначении и применении лекарственных средств».


Национальная политика по рациональному использованию ЛС, которая разработана Всемирной организаций здравоохранения, имеет два основных направления, включенных в эту программу, - предоставление специалистам и населению объективной и современной информации о ЛС и стратегия образовательной деятельности по рациональному использованию ЛС. Программа принята в нашей стране и закреплена на государственном уровне.

Докладчик остановилась на той работе, которая сегодня ведется по программе дополнительного лекарственного обеспечения в рамках 122 Федерального закона, затронула проблемы информационного обеспечения специалистов. В этой работе принимают участие разные категории специалистов, которые сегодня столкнулись с очень большими проблемами в образовательном секторе. Если провизоров начали обучать после принятия ряда законов в рамках фармацевтического образования, то с врачами вопрос поставлен иначе. На сегодняшний день задача, срочно поставленная Президентом,- это создание программы обучения врачей первичного звена - терапевтов, педиатров, руководителей поликлиник. Чтобы восполнить эту проблему в Минздравсоцразвития была сдана соответствующая программа, в ней предусмотрены лекции, которые будут вести специалисты-провизоры.

Цель системы льготного лекарственного обеспечения состоит в оказании качественной лекарственной помощи, в ее основу положен перечень ЛС, который отпускается по рецепту врача или фельдшера при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной и социальной помощи. Очень быстро растут перечни ЛС в системе ДЛО, ведется большая работа по информированию цепочки врач - аптека - больной.

Г.В. Шашкова рассказала о своем участии в экспертизе списков ЛС. Эта работа свелась к исправлению ошибок в перечне МНН, который не выдерживает никакой критики, не говоря уже о тех постулатах, которые известны - критерии отбора, полное несоответствие международной практике.

Перечень ЛС при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи включает в себя следующие наименования:

- международное непатентованное наименование,
- национальное непатентованное наименование,
- химическое название,
- торговое наименование,
- состав действующих веществ (для комбинированных
препаратов).

Иногда химическое название указано так, что информатору очень сложно разобраться. Поэтому речь идет о том, как разобраться в растущем ассортименте. Проблема заключается в привлечении провизоров и других отраслевых специалистов к составлению перечней списков и всей сопутствующей работе - информационному сопровождению. С 1993 г. существует проект «Национальный менеджмент», проведена масса образовательных программ - все знали, как делать, но не делали. Сейчас немногие фармацевты и врачи знают, что такое МНН, возникает путаница, ошибки в написании. Поэтому важно этот вопрос сделать одним из составляющих образовательного процесса. Важно выявить, кто будет оказывать эту услугу, кто будет учить? Специальная программа обучения сейчас разрабатывается.

Кроме МНН существуют ТН (торговые названия) - здесь тоже проблема. Сегодня из всех документов исчезла латынь, действует приказ Минздравсоцразвития РФ № 257 от 22.11.2004 г., где указано, что наименование ЛС выписывается на латинском языке или по МНН. Спустя два месяца после этого приказа вышло директивное письмо, указывающее, что выписывать ЛС нужно только по МНН. Опять возникает полное противоречие с международной практикой.

На сегодняшний день в образовательных программах отсутствует методология информирования и оказания медицинской и лекарственной помощи. Цель информирования о ЛС - это возможность осознанного выбора предназначения лекарственного препарата и содействие правильному, эффективному и безопасному применению лекарств. В цепочке врач - провизор в основе всего должен быть больной. Врач несет ответственность за качество медицинской помощи, а провизор несет ответственность за отпуск и качество препарата. В данное время существует проблема назначения препарата без учета ситуации в аптеках (может быть, с учетом ДЛО эта проблема уже снята), проблема замены препаратов, когда провизор должен отменить решение врача. При безрецептурных рекомендациях провизор должен обладать соответствующими знаниями, брать на себя ответственность. Права пациентов зафиксированы законодательно - существует закон «О защите прав потребителей», масса других законов.

На сегодняшний день существует несколько причин недостатков информирования - это несовершенство правовой базы, отсутствие методологии информирования пациентов - потребителей медицинских услуг, недостаточная профессиональная информированность врачей и провизоров, менталитет врача, отсутствие навыков информирования. В таких условиях возрастает роль отраслевых служб информации.

НАВЫКИ ЕСТЬ, РЕСУРСОВ НЕ ХВАТАЕТ
По докладу СВ. Кононовой, декана фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии.


Докладчик затронула проблему навыков и ресурсов, когда у профессорско-преподавательского состава достаточно навыков, но существует нехватка ресурсов. И одним из главных ресурсов, которых не достаточно, - законодательный. Второй ресурс - проблемы на уровне исполнительной власти. Когда студенты фармацевтических факультетов выходят в жизнь, они не могут реализовать знания, приобретенные за годы учебы. Хотя в настоящее время важность оказания именно фармацевтической помощи значительно возросла. Общеизвестно, что сегодня рецептурные лекарственные средства отпускаются в аптеках без рецепта. Очень часто фармацевты -практические работники - нарушают действующие нормативные акты.

Поэтому у преподавательского состава сейчас много функций. Если рассматривать одну из этих функций – коммуникативно - развивающую, то необходимо пересмотреть концепцию преподавания, когда много говорится об организации лекарственного обеспечения населения, народа, государства, и очень редко звучит слово «личность».


Исходная статья: Московские Аптеки №10 24 октября 2005