«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Престиж медицинской школы России

Совещание ректоров медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации прошло с участием экспертов Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и представителей Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), представителей РАН, РАМН, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, депутатов Государственной Думы, Администрации Президента.

34

Три дня работали 150 участников встречи, среди которых – ректоры медицинских и фармацевтических вузов страны, деканы медицинских факультетов государственных университетов, ректоры медицинских институтов усовершенствования врачей, медицинских академий последипломного образования, деканы факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, другие российские и зарубежные гости.

Совещание проходило на базе Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова – ведущего медицинского вуза страны, занимающего лидирующие позиции в России и входящего в десятку лучших среди медицинских образовательных учреждений в Европе.

Главная тема совещания – подготовка медицинских и фармацевтических кадров в соответствии с международными стандартами качества образования.

Основная цель совещания – разработать стратегию по дальнейшему развитию медицинского образования, опираясь на опыт европейских специалистов и сегодняшнее состояние медицинского образования в России, с учетом положений Болонской декларации.

Задачи, которые решались на совещании:

  • анализ ситуации и тенденций в медицинском образовании в Европе;

  • анализ ситуации и определение местоположения медицинской школы России, готовности к полновесному вливанию в Болонский процесс;
  • выработка совместной резолюции по первым двум дням совещания;
  • обсуждение и принятие основных положений решения ректоров (для направления в государственные органы, МЗ и СР, Министерство образования и науки, ректорам вузов).

За последние 20 лет различным аспектам реформирования медицинского образования были посвящены ряд международных и национальных конференций и совещаний.

Первым наиболее значимым международным мероприятием стала Всемирная конференция по медицинскому образованию, прошедшая 7–12 августа 1988
года в Эдинбурге (Шотландия) под эгидой ВФМО.

Последние полгода особенно активны в отношении мероприятий подобного уровня: в конце 2004 года прошла Конференция в Стокгольме, в январе 2005 года эксперты ВОЗ и ВФМО приезжали в Россию и провели Совещание для русскоговорящих стран в Санкт-Петербурге. Совещание ректоров в Москве можно считать следующим значимым шагом для российской медицинской школы.

Экскурс в недалекое прошлое

В мае 1998 года в Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана «Совместная декларация о гармонизации систем европейского высшего образования».

А чуть позднее, 19 июня 1999 года, в Болонье министрами образования 29 стран Европы подписана Совместная декларация, названная впоследствии Болонской. Так был дан старт Болонскому процессу. На сегодняшний день в процесс вовлечены более 40 ведущих стран Европы, и к концу мая их число увеличится до 45.

На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в Берлине 7–19 сентября 2002 года в рамках Болонского процесса, в которой участвовала и делегация Российской Федерации, принято решение о присоединении России к Болонской декларации, и официально Россия вошла в процесс в 2003 году.

 Привлекательный политический инструментарий образовательной реформы, предлагаемой Болонским процессом, был оценен российской политической элитой.

В 2002 году, накануне вступления России в Болонский процесс, президент В.В. Путин в своем выступлении на Седьмом съезде Союза ректоров России подчеркнул важность следующих моментов: необходимости сохранения лучших традиций классической российской школы образования, а не консервации отживших моделей.

 Не может быть и речи о догматизме, надо учить людей учиться тогда студенты и школьники не только смогут адаптироваться к изменениям в стране и мире, но и будут стремиться сформировать эти изменения сами.

Это, по словам президента, «должно обеспечить опережающее развитие образования как самой интеллектуальноемкой «отрасли» российской экономики».

Взаимное признание дипломов

Основная цель Болонского процесса – создать единую общеевропейскую сильную, конкурентоспособную систему образования, позволяющую обеспечить экономическую мощь объединенной Европы.

Болонская декларация формирует модель европейского высшего образования с учетом специфики и традиций национальных образовательных систем. Как и наука, образование по своей сути интернационально и должно включать все лучшее, что есть на данный момент в мире.

Для полноценного участия в этом процессе нашей стране предстоит до 2010 года принять ряд мер по модернизации образования. Подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя вполне определенные обязательства по реформированию своей высшей школы.

Однако предстоящие изменения не должны понизить уровень отечественной системы высшего образования, в том числе и медицинского. Наша задача, сохраняя исторические традиции системы высшего медицинского образования и используя богатейший опыт подготовки медицинских кадров, свои принципы и методологию обучения, прошедшие проверку временем, встроиться в систему единого образовательного пространства в соответствии с общеевропейскими требованиями и добиться путем преобразований признаваемости российских дипломов европейскими странами – членами Болонского процесса.

Отечественная система подготовки кадров должна рассматриваться не просто как вузовская структура, дающая знания нашим гражданам, но и как конкурентоспособный важнейший ресурс страны, который можно и нужно использовать в социальных, политических, культурных и, прежде всего, экономических целях.

Например, в США обучается 500–600 тыс. (32%) иностранных студентов, в России – всего 90 тыс., но их число можно увеличить в 7–10 раз, что будет приносить ежегодно государству 1–2 млрд. долл., а это и поддержка вузов, и достойная зарплата преподавателей. Но для этого дипломы наших вузов должны признаваться в других странах не только де-факто (что уже произошло в последнее десятилетие), но и де-юре.

Специфика высшей медицинской школы

Болонский процесс предусматривает, прежде всего, введение двухциклового обучения. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра (после одного–двух лет обучения) и(или) докторская степень.

В России двухуровневая система «бакалавр-магистр» начала развиваться еще в конце 1980-х годов как следствие перехода к рыночной экономике. Но до сих пор в нашей стране остается проблематичным трудоустройство бакалавров и магистров. (В Европе, например, в ряде стран бакалавру не составляет особых усилий найти работу на рынке труда.)

Но в России, особенно рассматривая специфику высшего медицинского образования, трудно себе представить врача с 3-годичным образованием. Скорее всего сам бакалавриат для медицины неприемлем, ибо, обладая даже выдающимися способностями, за 3 года невозможно получить медицинское образование в достаточном объеме для осуществления профессиональной сестринской и врачебной деятельности.

Что касается магистратуры, то магистры у нас были до революции. Их готовили, например, по фармации, то есть по теоретическим дисциплинам, где не требуется клиническая практика. Кто может быть магистром сегодня? Думается, это главная сестра лечебно-профилактического учреждения, это провизоры, руководители крупных базовых аптек, администраторы здравоохранения и главные врачи, специалисты по медицинской статистике, медицинским кадрам и медицинскому страхованию.

Специфика российской школы в отношении системы «бакалавр-магистр» не одинока и должна быть корректно рассмотрена при полноправном вхождении в процесс. Президент ВМФО Х. Карле относится с пониманием к этой позиции, а положительный пример Финляндии и Польши говорит о возможности гибкого подхода к проблеме.

Международная система аккредитации

Участники Болонского процесса предлагают выйти на международную систему аккредитации (российские вузы проходят эту процедуру внутри страны уже более 10 лет, а некоторые медицинские вузы прошли ее уже дважды). В мире из 1600 медицинских вузов проходят систему аккредитации и осуществляют преподавание по общепринятым программам менее 50%.

Как правило, не соответствует международным стандартам преподавание в новых медицинских вузах и на вновь создаваемых медицинских факультетах университетов, число которых быстро растет. Не менее острой остается проблема дальнейшего роста числа негосударственных образовательных учреждений, так называемых «коммерческих» вузов.

Высокие рейтинги имеют преимущественно те медицинские вузы России, у которых есть собственные клинические базы, потому что такие базы – основа качественной подготовки врача. Строительство собственных клиник для медицинских образовательных учреждений началось у нас еще в конце XIX века.

С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время не только не строятся клиники для медицинских вузов, но начался процесс постепенного вытеснения медицинских вузов из муниципальных больниц; появляются платные палаты, коммерческие пациенты. В общем, мы идем к тому, что студентам медицинских вузов негде будет проходить практическую подготовку, и это не может сегодня не тревожить.

Базовое образование - основа основ

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше полученного образования. Качество полученного базового образования – это основа основ, и подчас оно определяет жизненный и профессиональный путь человека. К сожалению, в последнее время начала проявляться опасная тенденция – увлечение новыми направлениями подготовки специалистов в медицинских вузах.

В мире существуют 3 направления подготовки кадров: лечебное дело (медицина), стоматология и фармация. Россия же готовит специалистов по значительно большему числу направлений: санитарных врачей, педиатров, по медицинской психологии, управлению и экономике здравоохранения...

Российским студентам приходится изучать громадное число дисциплин. В 1913 году их было 30, а в 1995 году студенты обучались уже на 54 кафедрах и курсах. Это очевидное следствие вряд ли правильного призыва: формирование «узкого» специалиста уже на студенческой скамье! Решить проблемы, которые ставит перед здравоохранением общество, можно только обеспечив сильную общую подготовку врача и сократив недопустимо большое количество дисциплин.

У нас 110 медицинских специальностей, утвержденных Министерством здравоохранения, в США – 49, в Германии – 24, в Великобритании – 16.

Основным стратегическим направлением дальнейшего развития высшей медицинской школы и улучшения качества медицинской помощи могло бы стать сведение подготовки студентов на додипломном этапе к базовым специальностям: лечебное дело, стоматология, фармация, сестринское дело.

Это соответствовало бы системе высшего медицинского образования в развитых странах, облегчило переход к признанию эквивалентности отечественных и зарубежных дипломов.

Учиться всю жизнь

Проблемой и задачей медицинского образования XXI века является создание системы, обеспечивающей переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь». В связи с этим одной из ключевых задач является целенаправленное развитие системы дополнительного образования специалистов здравоохранения, с тем, чтобы они могли максимально удовлетворить потребности в совершенствовании профессиональных знаний на протяжении всей трудовой деятельности.

Подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в России осуществляется в 47 вузах и на 22 факультетах университетов, в 4 медицинских академиях последипломного образования, 4 институтах усовершенствования врачей и на 52 факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов при медицинских (фармацевтических) вузах.

В системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно обучается около 180 тыс. специалистов отрасли, в том числе в учреждениях профессионального дополнительного образования – 64,2 тыс. человек, на факультетах усовершенствования врачей и провизоров – 115,1 тыс.

Но существует ряд проблем – например, отсутствие преемственности при обучении врачей в интернатуре и ординатуре – одна из сложных проблем отечественного медицинского образования.

Сегодня в России один и тот же документ – сертификат специалиста – получают интерн (годичная подготовка) ординатор (2_годичная подготовка), аспирант (3-годичная подготовка) и практикующий врач со стажем практической работы 5–20 лет. Возникают вопросы: по какой специальности и в какой должности может работать выпускник вуза после годичной стажировки в интернатуре? Почему его принимают для работы в специализированные лечебные учреждения?

Качество самого преподавания

Конечно же, в первую очередь для решения этой проблемы необходимо добиться коренных изменений в информатизации, разработать, апробировать, внедрить в учебный процесс современные технологии обучения (в том числе дистанционного). Этому должны предшествовать повышение компьютерной грамотности преподавателей и студентов, компьютеризация всех кафедр. С помощью современных информационных сетей можно обеспечить доступ ко всем системам информации, к базам данных по всем медицинским специальностям, доступность дистанционного обучения.

Да, высшей медицинской школе необходимо сегодня серьезно поработать над своими учебными программами, разобраться с клинической подготовкой специалистов, но также подумать над вопросом: что же будет, если медицинские вузы передадут Министерству образования? Что вообще останется от старинной российской школы врачевания?

Да, высшее медицинское образование нуждается в реформах, но они не должны разрушать традиции, которые формировались десятилетиями и определили престиж высшей медицинской школы России. Преобразования должны проводиться планомерно, взвешенно и обоснованно, без ущерба для практического здравоохранения, без снижения уровня оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.