«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Требования редакционного-издательского совета академии к изданию учебно-методической литературы

«Утверждаю»
Председатель ученого совета ММА им. И.М. Сеченова,
Академик РАН и РАМН,
Профессор____________
М.А.Пальцев

03 декабря 2001 г.


Требования

к учебным изданиям для системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, разрабатываемым сотрудниками ММА им. И.М.Сеченова

Настоящие требования подготовлены на основании Закона РФ «Об образовании» (1992), Закона РФ «О высшем и профессиональном образовании» (1996), издательского ОСТа 29.130-97 «Издания. Термины и определения», в соответствии с Требованиями УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию к учебным изданиям для высшего, послевузовского и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования.

Общие положения.

I

К учебным изданиям относятся: учебник, учебное пособие и учебная программа.

1. Учебник – основное учебное издание. Содержит систематизированную учебную информацию по дисциплине (предмет, задачи, методы и цели изучения, законы и закономерности, принципы, правила, отдельные существенные факты, явления и пр.), соответствующую конкретному государственному образовательному стандарту, должно быть официально рекомендовано УМО и редсоветом ММА им. И.М.Сеченова в качестве данного вида издания

2. Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебную информацию, дополняющую и/или частично заменяющую учебник или способствующую рациональному достижению целей обучения, и официально рекомендованное УМО и редсоветом ММА им. И.М.Сеченова в качестве данного вида издания.

Частными видами учебного пособия являются:

а) учебно-наглядное пособие, содержащее учебную информацию в виде иллюстративного материала (схемы, рисунки, фотографии, таблицы и пр.);
б) учебно-методическое пособие, содержащее информацию по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (раздела, темы) или по методике воспитания;
в) практикум (руководство к практическим занятиям), содержащий практические задания и упражнения, способствующие достижению целей изучения дисциплины (раздела, темы) или контролирующие успешность их достижения.
г) справочник, содержащий официальные документы, ГОСты, словарь терминов, и др. нормативные сведения, необходимые для выполнения обучающих заданий;
д) лекции (полный курс или отдельные лекции).

3. Учебная программа, определяющая цели, содержание, объем и порядок изучения и/или преподавания дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом.

I

Информация, содержащаяся в учебном издании должна:

1. Соответствовать принципам доказательной медицины, современному научному уровню, изложена последовательно и системно, структурирована и иллюстрирована, без перегрузки материала подробностями.

2. Быть изложена с соблюдением литературных норм, ясным, точным, лаконичным, в меру образным языком.

3. Соответствовать уровню компетенции читателя, которому предназначена (студентам, или интернам, или ординаторам, или преподавателям и пр.);

4. Реализовывать принципы междисциплинарной интеграции;

5. Обеспечивать преемственность этапов непрерывного медицинского и фармацевтического образования;

6. Использовать официально утвержденный понятийный аппарат (Анатомическая номенклатура, Международная система единиц СИ, МКБ и пр.)

Учебное издание должно иметь следующие части:

1. «Аннотация». Раскрывает цель издания, содержание и предназначение для определенной категории обучающихся (до 0,5 стр.).
2. «Введение». В нем мотивируется разработка данного издания, его необходимость для учебного процесса, формулируются цели изучения дисциплины, раздела, темы и пр. (1-2 стр.).
3. «Общие положения». Здесь описываются предмет, задачи и методы дисциплины (раздела, темы), её роль в формировании профессионального мышления и/или поведения специалиста, законы, закономерности, принципы, правила и пр. инварианты.
4. «Разделы»*. Содержат основную учебную и/или методическую информацию. Разделы могут подразделяться на более мелкие части (главы, параграфы и пр.).
5. «Заключение» (если того требует логика издания - до 3 стр.).

_______________________________________________________

* Требования к структуре раздела отдельных видов изданий представлены в Приложениях

6. «Список литературы», использованной при создании учебного издания, и/или рекомендуемой для дополнительного изучения (монографии, руководства, научные обзоры литературы).

Текст учебного издания должен быть оформлен

а) на бумажном носителе следующим образом:

- на листах формата А4 белого цвета;
- распечатка на принтере компьютера (как правило, шрифт Times New Roman, размер 12 п.), без ручной правки и помарок;
- иллюстрации помещаются в текст на места, определенные автором;

б) на электронном носителе – в соответствии с требованиями издательства.


IV

Дополнительные требования к конкретным видам учебных изданий

1. Учебник

а) Должен включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины).
б) Текст должна быть структурирован, систематизирован (разделы, параграфы, темы и пр.), фундаментализирован (охарактеризованы взаимосвязи с базисными и другими –смежными - дисциплинами) и оптимально иллюстрирован.
в) В разделах учебника должны быть выделены общие положения (формулировки законов, закономерностей, определения терминов, классификации и пр.).
г) Форма представления информации должна быть удобной для использования при выполнении обучающих и/или контролирующих заданий (схемы, рисунки, графы логической структуры, алгоритмы и пр.).
д) Обязательны примеры применения общих положений и частных сведений дисциплины в профессиональной или познавательной деятельности.
е) Учебник может содержать (в разделах или в виде приложения) обучающие и контролирующие задания, рекомендации для рационального достижения целей изучения дисциплины (раздела, темы).

2. Учебное пособие может содержать только учебную информацию, дополняющую учебник или заменяющую его (требования см. выше).
Частные виды учебного пособия содержат информацию, способствующую рациональному достижению целей изучения дисциплины, раздела, темы и пр.


а) Учебно-наглядное пособие (атлас, альбом, сборник рентгенограмм, ЭКГ, ФКГ и пр., таблицы большого формата для аудиторных занятий, тематический комплект слайдов, рисунков, схем и пр.) должно
- содержать иллюстративный материал (схемы, рисунки, графики, рентгенограммы, фотографии, таблицы и пр.), необходимый для выполнения обучающих и контролирующих заданий;
- иметь методические указания к использованию этих материалов в учебном процессе.
б) Учебно-методическое пособие (для преподавателей и/или студентов) должно содержать:
- научное обоснование методики обучения или изучения дисциплины (раздела, темы);
- описание методики выполнения деятельности (решения задач, ведения практического занятия, чтения лекций и пр.).
в) Практикум (или руководство к практическим занятиям) содержит обучающие или контролирующие задачи, тестовые задания, руководство для проведения лабораторных работ, учебных хирургических операций и других манипуляций.
г) Лекции должны содержать современную информацию по дисциплине, отсутствующую в других существующих учебных изданиях, но необходимую для выполнения обучающих заданий.

3. Учебная программа по дисциплине (название дисциплины соответствует её наименованию в государственном образовательном стандарте) обязательно должна содержать:

а) цели изучения дисциплины, сформулированные в виде умений и знаний, которые необходимо достичь при завершении изучения дисциплины;
б) раздел «Общие положения» (с перечислением и объяснением понятий, их классификаций, законов, закономерностей, принципов и пр. инвариантных явлений и фактов дисциплины, подлежащих обязательному усвоению в процессе изучения).
в) разделы (темы) с указанием существенных частных явлений и фактов, при изучении которых будут достигаться цели изучения (разделов, тем);
г) тематические планы лекций и занятий (при необходимости с краткими аннотациями и методическими рекомендациями к их проведению);
д) список литературы (обязательной и дополнительной);
е) образцы обучающих и контролирующих заданий с примерами решений или ответов;

Настоящие «Требования к учебным изданиям» одобрены Центральным методическим советом ММА им. И.М.Сеченова 13 октября 2001 г.

Приложение 1

Требования, предъявляемые к учебной литературе

Общие требования:

  • Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Государственному образовательному стандарту (содержание: знания и умения, объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям - тематическому плану практических занятий в учебной программе.
  • Обновляемость один раз в 5 (10) лет блоками учебных изданий по смежным дисциплинам, например, гистология + физиология + биохимия.
  • Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования.
  • Прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности.

Требования к содержанию:

  • Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях должна быть представлена дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), программу дисциплины, список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет).
  • Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
  • Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.


Требования к качеству информации

  • Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.
  • Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений.
  • Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур.
  • Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая классификация (Nomina Anatomica)
  • Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования.

Требования к стилю изложения

  • Рубрикация. Структура текста задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и, скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.
  • Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей.
  • Четкость определений, доступность их для понимания студентами соответствующих курсов.
  • Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.
  • Соблюдение норм современного русского языка.
  • Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.

Файл:  Загрузить