«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Нормативные требования к разработке и оформлению рабочей программы по дисциплине

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова


«Утверждаю»
Председатель ученого совета ММА им. И.М. Сеченова,
академик РАН и РАМН,
профессор____________
М.А.Пальцев
«____»_____________2005 г.

Требования

к рабочим учебным программам дисциплин,
разрабатываемым кафедрами
ММА им. И.М.Сеченова

Настоящие требования подготовлены на основании Закона РФ «Об образовании» (1992), Закона РФ «О высшем и профессиональном образовании» (1996), в соответствии с Требованиями УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию к учебным изданиям для высшего, послевузовского и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования.

Общие положения

Наименование дисциплины должно строго соответствовать её названию в соответствующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Рабочая программа разрабатывается на основе примерной программы дисциплины обязательной образовательной программы ГОС ВПО соответствующей специальности (040100 «Лечебное дело», 040300 «Медико-профилактическое дело», 040400 «Стоматология», 040500 «Фармация», 040600 «Сестринское дело»). При этом учитывается общая трудоемкость изучения дисциплины, определенная ГОС ВПО.

Рабочая программа в обязательном порядке пересматривается после утверждения нового поколения ГОС ВПО (при необходимости – чаще), и утверждается Учебно-методическим советом соответствующей специальности

Требования к структуре и содержанию

На титульном листе указываются официальное наименование учебного учреждения и его подчиненность (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, государственного образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова), название кафедры, название учебной дисциплины, номер и название специальности (040100 «Лечебное дело», 040300 «Медико-профилактическое дело», 040400 «Стоматология», 040500 «Фармация», 040600 «Сестринское дело»), общая трудоемкость изучения дисциплины и аудиторные учебные часы (и/или кредиты) с разделением на лекции и занятия (лабораторные, практические, клинические практические, семинары). В верхнем правом углу расположен гриф «Утверждено» с подписью председателя учебно-методического совета специальности. Программа также подписывается заведующим кафедрой. Указывается форма итогового контроля изучения дисциплины (зачет или экзамен).

Обязательными структурными элементами рабочей программы дисциплины являются:

1. Конечные цели изучения дисциплины.
2. Тематический план лекций и занятий (лабораторных, практических, практических клинических, семинаров) по каждой из форм обучения (очная, очно-заочная, заочная).
3. Цели и содержание (общие положения и частные сведения) разделов и тем.
4. Примеры контролирующих заданий.
5. Список основной и дополнительной литературы.

Конечные цели изучения дисциплины должны быть сформулированные в виде умений, которые необходимо выработать у студентов по завершению изучения дисциплины.

Цели следует формулировать в виде обобщенной деятельности и ее составляющих - менее обобщенных деятельностей или действий (не следует использовать такие термины, как «понимать», «уметь использовать», «участвовать», «знать и уметь объяснить такое-то понятие», «иметь представление» и т.п. расплывчатые формулировки).

Помимо перечисления умений в целях могут быть сформулированы знания, которыми должен обладать студент для выполнения этих действий (решения задач и пр.).

Цели должны быть диагностичными (их достижение легко проверяемо). Это означает, что можно составить задание, выполняя которое студент подтвердит достижение поставленных целей. Задания могут быть в тестовой форме, в виде контролирующих профессиональных задач для собеседования, или заданий в другой форме.

Цели могут быть ориентированы на:

- практическую деятельность специалиста (квалификационную характеристику)
- на изучение последующих дисциплин

Тематический план лекций и занятий (лабораторных, практических, семинаров и пр.) составляется в виде таблицы, где представлены названия всех тем дисциплины с указанием количества аудиторных учебных часов и/или кредитов (отдельно лекционных и занятий), предусмотренных для их изучения. При необходимости можно структурировать дисциплину на разделы, которые в свою очередь подразделяются на темы.

Цели изучения и содержание разделов (тем), представляют собой систему, ориентированную на реализацию конечных целей изучения дисциплины.

К каждой теме формулируются цели её изучения и указываются основные пункты содержания (общие положения, принципы, закономерности, частные сведения по дисциплине, и пр.). Цель может иметь формулировку, единую для нескольких тем, если темы отличаются только содержанием. В этом случае цель формулируется один раз с указанием номеров тем.

Список литературы составляется с учетом её наличия в библиотеке академии. Давность издания не должна превышать 5 или 10 лет (в зависимости от дисциплины). Основная литература – не более 3-х наименований и дополнительная – не более 10.


Схема рабочей программы дисциплины представлена в Приложении.

Приложение

Титульный лист рабочей программы дисциплины

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Кафедра……………………………………………
 

Обсуждено на учебно -методической конференции  кафедры   «__» __________200_ протокол №__ 

Заведующий кафедрой профессор ___________________               

 «Утверждено»

Председатель УМС

специальности 040..00 профессор  _____________________

«…..»________200_ г.

 
 
 
 
Рабочая программа дисциплины
__________________________________________________
специальности 040..00 «……..»
 
 
Общая трудоемкость  - ……..уч.часов (………….кредитов)
В т.ч. аудиторных:
лекции - ….,
занятия - …….
 
Форма итогового контроля: зачет (экзамен)
 
 
Москва- 200__

 

1. Конечные цели изучения дисциплины:

Студент должен уметь

1. …………………....
2…………………..…
3……………….…….
……………………....
……………………….

Студент должен знать:

1………………………
2………………………
3………………………
………………………..

2. Тематический план лекций и занятий (практических, семинаров, лабораторных и пр.)  

 № Название темы (раздела) Лекции   Занятия  Самостоятельная работа
 1.        
         
         
         
         
         
   Всего      



3. Цели изучения и содержание разделов/тем

Раздел I. ……………………………………

Цели изучения

Уметь: 1………………………….
2…………………………...
3……………………………

Знать: 1…………………………...
2…………………………..
3………………………….


Тема 1……………………

Цель изучения для тем 1-5 (если цели имеют общую формулировку для нескольких тем)

Уметь: 1.………………..
2………………....
…………………..

Знать: 1……..………….
2…………………
…………………..

Содержание.……………………………………………………………..

Тема 2……………………………………..

Цель изучения (см.тема 1)

Содержание.……………………………………………….

Тема «n»…………………………………..
…………………………………………………………………………….

6. Рекомендуемая литература


Основная:

1…………………………
2…………………………
3…………………………

Дополнительная:

1…………………………
2…………………………
…………………………..
…………………………..
…………………………..
10.……………………….


Файл:  Загрузить