«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Новое поколение военных врачей России

Военное обучение в стенах старейшего медицинского вуза страны началось в 1927 году, когда был создан военный кабинет на медицинском факультете Московского государственного университета. Первым начальником кабинета был генерал Самойло А.А. После создания в 1930 году 1-го Московского медицинского института военный кабинет продолжил работу, которым руководил генерал Егорьев В.И. В связи с увеличением объема задач по военному обучению студентов в 1937 году вместо военного кабинета образована санитарно-оборонная кафедра, а в 1941 году она была переименована в военную кафедру. Руководство кафедрой осуществлял полковник медицинской службы Попов Г.М.

В последующие годы кафедрой руководили известные специалисты военной медицины, имеющие опыт организации медицинского обеспечения в годы Великой Отечественной войны (генералы Столыпин П.Г., Семека С.А., полковник м/с Данилин Е.Н.). В дальнейшем – полковники медицинской службы Баукин Л.И., Дубровин Л.П., Гриджин В.П.

В 1993 году в ММА имени И.М. Сеченова военная кафедра была преобразована в кафедру военной и экстремальной медицины, которой были поставлены задачи не только подготовки специалистов по организации медицинского обеспечения ВС в военное время, но и по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Руководили кафедрой военной и экстремальной медицины полковники м/с Чепурных О.Е. И Бабенко О.В. Многолетний опыт медицинского обеспечения войск показывает, что успешно выполняют обязанности те врачи, в том числе и клинические специалисты, которые имеют твердые знания по организации и тактике медицинской службы, в совершенстве знают принятую систему медицинского обеспечения и умело применяют ее на практике. Именно этим целям и служит созданный в 2001 году постановлением Правительства РФ факультет военного обучения.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета Федерации сказал: «Полагаю также, что задачи военного обучения для подготовки специалистов уникальных профессий, которые необходимы современной армии, можно решать и на базе гражданских вузов», что и сделано в нашей академии. Одной из основных задач ФВО является целевая контрактная подготовка специалистов для Министерства обороны РФ. Следует отметить, что факультет прогрессирует как качественно, так и количественно. Если в 2002 году осуществлен первый набор студентов на первый курс в количестве 50 человек, то с 2003 года ежегодный набор составляет 150 человек.

Ни один самый подготовленный в своей области врач не сможет быть полезным на войне без знания патологии военного времени, основ военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии, военной эпидемиологии и других специальных дисциплин, а главное – без знания и опыта организации медицинского обеспечения войск в полевых условиях при массовых потоках раненых и больных.

Это положение актуально для всего врачебного состава – от рядового врача до руководителя медицинской службы любого ранга. Главным условием успешного решения задач военной медицины в военное время является наличие подготовленных высококвалифицированных медицинских специалистов для армии, как из числа кадровых офицеров, так и из числа офицеров медицинской службы запаса.

Следующая задача факультета – подготовка студентов из числа граждан РФ, заключивших контракт на обучение, по программам подготовки офицеров медицинской службы запаса. В нашей академии военное обучение проводится для студентов всех факультетов по определенным военно-учетным специальностям. После окончания обучения присваивается офицерское звание «лейтенант медицинской службы запаса».

Следующая задача факультета – подготовка студентов из числа граждан РФ, заключивших контракт на обучение, по программам подготовки офицеров медицинской службы запаса. В нашей академии военное обучение проводится для студентов всех факультетов по определенным военно-учетным специальностям. После окончания обучения присваивается офицерское звание «лейтенант медицинской службы запаса».



На Факультет военного обучения возложена подготовка студентов из числа граждан РФ, не заключивших контракт на военное обучение, по программе «Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

На что и нацелена созданная в этом году кафедра гражданской обороны, а также кафедра организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Кроме традиционных задач, решаемых каждой кафедрой, на Факультет военного обучения возложены дополнительные, не менее важные задачи.

Следующая задача – переподготовка офицеров медицинской службы запаса. Она необходима тем офицерам медицинской службы запаса, обучающимся в интернатуре, ординатуре, которые меняют свою специальность. Вследствие этого изменяется и военно-учетная специальность. После окончания обучения они получают справку установленного образца и представляют ее в свои военные комиссариаты, где их ставят на учет по приобретенной специальности.

Важной задачей Факультета военного обучения является военно-патриотическое воспитание наших учащихся. Студенты факультета принимали активное участие в подготовке воспоминаний участников Великой Отечественной войны, в восстановлении музейной экспозиции «Сотрудники академии – участники ВОВ». Наши студенты участвуют в подготовке митингов, посвященных Дню Победы, во встречах с сотрудниками академии – ветеранами Отечественной и участниками современных локальных конфликтов. У нас создан оперативный отряд, который активно работает по соблюдению порядка и дисциплины среди студентов в академии.

Организационная структура ФВО

Основными структурными подразделениями факультета являются кафедры, отделы которых размещены в двух отдельных зданиях: деканат факультета военного обучения, кафедры организации медицинского обеспечения ВС РФ и медицинской профилактики и защиты – на Аллее жизни, а кафедры организации медицинского обеспечения населения при ЧС и военных дисциплин – в Абрикосовском переулке. Кафедры военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии – на фондах ГВКГ имени Н.Н. Бурденко. Структура и штат подразделений факультета военного обучения разрабатывается с учетом специфики и
объема работы этих подразделений.

Научный потенциал факультета

Научный потенциал ФВО возрос в связи с привлечением на кафедры ведущих специалистов медицинской службы МО РФ, имеющих практический опыт работы в горячих точках и локальных вооруженных конфликтах. Основой качественного улучшения учебного процесса для нас является дальнейшее развитие кафедр факультета военного обучения как главного звена учебной, методической и научной работы. В 2005 году выпущен учебник для медицинских вузов страны под редакцией И.М. Чижа «Организация и тактика медицинской службы». Изданы монографии по управлению повседневной деятельности медицинской службой воинской части и военной токсикологии.

На ФВО в 2004 году разработаны Программы подготовки и переподготовки офицеров медицинской службы запаса, а также программа «организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» для студентов медицинских вузов России. Особое внимание уделяется переработке лекций и изданию учебных пособий. Готовятся к печати два учебных пособия для студентов медицинских вузов, имеющих гриф УМО.

Основное внимание в методической работе уделялось совершенствованию методики обучения и воспитания студентов; повышению эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий; повышению педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава факультета военного обучения; совершенствованию организации и обеспечения учебного процесса.

В 2003–2004 учебном году развернута медицинская рота полка в убежище для проведения практических занятий со студентами. С 2004 года проводятся занятия по огневой подготовке с использованием электронного тира «СКАТ». В основном кафедры факультета военного обучения имеют необходимое техническое оснащение для проведения учебного процесса, за исключением вновь образованных кафедр (военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии и гражданскойобороны).

Обучение студентов проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям лечебное дело, медико-профилактическое дело, фармация, стоматология.

В Государственный образовательный стандарт входят дисциплины: экстремальная и военная медицина; военная гигиена; военная эпидемиология; военно-полевая хирургия; военно-полевая терапия.

К экстремальной и военной медицине относятся: общественно-государственная подготовка; общевоенная подготовка; тактическая подготовка; тактико-специальная подготовка; военно-специальная подготовка.

Проводится строевая, огневая и тактическая подготовка. На третьем курсе студенты проходят тактико-специальную подготовку. Это организация и тактика медицинской службы. «Вся суть санитарного дела на войне – администрация», – так говорил Н.И. Пирогов. Он писал также: «Если врач в этих случаях не предложит себе главной целью, прежде всего, действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растерялся, и ни голова его, ни рука не окажет помощь».

Занятия проходят на кафедре организации медицинского обеспечения ВС РФ по дисциплинам: организация и тактика медицинской службы (ОТМС); военно-медицинское снабжение (для фармацевтического факультета).

На кафедре изучается оснащение военнослужащих и медицинского состава войскового звена современными индивидуальными и групповыми средствами медицинской помощи, а также организация лечебно-эвакуационных мероприятий на поле боя и этапах медицинской эвакуации.

На четвертом курсе изучаются специальные дисциплины. По военной токсикологии дается общая характеристика отравляющих и высокотоксичных веществ, принципы оказания неотложной помощи и профилактика поражений, приборы химической разведки. На военной радиобиологии студенты изучают радиационные поражения при применении ядерного оружия и при радиационных авариях, а также приборы радиационной разведки; индивидуальные средства защиты органов дыхания; индивидуальные средства защиты кожи; средства специальной обработки.

На цикле военной эпидемиологии и гигиены изучаются методы оценки санитарно-эпидемического состояния личного состава войск и района их действий, порядок проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и медицинского контроля в войсках в военное время, а также комплекты и техника для санитарно-гигиенического обследования, находящиеся на снабжении в ВС РФ; средства биологической разведки.

Биобезопасность является государственнозначимой проблемой. Сегодня термин «национальная биологическая безопасность» можно рассматривать как состояние готовности страны к противодействию и устранению последствий биологических угроз, включая защищенность населения и систем его жизнеобеспечения, а также окружающую природную среду от биологической чрезвычайной ситуации.

Поэтому на ближайшую перспективу становится актуальным создание курса по защите личного состава войск и населения от биологических угроз (курса биобезопасности).

На пятом курсе студенты изучают военно-полевую хирургию и военно-полевую терапию на профильных базах академии.

В 2005 году в составе факультета созданы новые кафедры военно-полевой хирургии (с курсом военной стоматологии) и военно-полевой терапии, функционирующие на базе старейшего лечебного учреждения страны – Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко, который в 2006 году отметит 300-летие. Сегодня этот госпиталь – флагман военной медицины России, имеющий на своем оснащении самое современное лечебно-диагностическое оборудование. Сотрудники кафедр являются ведущими специалистами медицинской службы Министерства обороны РФ.

На пятом курсе студенты обучаются на кафедре организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, где изучается организация оказания различных видов медицинской помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. После 2, 3, 4-го курса студенты сдают зачеты, а после 5-го курса проходят учебный сбор в войсках. Учебный сбор проходит в войсковой части (г. Электросталь).

На учебном сборе студенты проходят курс молодого бойца, где занимаются строевой, огневой подготовкой, принимают военную присягу. На принятие военной присяги приглашаются родители, руководство академии и медицинской службы ВС РФ. В прошлом году на приеме присяги присутствовали первый проректор академии академик РАМН, профессор Денисов И.Н., начальник ГВМУ МО РФ генерал-полковник мед. службы Чиж И.М. Итогом обучения курсантов по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса является тактико-специальное медицинское учение (ТСМУ). На ТСМУ студенты оказывают первую помощь на поле боя, преодолевают очаг химического заражения, выносят пораженных из очага заражения и эвакуируют их в медицинскую роту полка. Курсанты назначаются на должности медицинского состава медицинской роты полка и выполняют задачи в соответствии со своими функциональными обязанностями. На сортировочной площадке курсанты проводят медицинскую сортировку раненых и больных, оказывают медицинскую помощь.

Для обучения курсантов Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова на учебном сборе Главным военно-медицинским управлением МО РФ выделялись современные технические средства медицинской службы – подвижный комплекс врачебной помощи (ПК ВП).

В ходе учения отрабатываются мероприятия первой врачебной помощи в функциональных подразделениях комплекса. На учениях присутствовали ректор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова академик РАН и РАМН, профессор Пальцев М.А. и командующий войсками специального назначения генерал-полковник Соловьев Ю.В. Полученные знания и практические навыки, а также работа на учениях учитывались при сдаче экзамена после окончания учебного сбора.

Хотелось бы обратить внимание на следующую проблему, стоящую перед факультетом военного обучения. Учебным планом фармацевтического факультета предусмотрено выделение учебного времени для обучения по военной и экстремальной медицине с 6 по 8 семестр обучения, что не позволяет освоить вышеназванную дисциплину в полном объеме в соответствии с Программой подготовки офицеров запаса 2004 года.

Наше предложение: Для решения этой проблемы предлагаем внести изменения в учебный план фармацевтического факультета и предусмотреть выделение учебного времени для обучения на кафедрах факультета военного обучения с 5 по 8-й семестр включительно.

Задачи, стоящие перед факультетом

1.Переработка программ совместно с учебно-методическим объединением в свете решений Болонской конференции.
2. Проведение капитального ремонта 3-го этажа (кафедры медицинской профилактики и защиты) и лекционной аудитории учебного корпуса.
3. Размещение и оснащение кафедры гражданской обороны.
4. Оснащение техническими средствами обучения кафедр ВПХ и ВПТ.
5. В связи с подготовкой к празднованию 250-летия ММА им. И.М. Сеченова издать историческую справку ФВО.
6. Ремонт и переоборудование медицинской роты полка, развернутой в убежище в стационарный учебный центр для проведения занятий (развертывание кабинета функциональной диагностики, лаборатории, операционной...).

В 2005/2006 учебном году обосновать необходимость и подать предложения по созданию курса по защите личного состава войск и населения от биологических угроз (курс биобезопасности).

В заключение хочу сказать, что за время существования военно-медицинского обучения в ММА им. И.М. Сеченова подготовлено более 78тысяч офицеров медицинской службы запаса, которые профессионально применяли полученные знания как в военное, так и мирное время.

Докладываю, что сегодняшнее состояние ФВО, его учебно-материальная база, благополучие связаны с неустанной заботой ректора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова академика РАН и РАМН, профессора Пальцева М.А., Учебного совета и ректората, которым наш коллектив выражает благодарность.

Мы способны выполнить все поставленные задачи и дальше будем отдавать все свои силы на благо подготовки нового поколения военных врачей России.

Начальник факультета военного обучения ММА им. И.М. Сеченова,
 доцент, полковник медицинской службы
 О. В. Бабенко